Митрополит Иларион: Нужно жить в постоянном ощущении присутствия Божия
26 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В притчах, которые сегодня мы слышали, Господь Иисус Христос говорит о Царстве Небесном. Он сравнивает Небесное Царство с семенем, из которого выросло дерево – настолько большое, что в тени его ветвей укрываются птицы; Он сравнивает Царство Небесное с закваской, которую женщина вложила в тесто, чтобы оно вскисло и поднялось (см. Мф. 13:32-33).
Эти сравнения дают нам некоторые представления о том, что же такое Царство Небесное, Царство Божие, о котором Господь постоянно говорит. Ведь Он все время напоминал людям и в притчах Своих, и в поучениях о Царстве Божием, но очень многие не понимали, о чем идет речь и что это за Царство. Одни думали, что Царство наступит здесь, на земле, что Иисус Христос воцарится в Иерусалиме по примеру царя Давида, царя Соломона, других древних славных правителей Израильского царства, что Он восстановит былую славу и величие этого царства, изгонит римлян с израильской земли или, может быть, договорится с ними о каком-нибудь политическом союзе. Одним словом, что это Царство Небесное будет иметь всецело земные очертания.
Другие думали, что Царство Небесное наступит после смерти, когда люди перейдут в иной мир, возлягут на лоне Авраамовом вместе с ветхозаветными праведниками. Они думали, что Царство Небесное – это что-то далекое, относящееся к загробному миру.
Но Господь все время напоминал им, что Царство Небесное не где-то далеко, а совсем рядом, что оно не в будущем, а уже здесь и сейчас. Оно открывается в жизни человека, который к этому Небесному Царству приобщается. Оно является залогом его возрастания к будущей вечной жизни уже в этой земной жизни, подобно тому как зерно, брошенное в землю, становится залогом того, что оно превратится в растение, в дерево, под ветвями которого будут укрываться птицы, и подобно закваске, которая примешивается в тесто, чтобы оно вскисло и поднялось.
Царство Небесное – это и есть реальность Божественного присутствия в нашем земном человеческом мире, которое мы ощущаем всякий раз, приходя в храм Божий, собираясь на Божественную евхаристию, причащаясь Святых Христовых Таин. Мы ощущаем дуновение этого Небесного Царствия, когда обращаемся к Богу в молитве и Он откликается на эту молитву, Он подает нам Свой голос, который неслышно звучит не в наших ушах, а в нашем сердце. Это Небесное Царство окрашивает всю нашу жизнь в особые тона присутствия Божия.
Если мы посмотрим на то, как живет природа, то можем увидеть, что в каждую минуту, в каждое мгновение окружающий нас мир определенным образом окрашен. Это связано, прежде всего, с движением земли вокруг солнца.
Глубокой ночью, если мы выйдем на улицу, то увидим темноту, либо облака, либо звездное небо, и чтобы разглядеть происходящее вокруг, нам понадобятся искусственные светильники. Но если мы выйдем на улицу на рассвете, то увидим совершенно другую картину: как небо окрашивается не в голубые, а в розовые тона, как солнце выходит из-за горизонта, если это солнечный день. Постепенно весь день преобразится под действием солнечных лучей.
Иную картину мы увидим на закате, когда солнце будет садиться и мы вновь увидим розовый цвет, багряные тона, увидим, как меняется мир, как он готовится к ночному покою.
Движение солнца по нашему небосклону может служить образом того, что происходит в сердце человека. Неслучайно святые отцы в богослужебных текстах сравнивают Христа с солнцем. Подобно тому, как солнце освещает всю вселенную, дает жизнь всему мирозданию; подобно тому, как от движения солнца зависит окраска всего окружающего нас мира, точно так же от присутствия Бога в нашем сердце и душе зависит качество нашей жизни.
Если Бог где-то далеко, если Он скрылся за горизонтом, то в душе нашей наступает ночь и тьма, а если Его Божественный свет восходит в наших сердцах, то жизнь наша озаряется Его Божественным присутствием. Это и есть Царство Божие, которое находится не где-то далеко и не когда-то в будущем наступит, но уже здесь и теперь присутствует в нашей жизни.
Жизнь людей, не знающих Бога, подобна жизни людей, которые никогда не видели солнечного света. Ведь можно прожить всю жизнь, не видя солнечного света, как живут люди на Крайнем Севере, где в течение нескольких месяцев солнце вообще не появляется из-за горизонта. Люди живут во тьме, они приспособились к этому, создали светильники, которые помогают им в течение этой круглосуточной ночи все-таки видеть свет и окружающий мир. Так и некоторые люди, не имеющие Бога, пытаются создать для себя некую замену Ему, чтобы не чувствовать себя слепыми, создать себе ощущение, что они видят окружающий мир.
Но подлинно духовно богатую жизнь могут вести только те люди, которые познали Бога, и не теоретически или интеллектуально – через книги, философские теории, но те, кто в собственной жизни ощутили Его присутствие.
Есть много людей, которые называют себя верующими, потому что они считают, что где-то на небесах есть некая энергия или сила, которая на нас воздействует, но этого недостаточно для того, чтобы ощутить Царствие Божие. Чтобы его ощутить и к нему приобщиться, нужно жить в постоянном чувстве присутствия Божия: постоянно молиться Богу, стремиться услышать ответ на свою молитву, участвовать в церковных Таинствах, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
К этому призывает нас Церковь всякий день, особенно в дни постов, как и сейчас в Рождественском посту, когда мы собираемся в храм на Божественную евхаристию и ощущаем присутствие среди нас Солнца правды, озаряющего нашу жизнь Своим Небесным светом.
Вот о чем напоминают нам притчи, о которых мы сегодня услышали, и тот голос Господа Иисуса Христа, который звучит в Евангелиях, обращен к каждому из нас. Он напоминает нам об этом вечном измерении нашей временной жизни – о том, что Царствие Божие присутствует среди нас и каждый из нас имеет возможность приобщиться к нему. Аминь.
Храни вас всех Господь».
Служба коммуникации ОВЦС