Митрополит Иларион: Господь призывает каждого из нас к состраданию и милосердию
17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении Владыка Иларион вознес молитву во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Христос воскресе!
Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Пасхи, который для нас продолжается, и с воскресным днем.
Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна о встрече Господа Иисуса Христа с самарянкой (Ин.4. 5-42).
Нравы и обычаи того времени были таковы, что иудеи с самарянами не общались, так как считали их людьми нечистыми, которые нарушили чистоту крови и чистоту веры.
Изначально иудеи и самаряне были представителями одного народа. Но у иудеев был очень строгий обычай и очень строгое правило: они не могли брать себе в жёны представительниц других народов и других племён. Самаряне же эти правила нарушали и брали себе в жёны представительниц других народов, других племен и даже других вероисповеданий. Из-за этого они, с точки зрения иудеев, потеряли чистоту крови.
Кроме того, самаряне, по мнению иудеев, потеряли и чистоту веры, ибо внесли некоторые изменения в вероучение и даже некоторые поправки в Священное Писание – в книги Ветхого Завета. Самаряне приносили поклонение Богу не в храме Иерусалимском, куда стекались люди со всей Иудеи на Пасху и другие большие праздники, а на горе Гаризим, где когда-то был воздвигнут их храм, альтернативный Иерусалимскому храму. И хотя потом этот храм был разрушен, они продолжали совершать жертвоприношения на этом месте.
Иисусу Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти через Самарию. И как говорит нам евангелист Иоанн, устав от дороги, Сын Божий остановился отдохнуть у колодца, а учеников отправил в город купить пищи. Когда утомленный Христос сел у колодца (может быть, при Нем остался только один ученик Иоанн, который потом и записал так подробно эту беседу, иначе, откуда бы мы о ней узнали?), из ближайшего селения пришла женщина почерпнуть воды.
Далее последовал странный диалог между этой женщиной и Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна немало таких диалогов, когда два человека говорят о разном на совершенно разных уровнях понимания. Казалось бы, самарянка задаёт Господу простые житейские вопросы, но Он начинает говорить с ней о духовных предметах и отвечает так, что она поначалу вообще не может ничего понять. Женщина не понимает, что за Человек сидит у колодца и беседует с ней. О чем Он ей говорит?
Христос в начале беседы просит у самарянки воды, что вызывает у неё искреннее недоумение. Она спрашивает: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4.9). Но Иисус говорит ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4.10). Ничего не понимая из того, о чём идёт речь, женщина спрашивает Его: «Господин! У Тебя и черпака нет, и колодец глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин.4.11).
И так вся беседа строится на вопросах и ответах. Господь говорит с женщиною о великих истинах, но она не понимает Его и думает, что речь идет о житейских вещах. Но по мере разговора самарянка начинает чувствовать, что с ней говорит не обычный человек, а пророк, который, оказывается, знает всё о её жизни. Ему известно, что она пять раз была замужем и что живет сейчас с шестым мужчиной. Ведь Христос ей открыто говорит: «Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4.17).
Разговор принимает ещё более доверительный характер, и самарянка спрашивает: «Почему наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме?» На что Иисус ей отвечает: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4.23).
Очень часто Господь Иисус Христос говорил с людьми именно таким образом: Они спрашивали Его о земном, а Он говорил им о вечном. И, может быть, обращаясь к своим современникам, с которыми Он разговаривал в конкретный момент, Христос одновременно устремлял Свою мысль к будущему, имея в виду всех тех, кто потом в течение веков будет читать евангельские рассказы. Каждому из этих людей, каждому из нас, Господь что-то говорит.
Очень часто мы все оказываемся в положении самарянки: задаём Богу вопросы, и нам кажется, что Господь нам или вообще не отвечает, либо отвечает совсем не так, как мы от Него ожидаем. Зачастую нам кажется, что мы просим у Бога об одном, а Он посылает другое. И часто мы, общаясь с Богом, не понимаем, что Он хочет нам сказать.
В эти пасхальные дни, когда мы живём в совершенно особых условиях и многие из нас лишены возможности прийти в храм, причаститься Святых Христовых Таин, мы спрашиваем Бога: «Господи! Что Ты хочешь нам всем этим сказать?» Конечно, Бог нам хочет что-то сказать – Он не попустил бы того, чтобы мы остались без храма, без Евхаристии, если бы не хотел нам через это что-то сказать.
Каждому из нас Господь хочет сказать что-то своё. И каждый из нас пусть сейчас спросит себя: что же произошло в моей жизни такого, из-за чего я сейчас отлучен от храма Божия, от причастия, не имею возможности прийти на Литургию, помолиться вместе с моими друзьями и близкими?
