Митрополит Иларион: Дом Божий – место, куда мы не должны входить с земными помышлениями и чувствами
15 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
За Божественной литургией архипастырю сослужили клирики Подворья.
На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
В сегодняшнем чтении из послания к Тимофею святой апостол Павел напоминает нам о том, что всякое Писание богодухновенно и полезно. Это напоминание, которое важно для нас, потому что в этих словах апостола Павла речь идет о ветхозаветных писаниях, но впоследствии эти же слова святая Церковь распространила и на Священное Писание Нового Завета.
Для апостола Павла Писания – это книги, которые сейчас включены в Ветхий Завет. Во времена апостола Павла еще не было Евангелий как общепринятых в Церкви литературных памятников, посвященных жизни и учению Иисуса Христа, а послания святого апостола Павла только создавались, и они еще не были Священным Писанием. Со временем Церковь добавила к ветхозаветному канону новозаветный канон, включив в него четыре Евангелия, послания апостола Павла, послания других апостолов и книгу Откровения Иоанна Богослова. С тех пор именно это Священное Писание является для нас богодухновенным и полезным.
В первую очередь мы обращаемся к святому Евангелию как к книге, через которую Сам Господь Иисус Христос беседует с нами и через которую мы узнаем о жизни, чудесах, страдании, смерти и воскресении Господа Спасителя. Мы обращаемся к посланиям святых апостолов как к авторитетному толкованию христианской веры, но не ограничиваем наши источники вероучения только Священным Писанием, потому что мы знаем, что Священное
Писание правильно толкуется только изнутри церковного Предания. Само по себе Священное Писание – только часть Священного Предания, а другая его часть – наследие Вселенских Соборов, творения святых отцов, богослужебные тексты, которые мы слышим ежедневно за Божественной литургией и другими службами, а также и весь многовековой опыт, который передается христианами из поколения в поколение: духовный опыт молитвы, богосозерцания, опыт богословия и богомыслия.
Но Евангелие остается для нас главным источником того, что мы узнаем о жизни и учении Иисуса Христа. Именно поэтому Евангелие читается в Церкви каждый день с особым благоговением. Евангелие мы слушаем стоя. Если в древней Церкви во время чтения Апостола можно было садиться, и до сих пор священнослужители в алтаре садятся, когда читается Апостол, можно было сидеть на кафизмах на Псалтири, то во время Евангелия всегда вставали. Слово «премудрость», которое произносится перед чтением Евангелия, означает, что слушать его нужно с особым вниманием, а слово «прости», которое тоже произносится перед Евангелием, означает, что слушать его надо стоя.
Каждый день за Божественной литургией мы слышим евангельские рассказы о жизни, чудесах и поучениях Господа Иисуса Христа. Сегодня мы слышали рассказ из Евангелия от Луки о том, как Господь Иисус Христос в один из последний\х дней Своей земной жизни вошел в Иерусалимский храм и опрокинул столы меновщиков, разогнал тех, кто торговали скотом, жертвенными животными и сказал: вы превратили дом Отца Моего в дом торговли.
Об этом событии повествуют все четыре евангелиста. Только евангелист Иоанн помещает его в самое начало общественного служения Господа Иисуса Христа, а евангелисты Матфей, Марк и Лука помещают его в конец общественного служения Господа Иисуса Христа. Из этого мы можем заключить, что Господь Иисус Христос по крайней мере дважды изгонял из храма продающих и покупающих.
Как и древние пророки, которые поучали не только словами, но и символическими действиями, Господь совершил это действие, чтобы напомнить и тем, кто Его окружал, и всем последующим поколениям о том, что такое храм и зачем он нужен. Тогда на всю израильскую землю был только один храм, и в него со всей земли стекались люди, чтобы принести жертву Богу. Сегодня храмов много, они находятся в шаговой доступности и в каждом из них приносится не кровавая, а бескровная жертва. Сам Господь Иисус Христос приносит Себя в жертву, а мы являемся участниками и причастниками этой жертвы.
Храм был создан как место встречи между человеком и Богом, и сегодня он существует, чтобы мы здесь, в храме Божием, встречались с Богом через молитву и священные таинства. Всякий раз, приходя в храм, мы ощущаем эту особую атмосферу присутствия Божия.
Бог не нуждается в рукотворных храмах, Он живет не в них, как напоминает нам тот же апостол Павел. Бог присутствует везде и повсюду: в наших домах, в нашем сердце, в окружающем мире и в природе. Везде и в любое время, когда бы и где бы мы не захотели, мы можем обратиться к Богу, задать Ему вопрос и получить от Него ответ, вознести молитву и быть услышанными, но храм – это особое место, где особым образом мы встречаемся с Богом, где мы встречаемся с Ним не только в одиночестве нашего сердца и нашей кельи, но общаемся с Ним вместе друг с другом. Мы совместно возносим к Нему молитву и совместно получаем от Него ответы. В храме Божьем мы приобщаемся к Господу нашему Иисусу Христу через причастие Его Святого Тела и Животворящей Крови.
Вот почему храм является для нас особым местом и почему он никогда не должен превращаться в место торговли. Вот почему в храмах не должны висеть ценники на священные Таинства, на молитвословия. Вот почему все пожертвования, которые люди приносят в храм, должны быть добровольными и соответствовать возможностям человека.
Никто не должен навязывать людям ту или иную цену или размер пожертвований. Пусть каждый принесет, сколько может и сколько ему подсказывает сердце. Когда бедная вдова принесла две лепты, Господь похвалил ее и сказал, что она принесла больше, чем многие богатые, которые жертвовали от избытка своего, а она пожертвовала от своей бедности.
Священное Евангелие еще вот о чем напоминает нам: дом Божий – место, куда мы не должны входить с земными помышлениями и чувствами. Бывает так, что человек входит в храм, присутствует при совершении богослужения, краем уха слышит слова молитв, прекрасное пение, созерцает священнодействия, а в душе и в уме его происходит «торговля»: он думает о своих земных делах, о том, как заработать побольше денег; думает, не упал ли сегодня доллар по отношению к евро или рубль по отношению к доллару. Стоит человек в храме, но ум его становится не храмом Божиим, а домом торговли.
Неслучайно за Божественной литургией многие песнопения напоминают нам о том, чтобы мы отложили всякое земное попечение, как говорится в тексте Херувимской песни. Неслучайно Церковь своими молитвословиями напоминает нам о том, чтобы мы свой ум и свое сердце во время молитвы и во время богослужения обращали к Богу, а когда мы слышим Священное Писание, то чтобы мы вслушивались в каждое его слово, потому что оно богодухновенно и полезно.
Будем же, приходя в храм Божий, отлагать всякое земное попечение. Будем оставлять всякие посторонние мысли за порогом храма, и будем здесь, в храме Божием, приобщаться к Богу и Его Божественной благодати через молитву и священные Таинства. Аминь.
Храни вас всех Господь».
Служба коммуникации ОВЦС