Митрополит Иларион: Для спасения недостаточно одной веры
30 августа 2020 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19. 26), – сказал Господь Иисус Христос, когда Его спросили о спасении, о том, как человек может спастись. Словам этим предшествовала беседа Сына Божия с человеком, который у Него спросил, какие нужно исполнять заповеди, чтобы наследовать спасение и жизнь вечную. Господь ему ответил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать» (Мф. 19. 18-19), – то есть перечислил основные заповеди ветхозаветного закона. Но человек спросил снова: «Чего еще недостает мне?» (Мф. 19. 20). И когда Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21), юноша этот, у которого было много имущества, денег, с печалью отошел от Него, ибо услышал не то, что хотел. То, что сказал ему Христос, превышало его человеческие силы.
Даже ученики Господа, услышав Его слова, изумились и, недоумевая, спросили: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19. 25), если для того, чтобы спастись, нужно раздать все свое имение, превратиться в нищего.
Господь ответил не на их вопрос, а вообще на вопрос о спасении, который задаем мы и который на протяжении многих веков задавали богословы: как человек может спастись?
Из посланий святого апостола Павла мы знаем, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2. 16). Те правила, которые Господь перечислил в Своей беседе с богатым юношей, это как раз дела закона, то есть ветхозаветные заповеди. Значит, для спасения недостаточно их исполнения.
Но в то же время святой апостол Иаков напоминает нам, что «вера без дел мертва» (Иак. 2. 20), а это значит, что для спасения недостаточно одной веры. Вера не может спасти человека, если тот при этом не будет исполнять заповеди Божии.
Спасение каждого из нас находится в руках Божиих, но от человека Господь ожидает, что он будет, прежде всего, исполнять Его заповеди. А если человек хочет достичь духовного совершенства, то помимо тех заповедей, которые были изложены в Ветхом Завете, есть еще и то, что Господь предлагает Своим ученикам – тем, кто пожелает пойти за Ним, отвергнувшись всего. И такие люди всегда находятся. Это и апостолы, и мученики, и преподобные, которые ничем в этой жизни не дорожили настолько, чтобы не пожертвовать этим ради Христа: ни имуществом, ни родственными связями, ни своим положением в жизни, ни даже самой жизнью.
Когда мы читаем жития святых, мы поражаемся тому, с какой силой и с какой ревностью они несли свои подвиги. И часто спрашиваем себя: а могли бы мы жить так же, как жили они? Готовы ли мы пойти по их пути? И Господь отвечает нам, что спасение человека не находится в руках самого человека. Спасение человека находится в руках Божиих, а потому мы должны, прежде всего, надеяться на милосердие Божие и на помощь Его. Мы должны, прежде всего, взывать к Богу и просить Его, чтобы Он научил нас, как нам исполнять Его заповеди. Чтобы Он научил нас жить по-христиански и привел в Царствие Небесное. От нас же требуется исполнение заповедей Божиих в ту меру, какая для нас возможна, а то, что превышает наши силы – мы оставляем на волю Божию, на Его милосердие и надеемся, что Божественная благодать восполнит все недостающее нам.
Приближается начало учебного года. Сейчас мы совершим молебен об учении отроков. Мы будем просить Бога о том, чтобы нашим детям Господь дал премудрость человеческую и премудрость Божественную, чтобы наши дети, прежде всего, помнили и любили Бога, чтобы они прилежали к учению, но, прежде всего, прилежали к Церкви.
Мы будем молиться, чтобы наши дети всегда оставались в Церкви и никогда не покинули ее, потому что Церковь помогает каждому – и взрослому, и ребенку – идти по жизни и исполнять Божественные заповеди. Будем возносить нашу молитву Господу о том, чтобы Он вразумил и укрепил наших детей, даровал им разум к познанию наук земных и к познанию самой главной Божественной науки – веры христианской.
Помолимся вместе о наших детях и о том, чтобы Господь благословил их обучение».
Далее владыка Иларион совершил молебное пение при начале учения отроков и окропил присутствующих святой водой.
Служба коммуникации ОВЦС