Митрополит Иларион: Мы проходим через трудное, но не безнадежное время, потому что надеющийся на Господа никогда не посрамится
8 декабря 2020 года, в день отдания праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
За Божественной литургией архипастырю сослужили клирики Подворья.
На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы прошли часть Рождественского поста, и сегодня Святая Церковь напоминает нам слова Господа Иисуса Христа, которые Он произнес в один из последних дней Своей земной жизни.
Говоря о том, что будет происходить перед Его Вторым пришествием, Господь сказал: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17. 26-30). И потом Он сказал, что «в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк. 17. 34-36).
Трудно представить слова, более подходящие к тому времени, в котором мы сейчас живем. До марта этого года мы ели, пили, сажали, строили, занимались своими человеческими делами, строили планы, но вдруг пришла пандемия (многие из нас и слова такого раньше никогда не слышали), и все остановилось. Весь мир замер в страхе перед тем, что будет происходить. И вот мы видим, как одна берется, а другая оставляется, один берется – другой оставляется, как в семье один человек может заразиться, а другой нет, как из двух заразившихся один переносит болезнь легко или вообще, как сейчас говорят, бессимптомно, другой же болеет очень тяжело, а некоторые переходят в мир иной.
Мы оказались перед реальностью, которая страшит очень многих людей, потому что человек не знает, что ожидает его в самом ближайшем будущем. Сегодня он здоров, а завтра может заболеть. Сегодня он строит планы, а завтра все эти планы могут разрушиться. Сегодня он занимается своими обычными земными делами, завтра же окажется под аппаратом искусственной вентиляции легких, а послезавтра, может, его отнесут на кладбище.
К чему в этой ситуации призывает нас Господь? Не к тому, чтобы мы жили в страхе и трепете за свою жизнь, за жизнь наших близких, не к тому, чтобы мы опустили руки и сказали: «Теперь не стоит ничем заниматься – ни сажать, ни строить, ни продавать, ни покупать. Мы не должны созидать, а должны только в страхе ожидать, что же случиться дальше». Нет, Господь призывает нас к иному: к тому, чтобы мы никогда не забывали о вечности, о Боге, чтобы мы всегда имели Бога пред своим духовным взором, чтобы мы, живя своей земной жизнью и занимаясь теми обычными делами, которыми мы занимаемся, в том числе творческой, созидательной деятельностью, всегда помнили о том, что Бог находится рядом с нами, что конечной целью всех наших трудов является угождение Ему.
Где-то я слышал рассказ о том, как некий старец-монах своими руками, без единого помощника строил церковь. Когда этого человека спросили, что бы он делал, если б ему сказали, что завтра конец света, вопрошавшие, наверное, ожидали такой ответ: «Я бы тогда, конечно, все бросил и оставшиеся несколько часов провел в молитве». А он ответил: «Я бы продолжал строить до тех самых пор, пока не явится Господь».
Почему? Потому что Господь призывает нас к созидательной творческой деятельности. Господь говорит нам: «Вы не знаете, когда придет Мой час. Он может прийти сегодня, завтра, а может быть, и через сто лет, через тысячелетие. Вы этого не знаете». Но Господь призывает нас жить в постоянном ощущении Его присутствия, чтобы мы понимали, что каждому из нас отмерен определенный срок, за который мы можем успеть что-то сделать, а можем не успеть. Господь Иисус Христос через происходящие бедствия напоминает нам о Своем присутствии в нашей жизни, чтобы мы никогда не тратили время даром и жили каждый день своей жизни так, будто это последний день. Но жили не в страхе за свое будущее, а в твердом уповании на милость Божию, в желании и готовности исполнять то дело, которое Бог каждому из нас поручил, до последнего нашего издыхания и до последнего часа и мига, когда мы будем оставаться на этой земле.
Вот к чему призывает нас Господь, вот о чем Он напоминает нам сегодня и во все эти дни Рождественского поста, который проходит в трудное для нас время. Но время это не безнадежное, потому что надежда наша на Господа, а надеющийся на Господа никогда не посрамится. Уповающий на Господа всегда получит и утешение, и удостоверение в Его присутствии, и награду за свои труды.
Будем с этими мыслями и чувствами проходить через поприще Рождественского поста, готовиться к встрече Рождества Христова. Будем молиться о себе, друг за друга, за наше Отечество, за всех, кто лежит сейчас на одре болезни, и тех, кто на смертном одре, за всех, кто перешел в мир иной.
Будем просить у Господа милости, помощи во всех наших делах и во всей нашей жизни. Аминь.
Храни вас всех Господь!»
Служба коммуникации ОВЦС