Print This Post

 

6 января 2020 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения перед изнесенной на середину храма иконой Рождества Христова были пропеты тропарь и кондак праздника.

Затем в архипастырском слове митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы совершили Великую вечерню с Литургией святителя Василия Великого, тем самым начав празднование Рождества Христова. К этому празднованию Церковь готовила нас в течение всего рождественского поста, который длился 40 дней.

С самого начала поста мы слышали ирмосы рождественского канона. На сочинение этого канона автора вдохновила праздничная проповедь святителя Григория Богослова, а именно его «Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя». Поэтическое начало этого Слова стало ирмосом первой песни канона: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие».

Сегодняшнее богослужение было посвящено воспоминанию Рождества Христова и тому, как Господь готовил мир к восприятию этого события. Мы слышали восемь чтений из Ветхого Завета, начиная с рассказа о сотворении мира и включая различные эпизоды священной истории богоизбранного народа, а также пророчества о рождении в этом народе Мессии, Который станет Спасителем не только Израиля, но и всех народов мира.

Мы, ощущая себя народом Божиим – новым Израилем, являемся не просто свидетелями, но и участниками этого торжества, в котором соединились небо и земля, ибо сегодня не только люди на земле прославляют Родившегося в мир Богомладенца Христа, но и ангелы на небесах радуются и воспевают Ему песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир – в человецех благоволение». Именно эту дивную песнь пели ангелы, когда Господь наш Иисус Христос родился в Вифлеемской пещере.

Бога прославляют и ангелы на небесах, и люди на земле. И расстояние, разделяющее небо и землю, которое никакими человеческими усилиями или подвигами невозможно было преодолеть людям, преодолено Самим Богом, Который сошел на землю, чтобы жить среди нас и вселиться в нас, ибо через причастие Святых Христовых Таин Господь становится нашим достоянием и Его Тело становится нашим телом, а Его Кровь становится нашей кровью. Именно поэтому на каждый церковный праздник Церковь предлагает нам одну и ту же священную трапезу – святую Евхаристию. И каждый церковный праздник мы отмечаем ни чем иным как причащением Святых Христовых Таин, ведь именно через это Таинство мы соединяемся с Богом духовно и телесно, и познаём, что с нами Бог и что Он близок к нам.

Люди иногда спрашивают: как это возможно, чтобы великий Бог стал обычным земным человеком? Некоторым сложно представить, что Бог родился в мир в человеческом теле и рос как обычный младенец – Его пеленали, приносили в храм Божий… Как возможно поверить, что обычный земной младенец является Богом Воплотившимся?

Но такова была тайна спасения человеческого рода. Таков был неизреченный промысл Божий о человеке с момента его сотворения. Ведь человек был сотворен Богом не просто для того, чтобы жить в райском саду на далеком расстоянии от Господа: Бог сотворил человека по Своему образу и по Своему подобию, сотворил для того, чтобы человек был единым с Богом. И каждый человек через жизнь в Церкви, через участие в церковных Таинствах, а особенно через Таинство святой Евхаристии имеет возможность духовно и телесно соединиться с Богом.

Пресвятая Дева Мария, когда услышала от ангела весть о том, что от Нее родится Сын, смутилась и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1. 34). Но ангел сказал Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1. 35). И тогда Она со смирением приняла это слово.

В течение девяти месяцев Богородица носила в утробе не обычное земное дитя, но Младенца, Который одновременно был Богом, пришедшим в мир спасти людей. И когда в причастии Святых Христовых Таин мы принимаем внутрь себя хлеб и вино, освященные призыванием священника и молитвой всех нас о том, чтобы Святой Дух сошел на них, то мы принимаем Самого Воплотившегося Бога, Который приходит к нам и поселяется внутри нас, дабы обновить Своим присутствием все наше человеческое естество и наполнить смыслом и радостью всю нашу жизнь.

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с уже наступившим праздником Рождества Христова, ибо сегодня за богослужением мы уже слышали и рождественские песнопения, и Евангелие, посвященное Рождеству Христову, и слова апостола Павла из послания к евреям о том, как «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1. 1-2).

Будем внимать гласу Бога, Который говорит с нами через Своего Божественного Сына. Встретим Христа, как встретили Его волхвы, пришедшие из далекой страны, пастухи и все те, кто поклонились Родившемуся в мир Богомладенцу. И будем просить Господа Иисуса Христа, чтобы радость о Его воплощении всегда пребывала в каждом из нас. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

Служба коммуникации ОВЦС