Print This Post

23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Митрополиту Илариону сослужили митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, члены паломнической группы из Житомирской епархии в священном сане, клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим со словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Никодим,
дорогие отцы,
дорогие братья и сестры!

Одна неделя осталась до Великого поста, и сегодня Церковь устами Господа нашего Иисуса Христа через Евангелие от Матфея напоминает нам о том, что станет итогом всей человеческой истории – о Страшном суде, событии, которое произойдет однажды, но будет иметь отношение к судьбе каждого человека и всего человечества в вечности.

В своем поучении Господь Иисус Христос, за несколько дней до того, как будет предан на смерть, говорит Своим ученикам о том, что Он придет снова. Но Он придет не в образе раба, не для того, чтобы страдать, а чтобы подвести итог жизни каждого человека. И тогда каждый из нас предстанет на суд, который будет для нас нелицеприятным, ибо Господь скажет нам обо всем, что мы сделали недоброго, и обо всем, что мы могли сделать, но не сделали для наших ближних.

Когда мы слышим слова Господа Иисуса Христа о Страшном суде, мы обращаем внимание на то, что Господь не будет нас спрашивать, как мы постились, сколько молились, давали ли пожертвования; Господь будет спрашивать нас об очень простых вещах: когда перед нами оказался голодный, накормили ли мы его? Когда мы увидели жаждущего, напоили ли мы его? А когда перед нами оказался человек, не имеющий одежды, мы дали ему одежду? Ввели ли в дом бездомного? Посетили болящего? А когда узнали, что кто-то попал в тюрьму, мы пришли к нему?

Вот о каких вещах будет нас спрашивать Господь Иисус Христос. И каждому, кто совершал добрые дела, Он скажет: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40). А тем, кто не совершил добрых дел, будет сказано: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25. 45).

Господь Иисус Христос отождествил Себя с каждым человеком, но особенно – со всеми страждущими и нуждающимися. И страдание, которое Он претерпел на кресте, означало Его близость к каждому страждущему человеку. Когда мы страдаем, мы чувствуем особую близость Господа к нам, ибо Он не какой-то Бог, Который взирает на нас с бесконечно далекой высоты, но Бог, Который живет среди нас, ведь Он прожил такую же человеческую жизнь и пострадал не меньше, а гораздо больше, чем страдаем мы. Господь знает на собственном опыте, что такое страдать, не иметь крова, быть жаждущим, алчущим и осужденным. Через все это Он прошел для того, чтобы нам помочь в нашем страдании и чтобы, по слову апостола Павла, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2.18) – то есть, пройдя через искушения, помочь и нам в искушениях, через которые мы проходим.

Слова Господа Иисуса Христа о Страшном суде напоминают нам, прежде всего, о нашей ответственности перед людьми. Господь, казалось бы, ничего не говорит о нашей ответственности перед Богом. Вообще не идет речи о какой-либо религиозной принадлежности, о духовной жизни, о чтении книг, о молитве, об участии в Таинствах Церкви. Конечно, вовсе не означает, что это не будет играть роли в нашей судьбе в вечности. Но все, что мы получаем в Церкви как дар, должно отражаться и на нашей повседневной жизни – не только участие в церковных таинствах, чтение Евангелия, утренних и вечерних молитв, но и добрые дела, которые ожидает от нас Господь. Именно это даст нам оправдание на Страшном суде.

Иными словами, религиозная жизнь не сводится, как думали фарисеи и книжники, к исполнению каких-либо правил, заповедей, воздержанию от тех или иных видов пищи. И сегодня апостол Павел напомнил нам, что пища не приближает нас к Богу. И неслучайно Церковь напомнила нам об этом в последний день, когда мы можем вкушать мясо, и за неделю до того, как мы встанем на путь строгого воздержания в дни Великого поста.

