Митрополит Иларион: Когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу
7 января 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на «Россия-24». Свои вопросы мы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Я поздравляю всех наших телезрителей с праздником Рождества Христова. Желаю, чтобы этот праздник принес радость, мир и утешение в каждую семью и в каждое сердце. Пусть Родившийся в Вифлееме Воплотившийся Бог – Господь наш Иисус Христос помогает нам в это непростое время преодолевать все трудности, вызовы, болезни и испытания, которые выпадают на нашу долю. С праздником Рождества Христова!
Е. Грачева: Из свежих новостей: стало известно, что Владимир Путин готовится привиться от коронавируса разработкой отечественных врачей. Я хотела бы спросить: нет ли намерения ввести себе вакцину у Вас или у Патриарха Кирилла? Известно ли Вам что-то об этом?
Митрополит Иларион: Что касается Святейшего Патриарха, то у меня нет сведений, привился он или нет. А я сделал эту прививку еще в конце августа, когда вакцина даже не была окончательно сертифицирована и только проходила испытания. Я посчитал нужным это сделать, потому что, хотя к тому времени я уже переболел коронавирусом, уровень антител у меня в крови был достаточно низким, но мне оказалось достаточно сделать только один укол: после него уровень антител поднялся, и вторая инъекция уже не была необходима. Для большинства людей, которые не переболели коронавирусом, необходимо два укола.
Я по-прежнему считаю, что вакцина от коронавируса – это на сегодня самое действенное средство против страшной пандемии, которая нас постигла. Я считаю, что чем быстрее и чем большее количество людей удастся привить, тем быстрее мы победим эту страшную напасть. Думаю, что альтернативы тем вакцинам, которые у нас существуют, на данный момент нет. Поэтому рекомендую всем, кто может и у кого нет противопоказаний, привиться от коронавируса.
Е. Грачева: Владыка, Папа Римский призвал страны делиться друг с другом вакцинами от коронавируса. Как Вы думаете, учитывая существующие межгосударственные отношения России с другими странами, возможен ли такой вариант с вакциной «Спутник V»?
Митрополит Иларион: Я считаю, что обмен вакцинами – это веление времени. Политическая ситуация сейчас такова, что мир очень сильно поляризован и все что угодно используется для того, чтобы усилить эту поляризацию. Вакцина не стала исключением. Есть страны, которые принимают российскую вакцину, а есть страны, которые ее не примут не по медицинским, а по политическим соображениям – это реальность, в которой мы сегодня живем.
Мне кажется, в ситуации, которая сейчас складывается, взаимодействие между странами должно быть более плотным и более ощутимым, потому что речь идет о спасении жизней людей. Каждый день в разных странах умирают люди: единицами, десятками, сотнями, а где-то и тысячами. Это очень серьезный вызов для всего человечества. Есть страны, которые способны произвести вакцину для первого укола, но испытывают затруднения с массовым производством вакцин для второго укола. Здесь, конечно, важно, чтобы страны, у которых есть другие возможности, приходили на помощь этим странам. То есть везде, где такое взаимовыгодное сотрудничество возможно, оно бы только приветствовалось, потому что, еще раз повторяю, речь идет о спасении людей.
Е. Грачева: Уже две недели в Москве бесплатно прививают священников. Есть ли у Вас информация, насколько активно клирики пользуются этим правом? Многие ли сделали прививку за первые дни?
Митрополит Иларион: Мы пока не обладаем статистикой, сколько у нас привившихся, а сколько не привившихся священнослужителей, но мне известны священники, которые сразу, как только появилась эта возможность, пошли на прививочные пункты и сделали себе прививку. Я думаю, что это свидетельствует об ответственном отношении наших священнослужителей не только к самим себе, но к своим прихожанам, потому что, как я уже неоднократно напоминал, в том числе и в нашей передаче, и обращаясь к священникам, каждый священнослужитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь прихожан. Если священник заразился коронавирусом или стал только носителем этого вируса, но при этом не соблюдает гигиенических мер – не носит маску, общается с большим количеством прихожан, – он может стать разносчиком или переносчиком этого вируса. Вот почему очень важно, чтобы священники прививались от коронавируса.
Ведь неслучайно государство, начав массовую вакцинацию, сначала предоставило эту возможность врачам и учителям, затем другим группам социальных работников, а потом дошла очередь и до священнослужителей. Все они работают с большим количеством людей, а потому, соответственно, возрастает степень угрозы, которая может возникать при общении с ними. Я говорю об этом с сожалением, потому что священник – это человек, который несет людям добро, свет, и менее всего мне хотелось бы, чтобы священника кто-то боялся. Но нынешняя ситуация совершенно особая, и всякий человек, который имеет широкий круг общения в силу своей профессии, своего призвания, к сожалению, находится в группе риска и сам представляет определенный риск для окружающих людей. Вот почему для нас очень важно ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Е. Грачева: Перед самым Новым годом Совет Федерации одобрил закон о регулировании социальных сетей. Уже с 1 февраля администрация соцсетей должна блокировать противоправный контент: в размещенных постах не должно быть оскорблений по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, отношения к религии. Полезна ли эта инициатива, на Ваш взгляд? Если да, то в первую очередь кому?
Митрополит Иларион: Думаю, что эта инициатива очень полезная и важная, потому что, к сожалению, интернет в значительной степени до сих пор существует вне правового поля. Есть законы, которые исполняются всеми людьми, живущими в реальном пространстве, а если люди их не исполняют, то они несут за это уголовную и административную ответственность. Но есть люди, которые живут в виртуальном пространстве, прячутся за прозвищами или никами, которые считают, что законы для них необязательны, и совершают преступления только в виртуальном пространстве. Они могут даже совершать реальные преступления, записывая их на видео, выкладывая видео в интернет и получая за это дополнительное количество подписчиков. Недавно был случай, когда блогер прямо перед экраном своего компьютера осуществлял насилие над девушкой, избивал ее, выгнал на мороз. В конце концов эта девушка скончалась, а блогер прибрел дополнительное число подписчиков.
Такого рода противоправный контент, а также призывы к экстремистской деятельности, разжигание ненависти на почве расовой, национальной, религиозной или какой-либо иной принадлежности – все это должно блокироваться интернет-провайдерами. Если же этого не происходит, то ответственность должны нести и распространители противоправного контента, и провайдеры, позволяющие этому контенту существовать на своих платформах. Поэтому закон своевременный и правильный.
Другой вопрос, как этот закон будет использоваться, потому что, к сожалению, бывает так, что принимается правильный закон, а потом он используется неправильно или происходят всякие злоупотребления. Думаю, все это мы увидим уже после того, как закон будет принят и начнет имплементироваться.
Е. Грачева: Одно из нововведений 2021 года – повышение налогов на доходы богатых россиян, которые зарабатывают больше 5 млн рублей в год: для них теперь подоходный налог будет не 13, а 15 процентов. Эти дополнительные деньги пойдут адресно на лечение тяжелобольных детей, только на эти цели. Одобряете ли Вы этот закон? Согласны ли Вы со ставкой в 15 процентов или она, по-Вашему, могла быть и выше?
Митрополит Иларион: Любая инициатива государства, направленная на помощь больным детям, должна только приветствоваться. Конечно, Церковь горячо одобряет заботу государства о больных детях. Единственное, о чем нужно внимательно подумать, и, наверное, это должны просчитать эксперты, – как скажется повышение налога на российском бизнесе и, в частности, на желании российских бизнесменов вкладываться в свою страну. Опасность такого рода повышения налогов на роскошь или на богатство заключается в том, что это может способствовать оттоку бизнеса из России в другие страны. Если это произойдет, то ударит по экономике и окажется обратной стороной медали. Очень важно, чтобы эксперты тщательно просчитали все возможные риски, связанные с введением такого рода налога.
Е. Грачева: Россия вернула древнюю икону святителя Николая, которую Сергею Лаврову подарили власти Боснии. После того, как нашему министру вручили этот подарок, Украина внезапно заявила, что икона – объект ее культурного наследия. По сути, Боснию обвинили в воровстве. Расскажите, что это за икона, и вообще, какая предыстория у этого дипломатического скандала?
