Print This Post

27 декабря 2020 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле игумен Арсений (Соколов), клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Два воскресенья перед праздником Рождества Христова посвящены воспоминанию тех библейских персонажей, которые считаются предками по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Неделя, то есть воскресный день, который мы празднуем сегодня, называется Неделей святых праотец, а следующее воскресенье – Неделя пред Рождеством Христовом – будет посвящена памяти святых отец.

Хотя нет четкого разграничения между праотцами и отцами, иногда в праотцах видят тех ветхозаветных праведников, которые жили до потопа, включая Ноя, а в отцах видят тех ветхозаветных праведников и предков Господа Спасителя по плоти, которые жили в послепотопный период.

Мы, размышляя о жизни этих людей, видим, как Господь таинственным и неисповедимым образом вел человечество к встрече с Воплотившимся Богом через человеческую праведность и через человеческие грехи, потому что всякий раз, когда мы читаем библейские рассказы из Ветхого Завета о праотцах и отцах, мы видим, как в их жизни и жизни людей, находившихся рядом с ними, переплетались праведность и грех, желание последовать за Господом и те греховные человеческие деяния, которые отдаляли человека от Бога.

Первым из праотцев был Адам. Как мы знаем, он совершил грехопадение вместе со своей женой Евой, но потом принес покаяние и вспоминается в лике праведников. Среди сыновей Адама были двое: один, ставший первым мучеником, чья жертва была угодна Господу, а другой, ставший первым убийцей, чья жертва была Господом отвергнута, и так дальше в человечестве продолжалось вплоть до пришествия Господа Спасителя.

Грех и праведность сосуществовали в человеческом сообществе. Не только среди людей, но и внутри одного человека обретался и грех, и праведность, и уклонение от Бога, и желание следовать за Ним.

Когда Господь Иисус Христос пришел и возвестил глаголы вечной жизни, для многих это открыло путь в Царство Небесное, но грех из человеческой плоти, сердца и ума не был искоренен. Грех продолжает жить, дьявол продолжает искушать людей так же, как он искушал их до пришествия Христова. Но после того, как пришел Спаситель, у нас и у всего человечества появился тот спасительный ориентир, спасительный идеал, к которому все мы стремимся, и Тот, от Кого мы постоянно получаем помощь на нашем жизненном и духовном пути.

Мы сегодня слышали одну из Его притч – это притча о званных на брачный пир. Некий человек приготовил богатый ужин, а когда пришло время созывать гостей, они один за другим начали отказываться. Один сказал: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее» (Лк. 14.18). «Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их» (Лк. 14.19). «Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14.20). Каждый из приглашенных находил какую-нибудь причину, чтобы отказаться от приглашения и не последовать за Господом, но Господь не оставляет надежды на покаяние человека. Он говорит: если один не пришел, Я позову другого, а если и тот не придет, Я позову третьего.

Казалось бы, странно: Сам Господь приглашает, а они отказываются. Если какой-нибудь очень важный человек приглашает на банкет или фуршет, люди получают приглашение и счастливы, что приглашены. Они названивают секретарям этого человека и спрашивают: в какое время начало, когда все соберутся, чтобы не опоздать, не прийти позже других, не пропустить какую-то важную часть мероприятия.

А когда Сам Господь призывает на вечерю, то у многих людей оказываются более важные дела: кто-то женился и ему жена не позволяет принять приглашение; кто-то купил землю или приобрел еще что-то, и материальные стяжания не позволяют ему принять приглашение; кто-то слишком занят своей работой, карьерой. Часто люди говорят: я бы, конечно, приходил в церковь, но времени не хватает – работа, семья, заботы, может быть, приду в следующее воскресенье, может быть, через месяц или через год. Так они откладывают ответ на приглашение, которое приходит от Самого Господа, потому что всегда находится что-то более важное и срочное. Кажется, что Бог никуда не уйдет, церковь всегда рядом. Сегодня не попал – в следующий раз приду. В следующий раз не попал – через месяц приду.

А ведь Господь каждого человека приглашает на Свой брачный пир. Он приглашает его не просто посетить храм, поставить свечку, не просто прийти и помолиться перед каким-то важным делом. Он приглашает на самый важный пир, который бесконечно важнее любого банкета или фуршета, устраиваемого людьми, – это святая Евхаристия, это брачный пир, на который мы приглашаемся не для того, чтобы вкушать земные снеди и слушать земную болтовню, а чтобы приобщаться Самого Пречистого Тела и Честной Крови Воплотившегося Бога.

Если бы ветхозаветные праотцы были приглашены на такой пир, они бы все бросили: земли свои и волов своих. Они бы устремились на этот пир, но им этого не было дано, потому что еще не исполнилось время, когда человечество созрело до того, чтобы принять Господа Спасителя.

Нам сегодня это дано. У нас есть постоянно действующее приглашение от Господа нашего Иисуса Христа на Его брачный пир. Мы можем каждый день приходить в храм Божий, можем каждый день соединяться с Богом в молитве. Мы можем каждый день всякий раз, когда этого возжелаем и когда к этому приготовимся, причащаться Святых Христовых Таин.

Будем пользоваться этой возможностью, пока она у нас есть. Будем прибегать как можно чаще к Таинству святого Причащения, потому что оно соединяет нас с Господом, и никогда не будем предпочитать ему что бы то ни было земное. Будем помнить о том, что никакое земное богатство, успех и стяжание не может сравниться с тем, что мы получаем непосредственно от Господа через наше участие в церковной жизни.

Будем использовать эту возможность, особенно в дни, когда мы готовимся к празднику Рождества Христова, к встрече со Спасителем, Который пришел для того, чтобы всем нам открыть путь в Царствие Небесное. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником».

Служба коммуникации ОВЦС