Митрополит Иларион: смертная казнь не может служить средством исправления и не должна превращаться в средство возмездия
3 октября 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на «Россия 24», где мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Резонансная новость этого месяца состоит в том, что Союз архитекторов России предложил провести конкурс на возможное использование мавзолея после захоронения тела Ленина. Из-за громкого скандала (были недовольны коммунисты нашей страны) этот конкурс отменили, но на днях пришло продолжение, причем неожиданно из-за океана: американский художник заявил, что хочет построить в Вашингтоне копию мавзолея и готов выкупить для этого тело Ленина. Якобы 50 миллионов долларов на эти цели уже собрали. Что Вы обо всем этом думаете? Идей много, что делать с телом вождя и с местом, где сейчас находится мавзолей. Русская Православная Церковь допускает, что на этом месте может быть построен храм?
Митрополит Иларион: Я думаю, что храм там строить совершенно незачем. Там уже есть собор Василия Блаженного, Казанский собор, Иверская часовня – храмов на Красной площади достаточно.
Если говорить о захоронении тела Ленина, то я не сомневаюсь в том, что раньше или позже тело этого человека будет захоронено. Другое дело, когда это произойдет и при каких обстоятельствах. Если мы вспомним, как вообще Ленин появился в России в то время, когда в России шла революция, то ведь хорошо известно, что Россия тогда находилась в состоянии войны с Германией, а Ленин вместе с другими революционерами приехал в Россию на германские деньги. Иначе говоря, Германия понимала, что честным путем в войне она Россию не победит и решила воспользоваться этой ситуацией, чтобы изменить политический строй России и тем самым подорвать военную мощь России, ее сопротивляемость, чтобы в конце концов выиграть время и избежать позорного поражения. Собственно, Брестский мир, который был заключен уже советской Россией, уже в значительной степени учитывал интересы Германии. Иначе говоря, в России на германском поезде в запломбированном вагоне приехал изменник Родины, человек, которого по обычным законам следовало бы судить за измену Родине. Случилось так, что именно с этим человеком связано начало красного террора, массовых репрессий российского населения. И, конечно, я думаю, не место этому человеку на Красной площади.
С другой стороны, мы должны понимать, что Ленин остается своего рода «святыней» для своих последователей. Когда мы говорим о том, как большевики взрывали храмы, уничтожали священников, это же было посягательство на нашу веру. А если сейчас тело Ленина будет вынесено из мавзолея, то это будет посягательство на веру тех людей, для которых тело Ленина остается святыней. Поэтому здесь, конечно, нужно действовать очень осторожно, чтобы не спровоцировать какое-то гражданское противостояние. Коммунисты уже дали понять, что они не оставят без последствий какие-либо действия, связанные с телом Ленина. Поэтому, скорее всего, нам придется какое-то время ждать до тех пор, пока он будет похоронен.
Е. Грачева: А что, владыка, могло бы быть на месте нынешнего мавзолея?
Митрополит Иларион: Я думаю, что само здание следовало бы оставить, потому что это творение выдающегося российского архитектора Щусева, который построил несколько храмов и многочисленные здания. А что там будет внутри – наверное, было бы логично сделать там музей массовых репрессий.
Е. Грачева: А как вообще получилось, что все предыдущие попытки в нашей стране захоронить Ленина проваливались? И как получилось, что главный атеист России оказался, можно сказать, «божеством» новой религии?
Митрополит Иларион: Когда коммунисты пришли к власти, они понимали, что религию надо чем-то заменить. Это началось не сразу, а складывалось постепенно, ведь культ личности Ленина начался при его жизни, но поддерживался после его смерти Сталиным и его преемниками. Причем этот культ превратился в своего рода антирелигию или псевдорелигию: Ленин как некий непогрешимый авторитет, на которого надо было ссылаться в любом научном труде, в любом учебнике. Ни одна книга не могла существовать без предисловия, в котором не было бы, по крайней мере, одной цитаты из Ленина. Портреты Ленина висели повсюду: в школах, в университетах, в общественных местах, на заводах, фабриках. То есть без присутствия «лика» этого человека не обходилось ни одно официальное помещение. Более того, многие вешали портрет Ленина у себя дома. По сути, это был культ, созданный для того, чтобы заменить религию, чтобы у человека, у которого есть религиозные искания, а таких людей очень много, была своеобразная замена. Так и получилось, что главный атеист России превратился в своего рода обожествленный персонаж, который до сих пор – почти сто лет – лежит в мавзолее подобно египетским фараонам.
Почему проваливались попытки вынести это тело из мавзолея? Вы помните, что в течение нескольких лет рядом с Лениным в том же самом мавзолее лежал Сталин. Потом его вынесли, когда было принято решение об отказе от культа личности Сталина. Тогда же и все памятники на территории Советского Союза были демонтированы и большинство из них уничтожено. Но и тогда Ленин оставался незыблемым авторитетом. После распада Советского Союза началась кампания по уничтожению памятников советского периода: тогда убрали памятник Дзержинскому с Лубянской площади, переименовали ее обратно в Лубянскую площадь; тогда же, конечно, могли вынести и тело Ленина из мавзолея, но этого не было сделано. Не было этого сделано и в конце правления Бориса Ельцина, хотя такие планы были.
