Print This Post

6 декабря 2020 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о безумном богаче, который все свое упование возлагал не на Бога, а на материальные богатства. Случилось так, что один год у него выдался очень урожайным: его поля принесли богатую жатву, и он собрал столько зерна, что невозможно было вместить в амбары, которые были в его распоряжении. Тогда богач подумал: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12. 18-19). Но в ту ночь явился к нему Господь и сказал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 20).

Такую притчу Господа Иисуса Христа предлагает нам сегодня для размышления святая Церковь.

Среди нас не так много богатых людей, которые не знают, куда девать им деньги или куда сложить пшено, заботясь о том, чтобы построить новые житницы для своего амбара или же открыть новые банковские счета для своих денег.

Но Господь в притче о безумном богаче напоминает не о том, как богатые люди относятся к своему состоянию, а о том, как каждый человек в собственной жизни выстраивает приоритеты. Очень многие люди все свои силы и внутренние ресурсы тратят на достижение материальных благ. Достигнув одного материального уровня, они сразу же начинают искать другой. Перейдя на другой – стремятся к третьему. И сколько бы такому человеку ни давалось богатства, он все равно будет им не удовлетворён. Как в известной сказке о золотой рыбке. Неслучайно притча и сказка – очень похожие жанры. Притча тоже имеет в себе черты сказочного жанра, и через притчу Господь передает истину, которая нужна нам, чтобы задуматься о смысле жизни и о том, ради чего мы живем.

В сказке о золотой рыбке жена рыбака, который поймал волшебную рыбку, стала требовать от нее исполнения все новых и новых желаний, и чем больше она получала, тем больше ей хотелось. Но в конце концов рыбке это надоело и старуха осталась у разбитого корыта.

По сути, эта сказка – о том же, о чем говорит и сегодняшняя притча. Можно сколько угодно тратить сил на приобретение богатства и достичь его, можно достичь большого успеха, но все равно итогом жизни каждого человека – и богатого, и бедного – будет смерть. И сколько бы ни приобрел земельных угодий человек, все равно в конечном итоге он получит два квадратных метра на свою могилу, вне зависимости от того, был ли он богатейшим человеком земли или самым скромным тружеником.

Но Господь не призывает нас бездельничать и не прилагать никаких попечений о нашем материальном благосостоянии, о благосостоянии наших ближних, не заботиться о наших сродниках, родителях, детях, друзьях, а также о страждущих, нуждающихся в нашей помощи. Господь говорит лишь о том, чтобы мы не возлагали надежду на материальное богатство и не думали, что если достигнем большего уровня материального благосостояния, чем имеем сейчас, мы станем от этого более счастливыми.

Жизнь и история показывают, что очень многие богатые люди были глубоко несчастны. И очень многие, кто обладал на этой земле скромным состоянием, чувствовали себя глубоко счастливыми, ибо возлагали свою надежду не на материальные средства, а на Бога. И Господь подавал им такую радость, которую никакой земной радостью заменить невозможно, а вместе с радостью подавал и необходимые материальные ресурсы для жизни.

Христос сказал Своим ученикам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6.33). Опыт многих людей показывает, что если человек ищет не материального богатства, а Царствия Божия, то материальное как бы само собой прилагается к тому, чего он ищет. Ему не надо об этом думать, потому что он трудится и за свой труд получает соответствующее вознаграждение.

Ради чего трудятся люди? Одни трудятся, потому что им сама работа нравится. Им нравится то, чем они занимаются, они чувствуют к этому призвание и получают от своей работы удовольствие. А  другие трудятся только для того, чтобы заработать деньги. Работа им не в радость, профессия их не удовлетворяет, но так как жить на что-то надо, приходится тянуть эту лямку и выполнять свои профессиональные обязанности.

Счастлив тот человек, который трудится не ради денег, а потому, что ему нравится сама работа – через нее он реализует свой творческий потенциал. А заодно, конечно, он и деньги зарабатывает, потому что никакой труд не остается без вознаграждения. И об этом тоже косвенно говорит притча, которую мы сегодня слышали.

Жизнь человека не зависит от материального богатства. Об этом Господь неустанно напоминает в Своих поучениях и притчах, которые обращает и к ученикам, и к народу, и, конечно, к каждому из нас. Качество жизни человека зависит от того, накапливает ли он богатство для Царства Небесного или же копит  только то, что останется здесь, на земле.

Нужно собирать сокровища для Царства Небесного – через творческий труд и добрые дела. Когда мы свои труды совершаем во славу Божию, не ради денег, а ради того, чтобы быть участниками в Божественном творческом процессе, улучшать мир вокруг себя, дарить счастье ближним, тогда за этот труд мы получим вознаграждение уже не в земной жизни, а в жизни вечной. Но если мы трудимся только ради получения денег и ради того, чтобы эти деньги потратить на самих себя, то за этот труд никакой награды от Господа мы не получим, и ничего из накопленного таким способом и с такими целями мы не унесем с собой в Царство Небесное.

Поэтому будем вслушиваться в слова Господа Иисуса Христа и заботиться о том, чтобы собирать сокровища для Царства Небесного, которые перейдут с нами в вечность. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!

Берегите себя, берегите своих близких, особенно старшего возраста, и да хранит вас всех Господь!»

 

Служба коммуникации ОВЦС