Митрополит Иларион: Весь строй великопостного богослужения научает нас целомудрию
5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), клирики храма.
После чтения канона митрополит Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Великом каноне преподобного Андрея Критского перед нами проходит целая чреда библейских героев, на примере которых мы должны учиться той или иной добродетели или же избегать того или иного порока.
Как и во всякой книге, в Библии есть положительные и отрицательные герои. И сегодня я бы хотел рассказать об одном из отрицательных героев, который упоминается в Священном Писании Ветхого Завета, а также в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Имя этого библейского персонажа Хам, он был одним из трех сыновей праведного Ноя, о котором мы с вами говорили вчера.
Как повествует автор книги Бытия, однажды Ной, насадив виноградник, собрал плоды с этого виноградника и, сделав вино, напился, опьянел и лежал обнаженным в своем шатре. Его увидел Хам, и вместо того, чтобы целомудренно прикрыть наготу своего отца, он позвал двух других братьев, чтобы они посмеялись над стариком. Но братья вошли в шатер, подошли не глядя на своего отца, (они шли к нему спиной, чтобы их взор не коснулся обнаженного тела спящего отца) покрыли его одеждой и вышли. Когда, как говорится в книге Бытия, Ной проспался от вина и узнал, что сотворил один из его сыновей, то вместе с ним он проклял и весь его род.
Неслучайно этот персонаж упоминается в Великом каноне, который читается в дни Великого поста, когда мы с вами призываемся учиться целомудрию. Молитва святого Ефрема Сирина, которую мы читаем ежедневно, много раз в день на богослужении в Великом посту, включает целомудрие как одну из тех добродетелей, о даровании которых мы просим Бога: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Так вот, целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от чрезмерного употребления вина и не обнажаться перед другими людьми вольно или невольно, но еще и в том, чтобы не смотреть на грехи, слабости и немощи или наготу других людей, а внимать самому себе.
Хамов грех очень широко распространен среди людей: и в семьях, и в профессиональной среде, и в средствах массовой информации. Есть даже издания, которые специализируются на хамовом грехе, на том, чтобы раскрывать недостатки людей, показывать их наготу и срамоту. У такой литературы есть соответствующий спрос. Если бы его не было, она бы не издавалась. Хамов грех существует и в церковной среде, когда люди верующие вместо того, чтобы смотреть на самих себя и заниматься исправлением собственных грехов и пороков, будь то в мыслях или действиях совершаемых, занимаются выискиванием пороков других людей.
Хамов грех может иметь много разновидностей. Бывают случаи, когда человек действительно в чем-то виноват, чем-то согрешил или у него какая-то немощь. Но вместо того, чтобы целомудренно пройти мимо и не заметить, тот или иной человек начинает это смаковать, созывает людей, чтобы это обсудить. А зачастую бывает и так, что никакого греха в действительности нет. Просто один человек проецирует собственное греховное нутро на другого человека. И при этом думает: ну, не может быть, чтобы этот человек не был ни в чем виноват — если не в том, так в другом, если не в другом, так в третьем… И такие люди, собираясь друг с другом, начинают перемывать кости одному человеку, другому, третьему и получают от этого удовлетворение и наслаждение.
Целомудрие заключается в том, чтобы от всего этого воздерживаться. Когда мытарь пришел в храм, он не смотрел на других людей. Он не спрашивал, лучше ли он этих людей или хуже. Он только ударял себя в грудь и просил Бога простить ему грехи. И нам нужно быть очень внимательными для того, чтобы избегать хамова греха во всех его проявлениях. А для этого нужно всегда хранить целомудрие. Для этого всегда нужно на исповеди называть свои грехи, а не чужие, как это часто бывает, когда люди приходят на исповедь и вместо того, чтобы рассказывать о себе, говорят о других.
Весь строй церковной жизни и весь строй великопостного богослужения научает нас целомудрию. Этому научает нас и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этому научает нас и Библия, напоминая о том, что целомудренными мы должны быть не только по отношению к самим себе, но и по отношению к ближним. Мы должны быть беспощадными к себе, но щадить других людей. Господь сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Лк. 6. 41). И для того, чтобы слушатели усвоили урок, Он повторил сказанное уже в другой форме: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 6. 42).
Очень часто люди пытаются исправить не себя, а своих ближних. Опять же, это происходит и в семье, и на работе, и в церковной среде. Жена пытается исправить мужа, муж — жену, родители — детей, коллеги на работе пытаются исправить друг друга. И каждому кажется, что плох другой, что проблема в нем. Хотя проблема зачастую оказывается в нас самих. Она может быть нам не видна, мы ее не замечаем, но если нас тянет осуждать или обсуждать других людей, как говорят, перемывать им кости, подсматривать в замочную скважину,чтобы увидеть как живет тот или иной человек: а не напился ли он? Не обнажился ли он? — а потом пойти и рассказать об этом еще кому-нибудь — то в нас действует хамов грех, от которого и предостерегает Библия.
Будем молиться Господу, чтобы Он даровал нам зрети свои прегрешения и закрыл нам глаза на грехи других, чтобы у нас вообще пропал интерес к этой теме – обсуждать грехи других людей.Будем просить Господа, чтобы помог нам узреть бревно в собственном глазу и научиться его оттуда изымать, а изымать сучок из глаза брата нашего предоставим Ему Самому.
Всем нам я искренне и сердечно желаю, чтобы время Великого поста было для нас временем покаяния. Мы только вступили на поприще Великого поста и впереди еще несколько недель. Но Великий покаянный канон дал нам заряд на весь последующий пост. И если мы что-то не поняли в Великом каноне, то мы можем обратиться к библейским рассказам, на которых он построен, и в течение Великого поста все их перечитать. Они все назидательны, поучительны и глубоки. И каждый из них имеет отношение к нашей собственной жизни.
Пусть Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, преподобного Андрея Критского, преподобной Марии Египетской, которой мы также молились в эти дни, поможет нам достойно пройти великопостный путь, принести Богу плоды покаяния, научиться целомудрию и всем другим добродетелям, которые Господь призывает нас стяжать.
Храни вас всех Господь!»
Служба коммуникации ОВЦС