Я думаю, власть всегда опасалась, как и сейчас опасается, что коммунисты будут использовать эту акцию, чтобы возбудить народное недовольство, вывести людей на улицы. Я думаю, что не надо им давать такого шанса. Надо подождать до тех пор, пока коммунистическая идеология окончательно уйдет в прошлое, и тогда тихо и спокойно вынести его и захоронить.
Е. Грачева: Владыка, на днях в Русской Православной Церкви вновь озвучили призыв к государству вывести аборты из списка услуг обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день полис ОМС предполагает и возможность аборта, и возможность ЭКО. Кто конкретно от Русской Православной Церкви ведет переговоры с Минздравом об этом, если ведет, или у Русской Православной Церкви какая-то объединенная позиция на этот счет?
Митрополит Иларион: Конечно, у Русской Православной Церкви есть единая позиция на этот счет, она зафиксирована в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится о том, что аборт – это убийство, и аборт не может быть приравнен к лечению. Инициатива вывести аборт из системы обязательного медицинского страхования принадлежит Святейшему Патриарху Кириллу, который ее озвучивал неоднократно. А сейчас ее озвучил новоназначенный глава Патриарший комиссии по защите материнства и детства священник Федор Лукьянов, который пришел на смену отцу Димитрию Смирнову и возглавил эту комиссию. Я так понимаю, что именно эта комиссия и ведет переговоры с Минздравом относительно этой инициативы.
Каждый из нас является налогоплательщиком, на средства налогоплательщиков существует система бесплатного медицинского обслуживания. Мы считаем, что в эту систему не должны входить аборты, потому что, во-первых, аборт – это не лечение болезни, а убийство, во-вторых, среди налогоплательщиков есть немало людей, которые против абортов. Почему они должны платить свои деньги за совершение абортов? Мы много раз слышали из уст представителей нашей государственной власти о том, что главной или одной из главных проблем России является демография, о том, какие меры надо принимать для того, чтобы повысить демографические показатели. Если говорить об аборте, то это едва ли не основная причина того, что население нашей страны не растет, а уменьшается. Я очень надеюсь на то, что призывы Церкви, по крайней мере, к снижению числа абортов будут услышаны.
Е. Грачева: В городе Рыбинске Ярославной области произошло чудовищное преступление: 41-летний мужчина, если вообще его можно назвать мужчиной, изнасиловал и расчленил девочек 8 и 13 лет. Сейчас он предстанет перед судом. Почти одновременно с этим пришла новость из Нигерии. Почему я вспомнила в этой связи о Нигерии? Потому что там приняли закон, что насильников отныне будут кастрировать, а педофилов ждет смертная казнь. Известно, что и Вы, и Русская Православная Церковь едино выступают против смертной казни независимо от совершенных преступлений. Но, возможно, в чем-то мы можем взять пример с Нигерии? Может быть, действительно педофилов и насильников нужно кастрировать? Может быть, угроза этого как-то может их остановить?
Митрополит Иларион: Русская Православная Церковь не выступает безоговорочно против смертной казни. В «Основах социальной концепции», нашем официальном документе, говорится, что решение об отмене смертной казни принимает государство в соответствии с тем уровнем преступности, который существует, и в соответствии со своим видением того, как правоохранительная система может воспрепятствовать совершению преступлений. В Ветхом Завете, например, существовала смертная казнь. Даже Иисус Христос не призывал к отмене смертной казни, Он вообще не был социальным реформатором. Но в том же документе говорится и следующее – позиция Русской Православной Церкви такова, что там, где это возможно и где смертная казнь отменена, Церковь это приветствует, потому что казнь не может служить средством исправления и казнь не должна превращаться в средство возмездия. Это первое, что я хотел сказать.
Второе касается наказания насильников. Я думаю, что насильники такого рода должны подвергаться пожизненному заключению, они должны быть изолированы от общества, чтобы никогда в дальнейшем они не могли совершить таких чудовищных преступлений.
Третий вопрос – брать ли нам пример с Нигерии? Я не думаю, что это та страна, с которой нам надо брать пример. В том штате Нигерии, где введены эти законодательные нормы, действует шариатский закон. Действительно, в Нигерии очень высокий уровень насилия. Там власти фактически не справляются с насилием, которое совершается практически повсеместно, поэтому власти некоторых штатов вынуждены принимать экстраординарные меры и вводить такого рода законодательные нормы. Но я не думаю, что это то, чему мы в России можем научиться у Нигерии.
Если говорить вообще о ситуации в Нигерии, то там происходят трагические события, происходит полномасштабное гонение на христиан. Там существует организация «Боко харам», которая ставит своей целью физическое истребление христиан. Они нападают на целые деревни и выжигают их, они насилуют и убивают людей, и власти, к сожалению, очень мало способны повлиять на эту ситуацию.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Зачем человеку вечная жизнь, которая наступит после воскресения, что ему делать в вечности? Не приведет ли сознание собственного бессмертия к утере смысла жизни и, как следствие, к новому бунту против Бога? Не приведет ли преображение человеческой природы после воскресения к утере его личности?
Митрополит Иларион: Чем человек будет заниматься в вечности, мы, конечно, не знаем, наверное, узнаем это только тогда, когда туда попадем. Но святые отцы говорят нам о том, что Бог создал каждого человека для пребывания в вечности и что наша земная жизнь – это подготовка к вечной жизни, а качество нашей жизни в вечности будет зависеть от того, как мы прожили эту земную жизнь. Если человек в этой жизни пребывал с Богом, то он и в будущей жизни будет также пребывать с Богом. А если человек в течение своей земной жизни не помнил о Боге или вообще противодействовал Богу, если он жил не по закону добра, а по закону греха, то когда он окажется в вечности, присутствие Бога для него будет источником мучения. Собственно, в этом и заключается учение Церкви о том, что одни люди попадут в рай, а другие – в ад. И те, и другие будут иметь возможность ощущать присутствие Божие, только это присутствие для одних будет источником радости и наслаждения, а для других – источником мучения.
Если говорить о том, потеряется ли личность человека или возможен ли в будущей жизни какой-то бунт против Бога, то церковное учение говорит, что личность не будет потеряна, а бунт против Бога будет уже невозможен, потому что человек укрепится и утвердится в том состоянии, которого он достиг в этой земной жизни. То есть если в этой земной жизни мы постоянно меняемся, ищем, можем менять свое мировоззрение и даже свою конфессиональную принадлежность, можем переходить от веры к неверию или наоборот, то в будущей жизни это станет невозможно. А как она будет для нас протекать, нам это сейчас трудно представить, потому что мы привыкли к жизни во времени, а в будущей жизни будет совершенно иная реальность. Там время остановится, и мы будем просто вечно пребывать либо с Богом, либо без Бога, либо в блаженстве, либо в мучении.
Вопрос: Некая Наталья Губина говорит, что ей открыл Господь, что 20 сентября будет восхищение Церкви. Разве в Библии не сказано, что Господь придет неожиданно на землю и мы не будем знать ни дня, ни часа?
Митрополит Иларион: Я, наверное, уже опоздал с ответом на этот вопрос, потому что 20 сентября прошло, а никакого восхищения Церкви не последовало. Хотя здесь надо понять, что понимается под восхищением Церкви. Если говорить о конце света, то никто из нас не может предсказать, когда он произойдет и когда закончится земная история человечества. Об этом ясно сказал Господь Иисус Христос в Евангелии: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Поэтому, если вы слышите, как кто-либо говорит, что конец света наступит в такой-то день, месяц или год, то не верьте этим людям.
Однажды один предсказатель назвал дату конца света. Ко мне пришли журналисты, наставили на меня камеру и спрашивали: ну скажите, будет конец света такого-то числа или не будет? Я им сказал: не будет. Они меня спросили: а почему Вы так уверены? Я говорю: вы знаете, если его не будет, то все смогут убедиться, что я был прав, а если все-таки он произойдет, то никому уже не будет дела до моего личного мнения. Это, конечно, шутка. Если говорить всерьез, то, действительно, никто из нас не знает и ни один пророк не может предсказать, какого числа, месяца и года наступит конец света. Поэтому если вы слышите такие предсказания, знайте, что это обманщики, авантюристы, может быть, сектанты, которые используют ту или иную дату для того, чтобы вас отвратить от истинной веры. Мы придерживаемся учения Господа Иисуса Христа. Мы должны жить в постоянной готовности к встрече с Иисусом Христом.
Если говорить вообще о конце света, то мы, христиане, его совсем не боимся, потому что с концом света для нас связано ожидание перехода этого мира и всех людей, которые здесь живут, в жизнь лучшую, более прекрасную. Кто должен бояться конца света? Те люди, которые живут без Бога, делают зло, противятся Богу, не хотят исполнять Его волю – им действительно стоит бояться конца света, потому что конец света для них будет означать начало вечных мучений. А нам, христианам, нужно заботиться о другом: как мы здесь живем, о том, делаем ли мы добро, исполняем ли мы заповеди Божии, читаем ли мы Евангелие и воплощаем ли в жизнь то, что говорит Иисус Христос. Если мы все это делаем, то мы живем надеждой на то, что после конца света или после конца собственной жизни мы встретимся со Христом.
Надо, конечно, еще и помнить о том, что для каждого из нас конец света может настать в любую минуту. Потому что в конце концов, какая нам разница, когда прекратится человеческая история, если рано или поздно прекратится земная история каждого из нас. Я думаю, к этому надо готовиться, но только так, чтобы мысль о конце нашей жизни не превращала нашу жизнь в какое-то ожидание этого события, не наполняла нашу душу страхом, а, наоборот, чтобы мы понимали, что каждому из нас отмерен определенный отрезок на земле и то, что мы не сделали сегодня, мы совершенно необязательно сможем сделать завтра. А потому нам надо спешить делать добро, исполнять заповеди Божии и надо, как говорили христианские учители, жить каждый день так, как будто это последний день нашей жизни, то есть жить в предстоянии перед Богом, в ощущении Его присутствия.
Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа словами из Евангелия от Матфея: «Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС