Митрополит Иларион совершил Литургию в престольный праздник московского храма святых мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье
3 октября 2020 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в посвященном этим святым московском храме, который входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья. В зданиях подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.
За праздничной Божественной литургией архипастырю сослужили клирики Подворья.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
После богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
“Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти святых мучеников – благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских, с престольным праздником этого святого храма.
Святой благоверный князь Михаил жил во времена, когда Русь находилась под властью Золотой Орды. Как и многие князья Руси, он должен был ездить в Орду, чтобы получать разрешение на те или иные действия, ибо каждый князь, который вступал в правление, должен был от татаро-монгольского хана получить ярлык, то есть разрешение на правление.
Князь Михаил с сопровождавшим его боярином Феодором был вызван в Золотую Орду, где он был принуждаем отречься от своей веры во Христа. Но он предпочел смерть отречению от Христа, ибо знал, что Христос – Спаситель мира и Бог Воплотившийся. И нет на земле такого блага, которое можно было бы предпочесть вере во Христа — вере, спасительной и для самого князя, и для вверенного ему народа.
Оба они – и князь, и боярин – приняли мученическую кончину от рук иноверцев. А когда спустя несколько столетий было решено перенести их мощи из града Чернигова, где Михаил был князем, в стольный град Москву (было это при царе Иоанне Грозном), то на месте, где сейчас стоит этот храм, грозный царь встретил мощи мучеников. И здесь, рядом с храмом святого Иоанна Предтечи, был возведен храм во имя святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских.
По благословению Святейшего Патриарха здесь теперь располагается Общецерковная аспирантура и докторантура. Если бы не нынешние обстоятельства, то сегодня после богослужения мы бы совершали по сложившемуся обычаю торжественный акт. Но обстоятельства складываются таким образом, что все студенты у нас занимаются через средства удаленной связи. Так же и преподаватели ведут свои занятия, чтобы, по возможности, минимизировать риск заражения тем вирусом, который с марта этого года продолжает действовать, похищать жизни людей и ставить жизни многих под угрозу.
Кто-то может спросить: почему же мы должны так бояться за свою жизнь? Ведь пример святых — благоверного князя Михаила и боярина его Феодора — показывает, что они пошли на смерть ради веры во Христа. Почему же мы сейчас должны оберегаться, предостерегаться, носить маски, перчатки? Может быть, надо просто предаться воле Божией и сказать: «Господи, как Тебе угодно, так пусть и будет».
Но все дело в том, что мученическая кончина за Христа не имеет ничего общего со смертью по беспечности, неосторожности и невнимательности. Когда верующего принуждают отречься от Христа, то, конечно, он ценой собственной жизни призван исповедовать веру в Сына Божия. Но нас сегодня никто не призывает отрекаться от Христа. Нам только говорят: соблюдайте осторожность, берегите друг друга, заботьтесь друг о друге. Поэтому, конечно, мы должны не демонстрировать бесстрашие, которое здесь совершенно неуместно, а бережно относясь друг к другу, соблюдать правила и нормы, которые нам сегодня предписываются.
Если же когда-нибудь возникнет такая ситуация и перед нами встанет выбор: отречься от Христа или сохранить себе жизнь – тогда, конечно, Господь призовет нас совершить исповеднический, а если Ему будет угодно, то и мученический подвиг.
Мы знаем, что в течение веков в нашем Отечестве и в других странах возникали ситуации, когда люди, а иногда и тысячи людей, подвергались риску из-за того, что исповедовали православную веру. В течение семидесяти лет на нашей земле вера христианская была гонимой, как и вообще любая религия. Целый сонм новомучеников – не только священнослужителей, но и монашествующих, и мирян – был призван на исповеднический и мученический подвиг. Сегодня мы прославляем их всех как новомучеников и исповедников Церкви Русской, как наших небесных заступников, кто сегодня молится за нас и предстательствует перед престолом Божиим. И мы знаем, что они откликнулись на призыв Иисуса Христа последовать за Ним, и земным благам, и даже самой жизни предпочли веру во Христа и исповедание Его своим Господом и Спасителем.
Будем молиться святым мученикам Михаилу и Феодору Черниговским, чтобы они укрепили нашу веру, помогали нам и сейчас — в сравнительно благополучные времена, когда за исповедание Христа уже не грозит смертная казнь, — быть исповедниками Церкви Божией. Ведь мы призваны исповедовать свою веру всей жизнью — делами и поступками. Своим образом жизни мы призваны свидетельствовать о вере во Христа перед теми, кто лишен ее, и являть силу Евангелия Христова, которая побуждала простых смертных людей на подвиг мученичества и исповедничества.
Будем молиться святым Михаилу и Феодору Черниговским, и святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской, чтобы они помогли нам пережить это время, сохранить и приумножить христианскую веру, и сохранить друг друга.
Пусть Господь хранит всех вас на многая и благая лета.
С праздником!”
Служба коммуникации ОВЦС