Митрополит Иларион: Как долготерпеливый врач, Господь ждет нашего исцеления
29 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
За Божественной литургией архипастырю сослужили клирики Подворья.
На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Рождественский пост начался с памяти святого апостола и евангелиста Матфея. В течение первых нескольких недель поста мы слышали чтение из Евангелия от Луки, а с начала этой недели вплоть до Рождества Христова нас будут сопровождать чтения из Евангелия от Марка. Таким образом, три евангелиста из четырех ведут нас к празднику Рождества Христова.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ евангелиста Марка о том, как Господь Иисус Христос даровал зрение слепому человеку. Рассказывается, что когда слепой обратился к Нему за помощью, то Господь, «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?» (Мк. 8.23). «Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья» (Мк. 8.24). То есть он получил зрение, но оно не восстановилось еще в большой мере, тогда Господь вторично возложил руки на глаза слепого и тот прозрел.
Мы можем спросить себя: почему это исцеление произошло в два этапа? Ведь обычно Господь сразу исцелял людей. Человек обращался к Нему и получал исцеление: иногда через прикосновение Его руки, а иногда без всякого прикосновения или даже на дистанции человек мог получить исцеление, если Господь узнавал, что кто-то болен, и исцеление происходило без физического присутствия Спасителя.
Но здесь понадобилось одно прикосновение к глазам, потом другое прикосновение. Почему так произошло? Может быть, Господь не мог сразу совершить исцеление? Может быть, Ему были нужны какие-то особые усилия для того, чтобы исцелить именно этого святого?
Ответ заключается в следующем. Это не Господь нуждался в том, чтобы дважды возложить руки на глаза слепого, а сам человек нуждался в том, чтобы Господь не один раз, а два раза прикоснулся к его глазам. Мы знаем из жизни обычных людей и из медицинской практики, что организм человека, который лечится от какой-то болезни и принимает лекарства, очень по-разному реагирует на лечение. Одному достаточно одной таблетки или одной инъекции, а другому требуется две или несколько. Точно так же и на присутствие Божие один человек откликается сразу, а другому Господь должен напоминать о Себе два раза или много раз, потому что с первого раза этот человек не реагирует или недостаточно реагирует на присутствие Господа.
Так произошло и с этим слепым. По каким-то причинам он не сразу смог увидеть все ясно. Его организм не был способен сразу же с первого прикосновения Спасителя вернуться к полному видению и понадобилось еще одно прикосновение, чтобы он увидел проходящих людей не как деревья, а как людей.
Так Господь заботится о каждом человеке. Господь наш долготерпелив и многомилостив. Он терпит наши грехи, прощает нам наши прегрешения. Он ожидает нашего покаяния, и не один раз, и не два раза, а много раз в течение нашей жизни Он обращает к нам Свой голос, чтобы мы Его услышали и изменили свою жизнь к лучшему.
Как долготерпеливый врач, Он ждет нашего исцеления. В нужный момент Он подает нам нужные лекарства. Этими лекарствами являются слово Божие, которое мы призваны слушать и читать каждый день, церковные таинства, к которым Церковь призывает нас приступать как можно чаще, а также наша молитва, обращенная к Богу, и тот ответ, который мы на эту молитву получаем.
Господь наш долготерпелив и многомилостив. Это значит, что сколько бы мы не согрешали и сколько бы раз мы не обращались к Нему с молитвой о прощении, Он всегда будет нас прощать. Это значит, что если для нашего исцеления требуется не одно Его прикосновение, а два или больше, то Он будет прикасаться к нашим духовным очам столько раз, сколько необходимо для того, чтобы они открылись.
Самое главное, что требуется от нас, – быть готовыми принять Господа в наше сердце, и чтобы наш физический и духовный организм откликался на Его прикосновение, чтобы эти прикосновения не были для нас напрасными и тщетными. А это зависит, прежде всего, от нас самих, от того, как мы реагируем на присутствие Божие в нашей жизни, как мы откликаемся на зов Божий, как мы оказываемся способны узреть присутствие Божие в нашей жизни и услышать голос Бога в нашем сердце.
Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы время Рождественского поста стало для нас тем временем, когда мы через Божественную литургию, через Священное Писание, через молитву слышали бы голос Божий и откликались на него, и когда наши духовные очи постепенно бы прозревали, а все наше духовное естество исцелялось Божественной и целительной силой Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Храни вас всех Господь!»
Служба коммуникации ОВЦС