Митрополит Иларион: Без крещальной купели невозможно стать членом Церкви
19 января 2020 года, в праздник Святого Богоявления − Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
За Литургией архипастырю сослужили клирики храма.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
После великого освящения воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником, который в церковном календаре именуется Богоявлением. И это неслучайно, ибо в этот праздник вспоминается событие, описанное в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, когда Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи.
Когда Иисус выходил из воды, люди услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17). И отверзлось небо, и Дух Божий в виде голубя сошел на Господа Иисуса Христа.
Это было первое в истории событие, когда три лица Святой Троицы явили себя в Своем неразлучном единстве, ибо Сын Божий присутствовал среди людей, Бог Отец подал Свой голос, а Дух Святой был явлен в виде голубя. Это троичное явление мы прославляем сегодня как Богоявление, ибо Господь открылся нам не просто как Единый Бог, но как Бог Единый в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.
Почему же для нас это так важно? Почему исповедание Святой Троицы является основой христианского вероучения? Потому что Богу было угодно послать в мир Своего Единородного Сына, Который, как говорит святой апостол Павел, будучи в образе Божием, «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2.6).
Единородный Сын Божий, Который является Богом Воплотившимся, пришел на эту землю для того, чтобы даровать нам спасение. И путь к этому спасению открывается нам через погружение в воду.
Десятая часть Символа Веры говорит о Таинстве крещения как средстве нашего спасения и избавления от грехов. «Исповедую едино крещение во оставление грехов», – произносим мы. Через это крещение прошел каждый из нас. Без крещальной купели невозможно стать членом Церкви, невозможно получить спасение, которое даровано Иисусом Христом. Через эту купель мы входим в Церковь Христову, и через нее же мы входим в Царство Небесное.
Неслучайно святые отцы называют Церковь Христову небом на земле. Церковь существует в земной реальности, но она приобщает людей к Царству Небесному. Храмы Божии строятся на земле по всем законам земной архитектуры. Как и другие здания, они имеют свой фундамент, то есть они прочно укоренены на земле. Но в то же время реальность, которую они отрывают, к которой приобщают, неземного плана – это реальность Царства Небесного. И все, что мы видим в храме, напоминает нам об этой реальности. Вот почему храм, хотя и построен по обычным законам земной архитектуры, в то же время очень существенно отличается от обычных зданий, предназначенных или для офисных помещений, или для того, чтобы в них жили люди.
Храм построен не для того, чтобы в нем люди жили или работали, а для того, чтобы здесь пребывал Господь, чтобы мы с Ним встречались в храме. Потому и вся атмосфера храма напоминает нам о Небесном Царстве, к которому мы призваны здесь приобщаться. Это и иконы, которые открывают нам окна в мир иной. С икон на нас взирают люди, которые когда-то жили на земле и достигли святости. Они напоминают нам о том, что путь к святости открыт для каждого из нас. Через росписи на стенах храмов, через богослужения, через церковное пение мы приобщаемся к ангельскому славословию, которым ежечасно и ежеминутно прославляется Бог. И мы сами становимся участниками этого славословия, ибо когда мы молимся в храме, вместе с нами молятся и ангелы Божии; когда мы прославляем Бога, то и они вместе с нами Его прославляют.
Ко всем этим бесчисленным благам мы получили доступ через Таинство святого крещения.
Господь Иисус Христос сошел в воды реки Иордан после многих людей, которые приходили к Иоанну Крестителю, чтобы омыться в воде в знак покаяния. Но Сын Божий, Который не нуждался ни в покаянии, ни в крещении, сошел в воды Иордана для того, чтобы их освятить, наполнить Своим Божеством, чтобы всякому, кто войдет в эти воды, освященные Его присутствием, открыть путь к Царствию Небесному.
В праздник Крещения Господня мы совершаем по церковному уставу великое освящение воды. Мы освящаем воду в память о том, что Господь Иисус Христос сошел в эту воду. Мы освящаем ее для того, чтобы она стала для нас великой святыней, служила нам во исцеление души и тела. Мы эту воду пьем, помазываемся, ею же мы окропляем наших детей, наших близких. Мы окропляем этой водой свои жилища и дорогие для нас вещи. Через эту святую воду нам передается благословение Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, ибо все три Лица Святой Троицы участвуют в этом освящении воды: мы молимся Богу Отцу, Святой Дух сходит на воду для того, чтобы освятить ее, а Сын Божий незримо присутствует рядом с нами. И благодать Троичного Бога передается через нашу общую соборную молитву воде, которая становится для нас святыней, приводящей к Царству Небесному.
Будем просить Господа о том, чтобы Он помог нам быть истинными христианами, чтобы крещение, которое мы получили – кто-то в младенчестве, кто-то в детстве, а кто-то в зрелом возрасте – принесло в нашей жизни свои плоды. Чтобы благодать Троичного Бога – Отца, Сына и Святого Духа — всегда пребывала с нами и вела по пути к Царству Небесному. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником!»
Служба коммуникации ОВЦС