Print This Post

20 декабря 2020 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Иисус Христос на Своем пути встретил десять прокаженных, которых Он исцелил по их просьбе. Потом один из них, который был не иудеем, а иноплеменником – самарянином, вернулся, чтобы Его поблагодарить. Господь сказал: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17:17). Этот рассказ напоминает о нашем долге и призвании благодарить Господа. Благодарность – наш долг, потому что все мы – должники перед Богом.

Очень часто люди не сознают того, насколько многим они обязаны Господу. Очень часто люди обращают внимание только на негативные стороны своей жизни: жалуются на испытания и скорби, на болезни, забывая о том, что все доброе, что человек получает, он получает от Бога. Благодарность Богу – это наше призвание потому, что мы призваны, будучи членами Церкви, благодарить Господа всей нашей жизнью и, в том числе, благодарить Его через наше участие в Божественной евхаристии.

Само слово «евхаристия» означает ничто иное, как «благодарение». Главное богослужение, которое мы совершаем, – Божественная литургия, имеет своим основным настроением и своей главной целью благодарение Богу. Мы приходим в храм Божий, прежде всего, чтобы поблагодарить Бога за все благодеяния, которые Он оказал человечеству, начиная от сотворения человека по образу и подобию Своему, и кончая нашей собственной жизнью, в которой милость Божия проявляется ежечасно и ежеминутно. Вся Божественная литургия от начала до конца, от проскомидии, которая совершается за закрытыми Царскими вратами, от начального возгласа «Благословенно Царство…» и вплоть до отпуста, – это единое благодарение, которое мы все возносим от себя и от лица всех людей, в том числе тех, кто не чувствует ни долга, ни призвания благодарить Бога.

Все молитвы Божественной литургии проникнуты духом благодарения. Они включают и прошения о наших нуждах, о том, чтобы мы были избавлены от болезней, скорбей, искушений и напастей; включают и заупокойные поминовения. Но все молитвы, которые мы возносим за Божественной литургией, переплавляются в наше благодарение Богу, потому что, прежде всего, мы собираемся, чтобы Его возблагодарить.

За что нам благодарить Бога? Каждый из нас в первую очередь призван благодарить Бога за то, что мы созданы по Его образу и подобию, за то, что Господь сделал нас причастниками Его Божественного естества через сотворение нас по Своему образу и подобию; за то, что Господь дал нам здоровье, долгоденствие, дал нам силы, возможности и способности жить на этой земле, продолжать нашу жизнь; за то, что Он дает нам возможность на всякий день и час Его благодарить и во имя Его совершать добрые дела; за то, что Господь привел нас в Свою Церковь, где мы имеем возможность как члены Его единого Тела, Главой которого Он является, благодарить Его за все Его благодеяния.

Часто люди принимают как должное и само собой разумеющееся то, что они получают от Бога. Часто люди живут не благодарением за то, что имеют, но ожиданием того, чего не имеют или завистью по отношению к людям, у которых есть что-то, чего нет у этого человека. Эта зависть способна человека съесть, потому что она настолько проникает в его душу, ум и сердце, что он забывает обо всем на свете. Он забывает обо всем добром, что сам имеет, и только смотрит на другого человека, который имеет что-то другое. Эта зависть лишает его счастья, радости в жизни.

Некоторые думают о том, почему у них нет тех или иных материальных благ, которые есть у других, и человек менее богатый начинает сравнивать себя с более богатым. Он думает: а почему же у него столько, а у меня меньше; как надо сделать, чтобы у меня стало больше, а у него – меньше. Вся жизнь подчиняется этой цели: превзойти кого-то из ближних в том, чтобы стяжать больше материального богатства.

А есть такие, которые завидуют талантливым людям и говорят: почему этот человек такой талантливый и способный, вокруг него все время группируются люди, а я с моими способностями и талантами остаюсь незамеченным. И вместо того, чтобы благодарить Бога за те таланты, которые Он ему дал, человек жалуется на то, что Бог не дал ему больше талантов.

Или же человек думает о своей карьере. Он занимает какое-то место в служебной иерархии, но ему хочется взойти выше. Он думает: как же так, почему меня не замечают? Почему тот уже вознесся на высоту, а я все еще на средней ступени? Почему я на такой должности, тогда как он занимает другую должность, ведь он менее талантлив, менее способный?

Есть очень много обстоятельств, которые способны испортить жизнь человека, если он будет завидовать, будет ожидать чего-то большего, чем он имеет: в материальном, карьерном плане или в каком-то ином плане; если он будет завидовать другому человеку, что у него семья благополучная, и думать: почему же у него в семье так хорошо, а у меня все не очень хорошо? Есть много причин для недовольства у человека, ищущего эти причины, но если он будет искать причины благодарить Бога, то, несомненно, найдет такие причины и увидит многое доброе в своей жизни.

Господь призывает нас не забывать тех благодеяний, которые Он нам оказывает, потому что если мы благодарны Богу, то будем и другим людям делать добро. Одно будет вытекать из другого. Если же мы будем оставаться неблагодарными, если будем завидовать другим или ждать от жизни чего-то большего, то у нас не хватит никаких внутренних ресурсов на то, чтобы делать добро другим, потому что все наше внимание тогда будет направлено на нас самих. Вот о чем напоминает тот случай, который мы сегодня услышали из Евангелия от Луки.

Поэтому давайте извлечем урок из этого евангельского чтения: не будем никому завидовать, не будем стремиться ни к чему из того, чего у нас нет или что Бог по каким-то причинам не дает, а будем довольствоваться тем, что у каждого из нас есть, благодаря за это Бога. Если мы будем благодарны Ему, то все остальное, что нам необходимо, не обязательно то, чего мы желаем или просим, но то, что Он желает нам даровать, будем Им непременно нам даровано. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником».

Служба коммуникации ОВЦС