Будем поститься, соблюдая пост настолько, насколько хватит наших сил. Но будем помнить и о том, что не пища приближает нас к Богу, а добрые дела. И в первые дни поста мы услышим, что истинный пост – это как раз то, о чем говорит нам сегодня Господь Иисус Христос: когда мы откроем свои дома для бездомных, напоим жаждущего, накормим голодного, а самое главное – когда мы откроем свои сердца навстречу нашему ближнему, научимся не проходить мимо, но с вниманием относиться к каждому человеку. Вот тогда Господь и примет нас как Своих верных служителей, потому что в каждом приходящем к нам человеке, в каждом нуждающимся мы сумеем распознать Христа, и на Страшном суде Он узнает нас, а мы Его.

Будем идти за Христом, воплощать в жизнь то, что мы слышим в Евангелии, и будем просить Господа, чтобы Он научил нас относиться с любовью к нашим ближним».

Владыка Иларион также сердечно приветствовал митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима, членов паломнической группы из Житомирской епархии в священном сане и, в частности, сказал:

«Мы знаем о страданиях, через которые прошла и проходит Православная каноническая Церковь на Волыни. Мы знаем, читаем и слышим о захватах храмов, и как мужественно и твердо стоит духовенство на страже канонического Православия. Мы восхищаемся вашей твердостью и молимся о том, чтобы этот период испытаний для канонической Православной Церкви на Украине как можно быстрее закончился.

Буря эта посетила не только Украинскую Церковь, но и все мировое Православие. Сегодня из-за действий одного человека углубляются расколы по всему телу мирового Православия. Мы скорбим об этом и молимся, чтобы Господь вразумил этого человека. Мы молимся о всех тех, кого он соблазнил или принудил правдами или неправдами признать свои беззаконные решения.

Мы твердо верим в то, что врата адова не одолеют Церковь Христову. Мы знаем, что есть в Церкви те, кто законным образом от святых апостолов получили свою архиерейскую хиротонию. Они являются законными наследниками Небесного Царства, которое Господь уготовал всем принадлежащим к святой Церкви. Но есть также и самозванцы, которые, не имея апостольского преемства, надели на себя священные одежды, получив рукоположение незаконным и воровским образом. И сегодня они выдают себя за «истинную церковь».

Но церковный народ обмануть невозможно, и церковный народ на Украине знает, где каноническая Церковь, а где безблагодатное раскольническое сообщество.

Нам нужно молиться о прекращении раскола, о том, чтобы те, кто отошли от Церкви, вернулись в нее с покаянием. И чтобы Господь также привел в лоно Церкви тех, кто были воспитаны в раскольничьем сообществе и никогда не знали, что такое пребывать в единой канонической Церкви.  Об этом мы молимся за каждой Божественной литургией. За каждой Литургией мы молимся об Украине, о ее народе, о ее Церкви. Мы верим в то, что милость Божия преодолеет все человеческие разногласия и усилия по подрыву церковной жизни.

Мы были едины и останемся едины. И это нерасторжимое единство, которому уже более тысячи лет, мы еще раз ощутили и осознали сегодня, совершая вместе Божественную литургию у престола Божия.

Всем вам, дорогие братья, желаю мужества, спокойствия перед лицом испытаний. Знайте, что мы всегда с вами: молитвенно, духом, умом. Будем и впредь укреплять наше единство, которое мы получили от Самого Господа нашего Иисуса Христа; единство, оплаченное кровью новомучеников и исповедников Церкви Русской, которое, верю, сохранится до скончания века».

В свою очередь митрополит Никодим сердечно поблагодарил митрополита Волоколамского Илариона за совместное богослужение и молитву.

«Дорогой владыка, мы увезем в близкую для Вашего сердца Украину Вашу любовь, попечение, Ваши молитвы и доброе отношение. В ходе нашей паломнической поездки мы встретились со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который нас принял с большой любовью, как своих детей. Он нас обнял, благословил, мы с ним пообщались и почувствовали его переживания и отческую любовь к нам. Это дорогого стоит. Мы понимаем, какую ответственность мы должны нести. Самое главное – мы чувствуем молитвы своих близких по вере братьев и сестер. Мы видим, как вы молитесь за нас. Спасибо большое за вашу любовь, веру и за ваши молитвы», – сказал, в частности, иерарх Украинской Православной Церкви.

 

Служба коммуникации ОВЦС