Митрополит Иларион: Православной Церкви доверяет абсолютное большинство жителей России
12 декабря 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на канале «Россия 24», где каждую неделю мы свои вопросы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: ВЦИОМ провел свежий опрос, он довольно любопытный. Жители России, согласно этому опросу, из всех институтов в стране большего всего поддерживают деятельность российской армии (77,9 процентов), на втором месте – Русская Православная Церковь (58,4 процентов), а затем правоохранительные органы (52,3 процента). Как Вам такое соседство в этом рейтинге?
Митрополит Иларион: Я прокомментирую только цифры, которые касаются Русской Православной Церкви. Я думаю, что Православной Церкви доверяют абсолютное большинство нашего населения, и это связано с деятельностью, которую Церковь ведет в течение многих лет. Православная Церковь занимается духовным просвещением нашего народа, ведет активную миссионерскую деятельность, социальную работу. Очень многие люди на своем собственном опыте убеждаются в том, насколько благотворно Православная Церковь влияет на их собственный духовный мир, на их семейную жизнь. Очень многие люди в нашем Отечестве имеют духовного отца – священника Православной Церкви, с которым могут посоветоваться, получить знания о религии, о духовной жизни. Это благотворное влияние Церкви, которое испытывают на себе люди, является причиной того, что у Церкви очень высокий рейтинг в нашем обществе.
Конечно, этот рейтинг был бы еще выше, если бы против Церкви не работали антицерковные силы, которые бывают особенно активны в интернете и которые всё, что бы ни делала Церковь, стараются извратить, преподать в ложном свете. К сожалению, некоторые люди становятся жертвами этой пропаганды.
Е. Грачева: В России началась масштабная вакцинация против коронавируса. Во всех регионах страны вакцинация бесплатная. Учитывая, что, по данным Русской Православной Церкви, за время пандемии умерли около 100 священников и епископов, будут ли в Церкви рекомендовать клирикам делать себе эту прививку?
Митрополит Иларион: Я не готов сейчас ответить за всю Церковь. Пока на уровне Священного Синода у нас такого обсуждения не было, но мы в Церкви постоянно говорим, что вакцинация должна быть добровольной, не должна быть принудительной. Каждый человек должен сам для себя принять решение, вакцинироваться или нет.
К этому я могу добавить от себя: на мой взгляд, лучше вакцинироваться, чем жить с постоянным риском заражения. На моих глазах за последние месяцы либо очень тяжело переболело, либо умерло большое количество людей. Я слышал о том, как коварно ведет себя вирус. Недавний пример: молодой священнослужитель, 37 лет, вполне, казалось бы, здоровый, без каких-либо сопутствующих заболеваний, заболел воспалением легких. Сначала у него было 10 процентов поражения легких, его положили в больницу, стали лечить антибиотиками. Спустя какое-то время было уже 35 процентов поражения легких. Потом его начали лечить более усиленно. Вроде бы болезнь пошла на спад, температура спала, сатурация восстановилась. Его уже должны были перевести из реанимации в обычную больничную палату, но в какой-то момент ему снова стала хуже, потом у него начали по всему телу отрываться тромбы. В конце концов он в ужасных мучениях скончался. Это лишь один пример, но таких примеров сейчас можно приводить сотни и тысячи.
Думаю, многие наши телезрители даже в своем ближайшем окружении знают подобного рода примеры, а кто-то сам перенес эту болезнь. Я считаю, что риски, которые сопряжены с заболеванием, несопоставимы с рисками, которые могут происходить от вакцинации, но еще раз повторю: это мое личное мнение.
Е. Грачева: Татьяна Голикова еще настоятельно рекомендует всем, кто желает привиться, в течение 42 дней полностью исключить спиртное. Как Вам кажется, владыка, это вообще реально в преддверии Нового года?
Митрополит Иларион: Хотел бы напомнить, что в нашей стране живут мусульмане, которые, если они следуют нормам своей религии, вообще не употребляют алкоголь. Если говорить о православных христианах, то в нашей религии нет запрета на алкоголь, но в то же время мы всегда призываем к умеренности в его употреблении.
Если говорить о конкретной рекомендации, насколько я слышал, в данном случае речь не шла о полном запрете на алкоголь, а говорилось, что нужно проявлять умеренность в его употреблении. Насколько мне известно, нет медицинских данных, которые бы говорили о том, что употребление алкоголя сводит на нет действия прививок. Опять же, это можно сказать только об умеренном употреблении, поэтому здесь рекомендации Церкви и органов здравоохранения в целом совпадают.
Е. Грачева: Владыка, бывший главный санитарный врач нашей страны, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко решил пойти еще дальше: он призывает вообще отказаться от долгих новогодних праздников, считает, что 10 дней – это много, и вообще алкоголь приводит к плохим последствиям. Он приводит статистику института Склифосовского, согласно которой очень много отравлений и травм вследствие алкогольного опьянения приходится на первую декаду января. Как Вы относитесь к такому рационализаторскому предложению Онищенко?
