Print This Post

13 апреля 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Радость праздника Воскресения Христова с митрополитом Иларионом разделили сотрудники возглавляемого им Отдела внешних церковных связей.

Митрополиту Илариону сослужили заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв, секретарь по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, консультант Отдела внешних церковных связей, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, клирик Андреевского монастыря, настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе протоиерей Христофор Хилл, заведующий Службой переводов иерей Арсений Черникин, заведующий сектором межрелигиозных контактов священник Димитрий Сафонов, сотрудник Секретариата по межхристианским отношениям священник Алексий Дикарев,  консультант ОВЦС  священник Михаил Асмус.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

После Литургии вокруг храма был совершен крестный ход.

По окончании богослужения от лица сотрудников Отдела внешних церковных связей митрополита Илариона поздравил протоиерей Николай Балашов, отметив, в частности: «Нынешний праздник обращает наши мысли к высокому призванию быть свидетелями Воскресения Христова в мире. Иногда в повседневной рутине и суете наших церковных, дипломатических и административных обязанностей мы имеем печальную склонность об этом забывать, и действуем в мире так, как действуют люди сего мира, словно Христос не Воскрес и вся деятельность наша тщетна.

Образ Вашего служения, дорогой владыка, для нас является примером, как надо стремиться использовать всякое время и любое положение для свидетельства о Боге, о вере, о спасающей силе Христа. Вы это делаете очень многообразно, прибегая к различным средствам, доступным в мире, выражая с их помощью благовествование о Христе. На собственном примере Вы нам показываете, что надо стремиться не столько к неожиданной оригинальности в словах и суждениях, сколько к простоте и ясности выражений.

Хотелось бы, владыка, чтобы в нашей повседневной жизни и служении мы тоже всегда воспринимали себя как свидетелей о Боге, о Его правде, о спасительной силе Его Воскресения. Чтобы нашей жизнью и служением окружающему миру мы могли явить Бога, Которого никто и нигде не видел (см. Ин. 1.18). Это и есть высшая и святая задача, которую святая Церковь возложила на нас, призвав трудиться в Отделе внешних церковных связей.

Владыка, просим Ваших святых молитв, чтобы нам никогда не терять из вида главную цель нашей деятельности, трудясь на благо Церкви Христовой. Желаем Вашему Высокопреосвященству здравия, терпения, в том числе по отношению к нам, и помощи Божией в исполнении столь многообразных обязанностей, которые Вы несете весьма успешно. Исполла эти деспота!»

Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Николай!

Дорогие собратья и сослужители, дорогие браться и сестры!

Христос Воскресе!

В эти Пасхальные дни Церковь особым образом собирает нас на трапезу Господню, приглашая всех быть причастниками Пречистого Тела и Честной Крови Господа Иисуса Христа так часто, как это для нас возможно.

В течение всей Светлой седмицы открыты Царские врата в знак того Царства, которое Своей смертью и Воскресением открыл перед нами Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Каждый день совершается Божественная литургия, каждый день мы приглашаем всех вкушать радость брачного пира, от которого никто, по слову Иоанна Златоуста, не уходит алчущим, но все приглашаются им насладиться и напитаться.

Пасха совершенно особым образом напоминает нам о том, ради чего мы живем, ради чего несем свое служение, что дает нам силы —  об источнике жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Если бы не было в нашей жизни этого источника, жизнь потеряла бы всякий смысл. Ведь, в конце концов, большая ли разница между человеком, прожившим жизнь достойно и тем, кто прожил ее менее достойно? Велика ли разница между теми, кто прожил долгую или короткую жизнь, если все равно по отношению к вечности все это время земной жизни – лишь краткий миг.

Если бы мы были созданы только для того, чтобы здесь, на земле провести какое-то время, а потом исчезнуть, кануть в небытие, тогда все теряло бы смысл и всякое оправдание.

Были времена, когда нам говорили, что человек должен жить для своего потомства и что надо трудиться, вкладывать во что-то свои силы, чтобы наши потомки жили лучше и интереснее. А те потомки, надо полагать, должны были вкладываться в своих потомков. Но разве только в материальных благах смысл нашей жизни? Мы не можем смысл жизни видеть только в потомках, хотя, конечно, потомство важно, и важно, чтобы дети жили лучше, чем родители, а внуки – лучше, чем дети.

Но счастье человека, как выясняется, не зависит от материальных благ. Оно зависит от того, сознает ли человек высший смысл своей жизни, понимает ли он, для чего он живет и что в конце концов его ожидает.

Здесь мы приходим к тому, о чем Господь Иисус Христос говорил во всех Своих проповедях, поучениях и притчах: человек создан не для этого мира, он создан для Царства Небесного. Христос никогда не объяснял, что это такое, но притчами изъяснял тайны Царства Небесного. Он говорил, что Царство Небесное важнее, чем все богатства земного мира. Оно подобно сокровищу, спрятанному в поле, которое человек нашёл и утаил, а после продал все свое имущество, чтобы купить это поле. Еще Царство Небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который найдя одну драгоценную жемчужину, продал все, что имел и купил ее (см. Мф.13. 44-46).

Господь говорит нам, что Царство Божие – это не только то, что ожидает нас за порогом смерти, но к нему мы можем приобщаться уже в земной жизни. Именно тогда земная жизнь и обретает свое подлинное и полноценное религиозное измерение, когда мы соединяем Божественную вечность с нашим временем жизни, когда Царство Небесное становится реальностью нашего духовного религиозного опыта. Это происходит тогда, когда мы молимся, когда причащаемся Святых Христовых Таин и ощущаем присутствие Божие в нашей жизни; когда мы осознаем, что Христос Воскрес, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное.

И эта вера, этот Божественный свет преображают всю нашу жизнь. Эта радость о Воскресении Христовом наполняет смыслом наши повседневные труды, кажущиеся иной раз превосходящими человеческие силы и возможности. Но Господь дает нам силы, чтобы нести эти труды, и дает нам радость в несении этих трудов, ибо мы ощущаем, что работаем не просто для каких-то земных целей, чтобы заработать себе на хлеб, а мы работаем для Царства Небесного.

Царство Небесное тесно связано с нашей земной жизнью, ибо качество той жизни, которая ожидает нас в Небесном Отечестве, напрямую зависит от качества нашей жизни здесь, на земле. И поэтому чем ближе мы будем к Царствию Небесному, чем теснее мы будем ощущать свое единство с Господом Иисусом Христом, умершим и воскресшим ради нашего спасения, тем явственнее для нас будет присутствие этого Царствия Небесного в нашей земной жизни.

Царство Небесное – это не что иное, как вечность, наложенная на наше время. И церковный календарь с его праздниками, со всеми событиями из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые мы вспоминаем в течение всего года, является также проекцией вечности. И эта вечность, присутствующая в нашей жизни, наполняет временную жизнь смыслом и радостью. Радостью о том, что Господь наш Иисус Христос умер и воскрес, чтобы каждый из нас ощущал Его присутствие в своей жизни, чтобы никто из нас не боялся смерти, ибо смерть Спасителя сокрушила врата ада.

В эти Пасхальные дни будем молиться Господу, чтобы радость о Воскресении Христовом всегда присутствовала в нашей жизни, наполняя смыслом наши земные дни. Будем причащаться Святых Христовых Таин с молитвой к Господу, чтобы нам истее причащаться в невечернем дне Царствия Божия, который уготован для каждого из нас. Чтобы с каждым новым Причастием Христос увеличивал нашу радость, готовя нас к принятию совершенной радости в Небесном Царстве.

Будем просить Пресвятую Богородицу, нашу Молитвенницу и Заступницу Небесную, чтобы Она, предстоящая ныне у Престола Своего Сына, молилась о каждом из нас, покрывала нас от всякого зла Честным Своим омофором, и помогала нам идти, никуда не сворачивая, по пути, ведущему в Царство Небесное. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС