Print This Post

28 июня 2020 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В этот воскресный день мы слышали в чтении из Евангелия от Матфея слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может служить двум господам. Он будет либо об одном заботиться, а о другом нерадеть, либо он станет угождать одному, а другим пренебрегать. «Не можете, – говорит Господь, – служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24), то есть одновременно служить и Богу, и материальному земному богатству.

Слова эти Господь обратил к Своим ученикам, но они обращены и к каждому из нас. Они говорят не о том, что человек должен отрекаться от всякой земной собственности и жить в беспечности, лености и праздности. Господь Иисус Христос, призывая не заботиться о завтрашнем дне, вовсе не утверждает, что, например, родители не должны заботиться о детях, не думать об их пропитании, материальном благополучии, или же повзрослевшие дети не должны заботиться о своих престарелых родителях. Господь не призывает ни к беспечности, ни к лености, ни к пассивности. Он призывает к тому, чтобы мы на первое место ставили Бога и Царствие Небесное. А все остальное уже будет выстраиваться вокруг этого единственного стержня, на этом единственном основании, на котором Господь призывает нас созидать свою земную жизнь.

Вся наша земная жизнь состоит из духовных и материальных благ. Мы неизбежно должны заботиться и о себе самих, и о наших ближних. Мы должны думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Но Господь призывает нас к тому, чтобы эта забота, это попечение о земном не съедало наше сердце, чтобы мы не посвящали всю свою жизнь достижению земного благополучия и земного богатства, не вкладывали все свое сердце в приобретение материальных благ.

Господь призывает нас заботиться о наших ближних. И в первую очередь это касается членов наших семей, наших сродников и друзей. Но прежде всего Господь велит нам искать Царствия Божия и говорит о том, что это все, то есть материальное благополучие и материальное богатство, приложится вам, если вы будете искать Царство Небесное.

Вслушиваясь сегодня в слова Господа Иисуса Христа, мы можем приложить их к своей собственной жизни  и спросить себя, чего мы ищем от жизни в первую очередь: земного благополучия, земного богатства и земного комфорта или же Царствия Небесного, которое дает нам Господь Иисус Христос?

Кто-то спросит: а что такое Царство Небесное? Ведь Господь Иисус Христос много раз говорил в Евангелии о Царстве Небесном, но при этом никогда не объяснял, что это такое. Может быть, нам нужно презирать земную жизнь и думать только о жизни будущей? Или, может, нам нужно презирать земные труды, а думать только о духовной жизни?

Господь не призывает нас уходить из мира, отрекаться от мира или наших ближних как монахи, которые избрали особый образ жизни. Но Господь, говорит, чтобы мы всегда на первое место ставили Бога, чтобы Бог всегда был в нашем сердце. Слова эти относятся и к монахам, и к мирянам.

Господь не объяснил нам, что такое Царство Небесное, но каждый из нас по собственному внутреннему духовному опыту знает об этом Царстве. Когда мы идем в магазин или на рынок, или в какое-то светское учреждение, или в кино, театр, концертный зал, мы не найдем там Царства Небесного, а можем приобрести лишь материальные блага или испытать эстетическое наслаждение, получить удовольствие. Но когда мы приходим в храм Божий, когда молимся вместе, причащаемся Святых Христовых Таин, мы приобщаемся к Царству Небесному, которое находится не где-то далеко, не в какой-то отдаленной будущей перспективе, не в каком-то загробном мире и загробном царстве, а присутствует здесь, среди нас и, как говорит Господь, внутри нас.

Но ведь можно и в церковь прийти, а при этом не ощутить Царствия Небесного в своем сердце. Можно прийти на службу и стоять с рассеянными мыслями, с растрепанными чувствами, слышать слова молитв и при этом предаваться размышлениям о материальных благах, слышать пение церковного хора, а думать о завтрашнем дне.

Господь призывает нас в храме Божием сосредоточенно и вдумчиво участвовать в богослужении, вслушиваться в слова Священного Писания и в слова молитв, которые исполняет хор или же они звучат из уст священника, диакона и чтецов. Каждое слово этих молитв обладает живительной и чудотворной силой, если мы только научимся слушать эти слова и применять их к нашей жизни.

Евангельское слово Господа Иисуса Христа действует на людей многоразлично, и люди по-разному толкуют евангельские слова Спасителя. К сожалению, есть толкования и ложные, ошибочные, неправильные. И чтобы от них уберечься, мы должны всегда полагаться на то, как Священное Писание толковалось и интерпретировалось в Церкви Христовой.

На протяжении всех веков существования Церкви Священное Писание звучало в храмах Божиих и святые отцы толковали его. Сегодня мы вспоминаем двух западных богословов – блаженного Иеронима Стридонского и блаженного Августа, епископа Иппонского.

Блаженный Иероним был одним из самых ученых людей своего времени. Он в совершенстве изучил еврейский и греческий языки, а родным его языком был латинский. Он перевел на латинский язык всю Библию: Ветхий Завет с еврейского, а Новый Завет с греческого. Он написал множество богословских трактатов, в том числе и толкование на Евангелие от Матфея, которое каждый из вас может прочитать, потому что оно находится в свободном доступе в Интернете.

Блаженный Августин, епископ Иппонский, жил чуть позже блаженного Иеронима, но они состояли друг с другом в переписке. Иногда они даже спорили друг с другом по тем или иным богословским вопросам. Блаженный Августин оставил огромное литературное наследие, в том числе трактат, который называется «О согласии евангелистов», где он сравнивает повествования четырех евангелистов в тех местах, где эти повествования как будто бы расходятся, и говорит о том, как нужно сопрягать эти повествования одно с другим, чтобы перед нашими глазами предстала целостная картина того, что происходило в земной жизни Господа Иисуса Христа.

Творения святых отцов обладают глубочайшим богатством содержания. Именно творения святых отцов, и восточных, и западных, и греческих, и сирийских, и латинских, и русских, содержат то толкование Священного Писания, которое является общепринятым в Церкви и которое дает нам возможность глубоко проникнуть в евангельский текст.

Но ни одно толкование, ни одна самая ученая и самая мудрая книга не заменит нам собственного опыта жизни во Христе. И сколько бы мы ни читали в творениях святых отцов о том, что такое Царство Небесное, если опытно своим сердцем и умом мы не приобщимся к Царствию Божиему, то никогда не узнаем, что это такое. Церковь дает нам такую возможность через Божественную литургию, через священные Таинства, через весь строй своей литургической жизни. Она дает нам возможность приобщиться к Царству Небесному, которое ожидает каждого человека, уверовавшего во Христа, если он исполняет евангельские заповеди и живет так, как этого хочет Христос.

Будем учиться у Евангелия мудрости жизни. Будем вслушиваться в слова Самого Господа Иисуса Христа, Который научает нас, как нужно жить, что должно быть у нас на первом месте и как нам искать Царство Небесное. И будем помнить о том, что все остальное по Его обетованию приложится: и здоровье телесное, и здоровье духовное, и богатство материальное, и богатство духовное. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

 

Служба коммуникации ОВЦС