Митрополит Иларион: Опасаюсь, что такое предложение не встретит широкой общественной поддержки. Выходной день легко ввести, но потом от него очень трудно будет отказаться, потому что то, что вводится, воспринимается людьми как норма, а то, от чего потом приходится отказываться, будет восприниматься как некое наказание, хотя наказывать людей совершенно не за что.
Действительно, определенная проблема заключается в том, что многим людям в новогодние каникулы как бы нечем заняться. Те, кто побогаче, могут себе позволить поехать на зарубежный лыжный курорт. Те, кто победнее, могут позволить себе покататься на лыжах на одном из курортов в нашем Отечестве. Кто-то может посвящать время прогулкам недалеко от дома, спорту, каким-то полезным занятиям, уделять время семье, больше общаться со своими детьми. А есть, к сожалению, люди, которые по каким-то причинам либо лишены этих возможностей, либо не пользуются ими, и получается, что десять дней новогодних каникул превращаются для них в десять дней безделья и пьянства, случаются и переломы, и драки. Это, к сожалению, обратная сторона медали, но из-за того, что она существует, все-таки не следует лишать людей возможности на Новый год пообщаться вместе со своими родственниками, со своей семьей и, конечно, встретить Рождество Христово.
Праздник Рождества Христова – это особый христианский праздник, к которому мы, православные христиане, готовимся сорок дней. В течение этих сорока дней мы соблюдаем пост, то есть мы не вкушаем мяса и молочные продукты, так называемую скоромную пищу.
Но пост – это, конечно, не только воздержание от пищи, а прежде всего духовная подготовка к встрече с родившимся в Вифлееме Богомладенцем Христом. Эту духовную подготовку мы проходим, в том числе, через усиление нашей молитвенной жизни, через чтение Священного Писания, посещение богослужения и участия в церковных Таинствах. Церковь призывает православных верующих именно так встречать великие праздники, то есть не использовать эти дни как повод для пьянства, дебоша или драки, но встречать праздники в трезвом умонастроении, с молитвой, встречать их в церкви.
Кстати, все большее распространение получает обычай не только Рождество Христово, но и Новый год встречать в церкви. Некоторые священники в новогоднюю ночь совершают Божественную литургию, люди приходят, чтобы встретить его в своей церковной общине и получить Божие благословение на весь предстоящий год.
Е. Грачева: Владыка, лично мне еще всегда было интересно у Вас спросить про традицию устанавливать перед Рождеством и Новым годом дома елку, потому что у этой традиции в нашей стране сложная судьба. Еще в 1915 году, когда немецкие военнопленные установили в госпитале в Саратове елку, в этом усмотрели вражескую пропаганду и агрессию. Тогда Николай II елку запретил, его в этом поддержал отдельным постановлением Святейший Синод. Потом в советское время у елки тоже была сложная судьба: Ленин елку очень любил, а его товарищи по партии считали это буржуазным предрассудком и осуждали. Какое у Вас лично отношение к традиции ставить перед Рождеством елку и ставите ли Вы ее дома? Если да, то какую – живую или искусственную?
Митрополит Иларион: У рождественской елки, действительно, сложная и богатая история. Я где-то читал, что рождественские елки появились в России только в послепетровскую эпоху, что этот обычай пришел с Запада. Мы также должны помнить о том, что фигура, которая в советское время получила наименование Деда Мороза, изначально была фигурой святителя Николая. На Западе до сих пор к детям приходит на Рождество не Дед Мороз, а Санта Клаус, то есть святитель Николай.
Если говорить собственно о новогодней елке, то этот обычай стал универсальным и его совершенно не следует оспаривать. Более того, мы наши храмы на рождественское богослужение и в послерождественский период украшаем елками, то есть ставим елки перед иконостасом, в центральной части храма, и они служат таким устоявшимся символом Рождества, который напоминает нам о Божией милости и о том, что Бог присутствует в природе.
Я у себя дома, как правило, ставлю елку, ее наряжают игрушками. Я предпочитаю естественные елки, потому что вообще считаю, что искусственные деревья и цветы – это безвкусица. Но мне кажется, что елка еще имеет и объединяющий характер, особенно в семьях, где есть маленькие дети. Елка для них – центр притяжения, под елку можно положить подарки, которые они потом оттуда возьмут, вокруг елки можно водить хороводы. В общем, елка может оказаться очень полезной, чтобы в новогодние и рождественские дни укреплять семью, помогать всем членам семьи чувствовать себя единым целым.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Почему ранних христиан обвиняли в каннибализме?
Митрополит Иларион: Дело в том, что христианство в течение некоторого времени существовало как закрытая для посторонних глаз религия. Это было связано с тем, что христианство подвергалось постоянным гонениям, и Евхаристия – главное Таинство Церкви, на котором верующие причащаются Телом и Кровью Христа под вином хлеба и вина, – совершалась в частных домах, за закрытыми дверьми, и вокруг этих тайных собраний недруги Церкви распространяли всякие небылицы. До них доходили слухи, что христиане причащаются какими-то телом и кровью, и они распространяли сведения, что христиане занимаются чуть ли не каннибализмом.
Христианские апологеты II века опровергали эти небылицы и домыслы. Они писали сочинения, в которых рассказывали о том, из чего складывается христианский богослужебный культ. В конечном итоге эти небылицы были опровергнуты, никто в них не верил. Они использовались лишь для того, чтобы оклеветать Церковь, подвергнуть ее новым гонениям. Все это сохранялось вплоть до того времени, когда Церковь вышла из катакомб, а это произошло в начале IV века, после Миланского эдикта святого равноапостольного Константина Великого.
Вопрос: Чрезвычайно волнует вопрос: почему наше православное священноначалие не принимает решение об обязательности причащения Святых Христовых Таин одноразовыми лжицами? Разве мало было эпидемий за столько столетий существования нашей Церкви? Да и вне эпидемии ведь существует опасность передачи какой-либо инфекции через остатки слюны причастников на общей лжице.
Митрополит Иларион: В последние месяцы священноначалие нашей Церкви неоднократно обращалось к этой проблематике и, конечно, мы понимаем, с одной стороны, Святые Дары сами по себе, то есть Тело и Кровь Христовы, являются источником исцеления и не могут быть источником заражения, они в себе имеют целительную силу. С другой стороны, мы также сознаем, что не можем обезопасить священные сосуды, в которых хранятся или при помощи которых преподаются Святые Дары, от того, чтобы не передался вирус от предыдущего причастника.
Вот почему с самого начала пандемии была разослана Патриаршая инструкция настоятелям приходов, которая продолжает действовать, она была одобрена Священным Синодом. Согласно этой инструкции, во-первых, отменяется целование чаши после причастия: если раньше каждый причастник после принятия Святых Христовых Таин целовал край чаши, то сейчас этого не происходит, по крайней мере, не должно происходить. Во-вторых, лжица, то есть ложечка, при помощи которой преподается Причастие, отирается проспиртованным платом либо окунается после каждого причастника в спирт, а затем в горячую воду. Так, например, делаю я на подведомственных мне приходах.
Что же касается каких-либо других дополнительных нововведений, как, например, причащение одноразовыми лжицами, мне не приходилось слышать о том, что где-либо что-то подобное употреблялось. Думаю, это связано со многими факторами, в том числе с тем, что мы не можем предсказать, сколько будет причастников в каждый конкретный день, и встает вопрос утилизации этих одноразовых лжиц. К тому же есть вероятность, что многие верующие просто не примут такое нововведение, поэтому то, что мы сейчас делаем, мне кажется адекватным и оптимальным ответом на сложившуюся эпидемическую ситуацию.
К сожалению, в некоторых приходах противоэпидемические меры не соблюдаются. Думаю, здесь должен быть более жесткий контроль со стороны правящих архиереев, вплоть до применения дисциплинарных мер к настоятелям тех храмов, где игнорируется Патриаршая и синодальная инструкция по соблюдению гигиенических и противоэпидемических мер.
Вопрос (Виктория): Владыка, не кажется ли Вам, что запрет Церкви на отношения до брака слишком устарел? Официальная регистрация брака имеет смысл лишь в том случае, когда люди собираются завести ребенка. В Священном Писании нигде нет прямого упоминания на запрет такого рода отношений. Христос запрещает лишь прелюбодеяние для людей, которые уже состоят в браке. А блуд – это беспорядочные половые связи, которые ничего общего не имеют с отношениями, где есть постоянный партнер.
Митрополит Иларион: Это протестантский, лютеранский подход. В Лютеранской церкви есть такой принцип: «только Писание», то есть только то, что упомянуто в Писании, нормативно, а если это не упомянуто, оно не является нормативным.
Мы в Православной Церкви считаем, что Священное Писание является частью Священного Предания и толкуется изнутри Священного Предания. И мы не можем сказать, что Священное Предание Церкви, то есть, например, постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения святых отцов – это какой-то вторичный и не обязательный источник.
Если говорить о конкретном вопросе, который вы поставили, то задача Церкви заключается в том, чтобы помочь людям создавать крепкие семьи. Само Таинство венчания включает в себя молитвы о том, чтобы супруги сохраняли друг другу верность. Церковь потому не благословляет добрачные отношения, что они не несут за собой никаких обязательств, то есть молодые люди могут пожить вместе, а потом расстаться, но при этом уже нарушено целомудрие, человек уже приобрел опыт не только сексуальных отношений, но и отказа от них, и когда такие люди вступают в брак, это чревато тем, что и их следующий союз тоже может распасться. Вот почему Церковь ввела такие достаточно строгие нормы в отношении супружеской верности и добрачного общения.
Я хотел бы закончить эту передачу словами из Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи <…> – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6.9).
Я желаю вам всего доброго, берегите себя, своих близких и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС