Митрополит Иларион: Господь призывает к молитве каждого человека
30 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангелие от Марка, которое звучит за богослужением в эти недели, предшествующие празднику Рождества Христова, является, как известно, самым коротким. Некоторые ученые вообще думают, что Евангелие от Марка было первым из четырех Евангелий, и что Матфей и Лука написали свои Евангелия на основе Евангелия от Марка, расширив его и дополнив.
С этой точкой зрения я не согласен, ибо думаю, что взаимосвязь между тремя Евангелиями – от Матфея, Марка и Луки – настолько сложная, что ни одна научная гипотеза не позволяет сказать, какое из них было написано первым и кто из евангелистов был знаком с сочинениями других евангелистов.
Единственное, что мы знаем из текста самих Евангелий, – это то, что евангелист Лука был знаком с повествованиями кого-то из других евангелистов. Ибо в начале своего Евангелия Лука говорит: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» (Лк. 1. 1). Но слова эти показывают, что процесс составления Евангелий еще происходил, и был ли евангелист Лука знаком с полным текстом Евангелий, например, от Марка или от Матфея, или же только с какими-то его отрывками, которые постепенно записывали на бумагу, – этого мы не знаем.
Евангелие от Марка самое короткое. Причем некоторые эпизоды новозаветной истории описаны в Евангелии более подробно, чем в других, а некоторые описаны коротко.
Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос предсказывал Своим ученикам, что в Иерусалиме Его будут искушать фарисеи и книжники, что Он будет осужден, предан на смерть и в третий день воскреснет.
Но апостол Петр, отозвав Иисуса в сторону, «начал прекословить Ему» (Мк. 8.32). Почему? Потому что он любил Господа, боялся за Его жизнь и не хотел, чтобы Христос пострадал и претерпел страшную смерть. Конечно же, Петр плохо себе представлял, что такое воскресение. Именно поэтому, отозвав Христа от других учеников, он пытался Его отговорить.
Но Господь, «обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8.33).
Казалось бы, такие строгие оскорбительные слова говорит Спаситель Своему ближайшему ученику – тому, кому Он вверил ключи Царства Небесного, кому сказал, что он – камень, и «на сем камне Я созижду Церковь Мою» (Мф. 16.18). Правда, об этом рассказывается в другом Евангелии – от Матфея.
Но Господь неслучайно поразил Петра ужасным наименованием сатаны. Он сказал ему это, напоминая, что ученик Христов должен, прежде всего, заботиться об исполнении воли Божией. И даже, если по человеческим меркам исполнение воли Божией кажется делом очень сложным или вовсе невыполнимым, ученик Христа должен, прежде всего, заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, и думать не по-человечески, но по-божески, исходя из того, чего Господь желает самому этому человеку и другим людям.
То, чего желает от нас Бог, Христос ясно выразил в следующих словах, которые мы сегодня слышали: «Кто хочет последовать Мне, да отвержется себя, возьмет крест свой и идет за Мной» (Мк. 8. 34).
Слова эти означают, что следование за Христом предполагает, прежде всего, самоотвержение. Мы должны думать не о своем, а о Христовом и заботиться не о человеческих делах, а, прежде всего, об исполнении воли Божией. Господь повелевает нам взять наш крест и нести его. Крест этот у каждого свой: у кого-то более тяжелый, у кого-то менее тяжелый. Кому-то Господь дает более трудные испытания, а кому-то, может быть, более легкие. Почему Он так распределяет наши кресты, мы этого не знаем. Но каждый человек призывается нести именно тот крест, который возложил на него Сам Господь.
Этот крест складывается из разных жизненных обстоятельств. Это может быть какая-то тяжелая болезнь, с которой человек борется в течение всей жизни. Или же какая-то трудная семейная ситуация, которую человек должен пытаться решить в христианском духе, а не по человеческому мудрованию. Это могут быть какие-то сложности профессионального характера, которые человек, опять же, должен воспринимать со смирением и решать в христианском духе. Это могут быть самые разные другие обстоятельства, в том числе внутреннего характера.
Одним Бог дает чистое сердце, способное легко усваивать христианские истины, а у других сердце подобно каменистой почве, и зерна слова Божия, падая на нее, высыхают под лучами палящего солнца. Есть люди, которые с самого детства навыкли к молитве, для которых молитва так же естественна, как дыхание. А есть люди, которым молитва дается с другом, по отношению к которым справедливо святоотеческое изречение: молиться – кровь проливать. Но Господь призывает к молитве каждого человека, вне зависимости от того, есть ли у него к этому навык или умение, или склонность, или способности, или желание. Господь призывает нас всегда молиться и обращаться к Нему, всегда вслушиваться в Его слова, стараться исполнять Его волю и нести свой крест.
Вот о чем сегодня напоминает нам святая Церковь устами святого евангелиста Марка и устами Самого Господа Спасителя, Который через евангельское слово обращается к каждому из нас.
Вслушиваясь в слова Священного Писания, будем свою жизнь строить так, как повелевает нам Господь Иисус Христос. Будем заботиться не о человеческом, а думать о том, что Божие, и со смирением нести свой крест. Аминь.
Храни вас всех Господь!»
Служба коммуникации ОВЦС