Митрополит Иларион: Насколько мне известно, до сих пор не представлено доказательств того, что эта икона является достоянием Украины. Здесь должны поработать эксперты. Если это действительно так и икона краденая, о чем мог не знать даритель этой иконы, тогда, конечно, она подлежит возврату. Но если это не так, тогда, опять же, должно быть экспертное заключение, которое подтвердит происхождение этой иконы.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Как получилось, что католическое духовенство пошло по пути целибата, а в Православии духовенство преимущественно женатое (за исключением монахов)? И почему епископы в Русской Церкви избираются только из черного духовенства?
Митрополит Иларион: Это очень долгая и давняя история, которую я могу рассказать здесь только очень кратко. Первоначально в Церкви был один чин пастырей, он назывался епископами или пресвитерами. В посланиях апостола Павла мы видим употребление этих двух терминов в качестве синонимов. Апостол Павел и про тот, и про другой чин говорит: «епископ (или пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3.2), и дальше перечисляются различные качества. Монашество как институт в Церкви появилось только в IV веке, хотя аскеты, дававшие обет безбрачия, существовали в Церкви с самого начала. Постепенно монашество стало завоевывать все более и более прочные позиции в Церкви. Особенно прочными эти позиции стали после периода иконоборчества, то есть после VIII и IX века, когда именно монахи стали на защиту иконопочитания.
Если говорить о целибате для духовенства, то в восточной Православной Церкви целибат (безбрачие) никогда не был обязательным для духовенства на уровне пресвитеров, то есть священников. С самого начала священники были женатыми, и по-прежнему большинство приходских священников женатые. Что касается архиерейского служения, то с некоторых пор, а именно как раз с IV века, предпочтение стали отдавать безбрачным епископам, при этом они не были монахами, а просто не вступали в брак. До сих пор в целом ряде Поместных Православных Церквей епископами становятся не монахи, а просто люди, которые не вступили в брак – целибатное духовенство.
Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько. Во-первых, высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке. Во-вторых, это авторитет самого монашества, то есть если избирали на епископское служение, то избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде. В-третьих, здесь есть еще и интерес, связанный с защитой Церкви от возможного посягательства на ее имущество.
Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ – это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов, может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. То есть если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще разного рода семейные интересы, то эти интересы могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии. Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии не позднее X века сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана.
Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как понимать учение о конце света? Что это такое и как будет происходить?
Митрополит Иларион: Об этом достаточно подробно говорил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея целая глава посвящена изложению того, что Он говорил о конце света. Он говорил, что концу человеческой истории будут предшествовать разные бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24.7); «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24.12). Но Господь также предсказывал, что Он явится Сам для того, чтобы судить всех людей, но явится не так, как в первый раз – в смиренном человеческом облике, а явится во славе: Его будут сопровождать ангелы Божии и Он поставит одних людей по правую сторону, а других по левую. По правую сторону встанут те, которые исполняли Его заповеди, делали добро людям: накормили голодного, одели нагого, посетили находящегося в темнице. А тех, которые не совершали добро, Господь поставит по левую руку, потому что, как Он сказал, то добро, которое мы делаем или не делаем по отношению к конкретному человеку, мы делаем или не делаем по отношению к Самому Богу.
Господь Самого Себя идентифицировал с человеком, который нуждается в нашей помощи, то есть всякий раз, когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу. Не потому, что Бог нуждается в этой помощи, но потому, что Он посылает нам человека, нуждающегося в нашей помощи, сочувствии, участии. Вот, собственно, о чем говорит Господь в этом поучении о Страшном суде – что каждого человека ждет расплата за его жизнь. Каждый человек несет ответственность за свои поступки и посмертная участь людей будет зависеть от того, как они жили на этой земле. Те, которые творили добро, исполняли заповеди Божии, наследуют Царство Небесное, а те, которые сознательно противились Богу, не использовали возможность совершать добро, наследуют муку вечную. Вот о чем напоминает нам Господь Иисус Христос в Евангелии.
Но Господь предупреждает нас, чтобы мы не думали о том, когда произойдет конец света, потому что для каждого из нас конец жизни может наступить в любой момент. Что же касается конца человеческой истории, то об этом есть слова, которыми я и завершу сегодняшнюю передачу, это слова из той же 24 главы Евангелия от Матфея: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24.36).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС