Митрополит Иларион: Пресвятая Богородица дарована нам как Небесная Заступница, Царица и Ходатаица о нашем спасении
21 сентября 2020 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы – с первым праздником церковного года.
Священное Предание говорит нам о том, что Пресвятая Дева родилась от Иоакима и Анны – супружеской четы, которая на протяжении долгих лет оставалась бездетной. Иоаким был священником в храме Иерусалимском и из-за того, что у него не было детей он терпел поношение, в том числе и от своих собратьев, ибо в Израиле бездетность считали наказанием Божиим, а многочисленное потомство воспринималось как благословение от Господа. Бесчадие, бездетность были не только семейным горем, но еще и позором, потому что на человека, которому Господь не дал детей, смотрели как на отверженного Богом.
Как это все далеко от того, что происходит сейчас, и от того, как люди смотрят на собственную жизнь, в том числе на своих детей. Очень редко сегодня можно встретить человека, который видит в детях благословение Божие. Гораздо чаще люди планируют свою жизнь так, чтобы дети появились не в тот момент, когда Бог этого захочет, а когда они сами этого пожелают, к этому созреют, когда, как им кажется, жизненные условия будут для этого созданы. Но зачастую случается так, что по молодости люди откладывают рождение ребенка, а потом, когда наступает момент, когда им хочется, чтобы ребенок у них появился, этому уже препятствуют те или иные обстоятельства, в том числе и физические недостатки, которые накопились в ходе прожитой жизни.
В древнем Израиле все было не так. Дети рождались тогда, когда это было угодно Богу. Никто не останавливал процесс чадородия. Но если Господь посещал какую-то супружескую пару бесплодием, это воспринималось как Божие наказание. И люди смотрели на эту супружескую пару, задаваясь вопросом: за что же Бог наказал эту семью? Наверное, у них есть тайные, особо тяжкие грехи, из-за которых Бог и не посылает им потомство.
Иоаким и Анна много лет страдали от того, что у них не было ребенка. Иоаким молился, но молитва его, как казалось на первый взгляд, оставалась неуслышанной, ибо Господь приберегал Свою милость на тот момент, когда и сама супружеская пара в полной мере созреет к тому, чтобы у нее появился ребенок, а самое главное – когда человечество будет готово принять Господа Спасителя, который родится от этого удивительного позднего ребенка.
И вот Анна зачинает младенца от Иоакима. Рождается девочка, и из Священного Предания мы слышим о том, как Она была воспитана. Все свое детство Мария провела в храме Божием в молитве, в чтении Священного Писания. Она восходила от силы в силу, и в раннем возрасте была отдана замуж, чтобы Иосиф, ее законный муж, сохранил ее девство. В Евангелии мы читаем, как явился Ей архангел Гавриил и возвестил о том, что чудесным образом, без сочетания с мужем родится от Нее Младенец, Который станет Спасителем мира.
Эта история проходит перед нашим духовным взором много раз в течение литургического года — мы вспоминаем ее вновь и вновь через богородичные праздники.
Почему же Богу было угодно, чтобы родители Пресвятой Богородицы так долго оставались бесплодными? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы должны обратиться к повествованиям Ветхого Завета, начиная от рассказа Бытия о праотце Аврааме, который оставался бесплодным до 100-летнего возраста, а Сарра, жена его, – до 90-летнего возраста. И когда уже всякая человеческая надежда на то, что они получат потомство, истаяла, Бог явил им Свою милость. Он сказал Аврааму, что потомство его будет, как песок морской. И это слышал человек, который по физическим своим свойствам давно уже не мог дать жизнь новому человеческому существу.
Богу было угодно, чтобы те, кого Он предизбрал и кому предопределил быть подобными образу Сына Своего, кого Он, по слову апостола, предуготовил и предуставил, рождались особым чудесным образом. И в самом их рождении были явлены чудо и милость Божии не только супружеской паре, но и всему человеческому роду.
Подобно тому, как Авраам стал отцом всех верующих, Господь Иисус Христос, родившийся от Приснодевы Марии, стал Отцом всех, кто уверовали в Него, и всех, кого Он ведет по пути ко спасению. Его рождение в этот мир было чудесным, но и рождение Той, от Кого Он должен был родиться, тоже было особенным и сверхчеловеческим.
Сегодня, прославляя это событие – рождение Пресвятой Богородицы от Иоакима и Анны – мы благодарим Бога за то, что Он даровал нам милость быть членами Церкви Христовой. Мы благодарим Господа, что Пресвятая Богородица дарована нам как Небесная Заступница, Царица и Ходатаица, и мы можем всегда, когда захотим, обратиться к Ней в молитве. Матерь Божия всегда услышит нас, и по Ее молитве Бог подаст нам все необходимое для нашего спасения. И пусть даже если этого дарования Божия нам придется ждать очень долго, подобно тому, как Авраам и Сарра в течение многих десятилетий ждали своего потомства, горячо молясь Богу и смиренно уповая на Его Волю, будем прилежать в молитве Господу.
Будем молиться Пресвятой Богородице о том, чтобы Она сохранила нас, наших близких, наш город, Отечество и весь мир от всякого зла, чтобы покрыла нас честным Своим омофором и была нашей ходатаицей пред престолом Небесного Царя – Своего Божественного Сына Господа Иисуса Христа. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником!»
Служба коммуникации ОВЦС