Быть может, через это испытание, Господь кому-то напоминает о хрупкости человеческой жизни, и о том, что наша жизнь зависит от Бога. Господь говорит: «Не полагайся на свои силы, не думай, что у тебя все будет хорошо без Моей помощи. Обращайся ко Мне чаще, спрашивай Меня, и даже если тебе кажется, что Я не отвечу, Я всегда приду к тебе на помощь».
Возможно, кому-то из нас Господь говорит: «Ты слишком много времени и сил тратишь на земные приобретения, на земные блага, на свою работу, профессию – ты слишком всем этим увлёкся. Всё своё внимание ты переключил на земное и забыл о вечном и небесном. Тебе надо остановиться и задуматься над качеством своей жизни, пересмотреть свою систему ценностей».
А, может быть, кому-то из нас Господь говорит: «Ты слишком безразличен к своим близким, мало им уделяешь времени. Побудь с ними вместе 24 часа в сутки на замкнутой территории и научись их любить, терпеть, стань для них помощником, приноси им радость».
Господь призывает каждого из нас к состраданию и милосердию. Он говорит: «Ты не ценишь своих близких, полагая, что они всегда будут рядом с тобою. Но посмотри, в какой опасности сейчас их жизнь, особенно жизнь пожилых людей. Позаботься о них, подумай об их безопасности, чтобы они не подверглись риску».
Если мы прислушаемся к тому, что Господь нам говорит через эти непростые, скорбные, сложные и неординарные обстоятельства нашей жизни, то каждый из нас непременно услышит Его ответ. Многие самаряне уверовали во Христа прежде, чем они увидели Его, по слову женщины самярянки. И мы на собственном опыте познаём то, что исповедовали жители самарянского города, когда пообщались с Господом Спасителем. Самаряне сказали этой женщине: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4.42).
На протяжении многих веков иудеи и самаряне ждали Мессию, и Он пришёл. А мы с вами являемся Его стадом, Его паствой, Его учениками, Его апостолами, и уже не ожидаем кого-то, кто придёт в будущем: Мессия уже с нами. Он уже среди нас и Он внутри нас: мы принимаем Его внутрь себя, когда причащаемся. Мы слышим Его голос, когда читаем Святое Евангелие. Мы обращаемся к Нему в молитве и получаем ответы, может, не всегда такие, какие ожидаем, но Господь никогда ни одну молитву не оставляет неуслышанной.
Поэтому будем терпеливо ждать, когда откроются и для нас возможности (а я надеюсь, что они скоро откроются, всё к этому идет) снова собраться вместе в храме, вместе молиться и причащаться Святых Христовых Таин.
Помолимся за тех, кто сейчас находится на одре болезни. Сегодня мы вознесли молитвы о священнослужителях и мирянах, которые болеют, находятся в трудных обстоятельствах. Есть те, кто нуждается в особой молитве: это протоиерей Александр Шаргунов, настоятель соседнего с нами храма святителя Николая в Пыжах, и его матушка Анна. Это протоиерей Димитрий Смирнов, который тяжело переносит болезнь. Это и многие другие, которых мы сегодня помянули. Давайте усердно молиться за них, потому что молитвы наши не остаются неуслышанными.
В прошлое воскресенье я просил вас молиться за отца Филарета, нашего священника, который был в тот момент в очень тяжёлом состоянии: он лежал в больнице с высокой температурой, с двусторонним воспалением легких, с трудом дышал, с трудом переносил эту болезнь. По милости Божией и по нашей молитве сейчас он уже выписан из больницы и долечивается дома. Протодиакон Владимир Назаркин, один из старейших сотрудников Отдела внешних церковных связей, протодиакон Троице-Сергиевой Лавры, который неоднократно служил вместе со мной в нашем святом храме, тоже заболел, двенадцать дней пролежал в реанимации, но сейчас переведён в общую палату. Я разговаривал с ним по телефону, он еще слабенький, но голос бодрый, звучит оптимистично.
Я очень хотел бы, чтобы все, кто сейчас болеют, пережили эту болезнь и вернулись к нам живыми и здоровыми.
Давайте не забывать и тех, кого Господь призвал к Себе. Никто из нас не знает, когда закончится его жизнь, но мы верим, что Господь каждого из нас призовет тогда, когда это будет Ему угодно и когда мы сами будем к этому готовы. Будем молиться о том, чтобы наши братья и сестры, кого Бог уже забрал из этой жизни, оказались в Его Небесном Царстве. Чтобы Господь простил им всякое согрешение вольное или невольное и сотворил им вечную память.
Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником. С нетерпением жду того дня, который, верю, очень скоро наступит, когда вы сможете прийти в храм и мы все вместе вновь соберемся вокруг единой чаши.
Всех вас поздравляю с праздником и желаю доброго здоровья. Берегите себя и своих близких.
Христос воскресе!»
Служба коммуникации ОВЦС