Митрополит Иларион рассказал учащимся Московских духовных школ о ситуации в православном мире
17 декабря 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил перед учащимися Московской духовной академии и семинарии с лекцией, в которой рассказал о ситуации в сфере межправославных отношений в связи с антиканоническими действиями Константинополя на Украине.
На лекции присутствовали ректор МДАиС епископ Звенигородский Питирим, проректор по учебной работе иерей Павел Лизгунов, проректор по воспитательной работе иеромонах Вячеслав (Сорокин), заместитель ректора по представительской работе иерей Александр Кузнецов, другие представители профессорско-преподавательской корпорации учебного заведения, многочисленные студенты.
Свое выступление архипастырь начал со слов апостола Павла из послания к Римлянам: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12 .18). Отметив, что эти слова апостол обращает ко всей Церкви, владыка Иларион подчеркнул: «На его призыв мы должны откликаться всегда, несмотря на обстоятельства, складывающиеся вокруг нас. Но в этом призыве есть две части. С одной стороны, это увещание к миру, а с другой – в нем есть слова «если возможно с вашей стороны». Это показывает, что не всегда бывает возможно для нас, как бы мы ни хотели, отвечать мирно на действия, которые являются враждебными по отношению к нам».
«В уходящем году, – продолжил архипастырь, – мы столкнулись с вторжением Константинопольского Патриархата на нашу каноническую территорию, и именно этим вторжением была обусловлена не только тональность отношений между Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом, но и вообще ситуация в православном мире, потому что признание или непризнание того, что совершил Патриарх Варфоломей, является сейчас доминантой межправославных отношений во всем их многообразии и во всей их комплексности. И каждая Поместная Православная Церковь вынуждена так или иначе позиционировать себя по отношению к этой проблеме».
Председатель ОВЦС подробно остановился на предыстории вопроса, начиная с событий более чем трехсотлетней давности, когда Киевская митрополия воссоединилась с Московским Патриархатом (как известно, около года назад Константинополь попытался дезавуировать принятые столетия назад решения для обоснования своего антиканонического вмешательства на Украине). Владыка Иларион также напомнил слушателям о создании таких раскольнических организаций как «Киевский патриархат» и «УАПЦ», о противоречащих канонам решениях Патриарха Варфоломея о принятии раскольников в общение без покаяния и «восстановлении в сущем сане», в том числе тех, у кого не было никогда канонического рукоположения, о проведении в Киеве так называемого объединительного собора, в ходе которого из членов раскольнических организаций была создана «Православная церковь Украины», и о даровании этой структуре Константинополем «томоса об автокефалии».
Митрополит Иларион также подробно ознакомил собравшихся в зале с историей подготовки Всеправославного собора, а также об обсуждении в рамках предсоборного процесса вопроса о порядке предоставления автокефалии.
Делая обзор событий, последовавших после антиканонического вмешательства Константинополя в церковную жизнь на Украине, Владыка упомянул о давлении, которое оказывалось на Поместные Православные Церкви Патриархом Варфоломеем и определенными политическими кругами с целью заставить их вступить в общение с раскольнической «ПЦУ», о том, как спустя продолжительное время этому давлению поддались сначала Предстоятель Элладской Церкви, а впоследствии – Патриарх Александрийский. «Когда эта тема обсуждалась на Архиерейском Соборе Элладской Церкви, не было допущено голосование по данному вопросу – ни тайное, ни открытое. Просто было заявлено, что эта Церковь присоединяется к решению Патриарха Варфоломея. Часть епископата Элладской Церкви открыто заявила о своем непризнании раскольников. Поэтому мы, когда реагировали на решение Элладской Церкви, сказали о том, что сохраняем евхаристическое общение со всеми ее иерархами, которые не будут сослужить с раскольниками и не будут признавать раскол в той или иной форме», – отметил председатель ОВЦС.
«На ближайшем заседании Синода Русской Православной Церкви предстоит принять решение о нашей реакции на действия Александрийского Патриарха, – продолжил он. – Не могу предвосхищать будущие решения, поскольку они всегда являются результатом свободной дискуссии членов Священного Синода, но хотел бы отметить, что действия Предстоятеля Александрийской Православной Церкви не были основаны на соборно выраженной воле ее епископата – это было единоличное решение. Не было ни Архиерейского собора, ни заседания Синода – просто Патриарх Феодор провозгласил, что признаёт действия Вселенского Патриарха и присоединяется к его решению».
«Этот год для межправославных отношений был очень трудным, но я думаю, что главным его итогом для нас является не разрыв евхаристического общения с Константинополем, не приостановка евхаристического общения с теми иерархами других Церквей, которые признали или признают украинский раскол. Главный для нас итог – это сохранение единства нашей Церкви», – подчеркнул владыка Иларион.
Председатель Отдела внешних церковных связей констатировал, что Украинская Православная Церковь, которая сохраняет молитвенную, каноническую связь с Московским Патриархатом, пережила колоссальное давление, в том числе со стороны политической власти. «Но она не дрогнула, не сломилась. Количество предателей оказалось ничтожным – из 90 епископов только двое пошли на разбойничий собор, – напомнил он. – Епископат явил свою сплоченность вокруг Блаженнейшего митрополита Онуфрия, и несмотря на угрозы, посулы, захваты храмов, колоссальное давление, которое было применено по отношению к Украинской Православной Церкви, она выстояла и сохранила свое единство».
Владыка Иларион упомянул также о том, что в 2019 году число общин Московского Патриархата пополнилось несколькими десятками общин Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. На фоне ряда происшедших в последнее время событий эти приходы, в течение нескольких десятилетий находившиеся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, решили присоединиться к Русской Православной Церкви.
Рассказывая о том, какими побуждениями руководствуется Священноначалие Русской Церкви, принимая решения в нынешней кризисной для всего православного мира ситуации, митрополит Иларион отметил: «Нам говорят некоторые греческие братья: зачем же было разрывать общение с Константинополем, ведь вы закрыли дверь для диалога. Мы не делали этого, но лишь последовали церковным канонам, которые запрещают евхаристическое общение с теми, кто вступает в общение с раскольниками. А как иначе мы могли реагировать? Неужели мы могли сохранять общение с Константинополем, когда он вторгся в канонические пределы нашей Церкви?»
Действия Московского Патриархата продиктованы стремлением поддержать братьев на Украине, подчеркнул архипастырь: «Епископат Украинской Православной Церкви проголосовал за сохранение единства, а в такой ситуации наш священный долг – помогать нашим украинским братьям не подклоняться под политическое давление и сохранять, крепить то единство, которому уже более тысячи лет и которое, как мы считаем, не должны разрушить никакие политические обстоятельства, никакое давление со стороны».
Иерарх также обратил внимание слушателей на то, что «томос», данный Константинополем так называемой Православной церкви Украины, вовсе не предполагает самостоятельности этой структуры: она не может сама канонизировать святых, а должна представлять материалы для их прославления в Константинополь, миро следует получать из Константинополя, «ПЦУ» также не может заниматься пастырским окормлением своей диаспоры – все ее приходы за пределами Украины должны подчиняться Константинополю. Наконец, Константинополь, согласно «томосу», является верховным арбитром во всех спорных ситуациях внутри этой структуры.
«С нашей точки зрения, это не автокефалия – это такая степень зависимости, которая, по сути, превращает «ПЦУ» в вассальную структуру Константинопольского Патриархата. Мы видим из этих действий, что Патриарху Варфоломею хотелось бы перестроить по таким лекалам всю систему автокефальных Поместных Церквей, чтобы они не были полностью самостоятельны, чтобы в той или иной степени все они зависели от Константинополя и чтобы Константинопольский Патриарх играл роль своего рода «римского папы» для восточного христианства», – отметил митрополит Иларион.
Завершая свое выступление приведенной в начале лекции цитатой из послания апостола Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Мы должны очень спокойно и с большим смирением защищать нашу Церковь от нападок, от внешнего воздействия. Мы должны защищать наших украинских братьев не для того, чтобы их при себе удержать, а для того, чтобы им помогать удержаться при том давлении, которое продолжают на них оказывать. Мы призваны молиться за единство нашей Церкви и укреплять его всеми доступными нам способами, при этом сохраняя любовь по отношению ко всем, в том числе и к тем, кто захотели стать нашими врагами, по слову Господа Иисуса Христа: Любите врагов ваших (Мф. 5. 43)».
Затем архипастырь ответил на вопросы студентов Московских духовных школ. В частности, по просьбе слушателей он рассказал об инициативе провести в Иордании всеправославное совещание – с таким предложением недавно выступил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III. «Мы готовы были к этому диалогу и до того, что произошло, мы готовы к нему и сейчас, – отметил митрополит Иларион. – Мы с благодарностью воспринимаем эту инициативу Иерусалимского Патриарха. Однако понимаем, что на Поместные Церкви будет оказываться давление, дабы они туда не ехали, поскольку Константинопольский Патриарх считает, что только он имеет право созывать всеправославные совещания. Глава Элладской Церкви, встретившись в очередной раз с американским послом, уже поспешил заявить о том, что поедет только на ту встречу, которая будет инициирована Вселенским Патриархом. Как отреагируют другие Поместные Церкви, нам предстоит увидеть в ближайшем будущем. Я не исключаю возможность такой встречи, даже если на нее соберутся не все Поместные Церкви. Думаю, что она будет носить консультативный характер. Но в нынешней ситуации лучше вести диалог таким образом, чем не вести никакого диалога».
Служба коммуникации ОВЦС
Фото пресс-службы МДА