Print This Post

4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), клирики храма.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. И это для нас повод задуматься, какое значение в нашей жизни имеет храм Божий.

Но, прежде всего, скажем несколько слов о том, что означал храм во времена Господа Иисуса Христа для жителей Израильской земли.

Мы с вами привыкли к тому, что вокруг нас много храмов. На одной только Большой Ордынке и прилегающих к ней переулках храмов более десяти. А если взять стольный град Москву, то когда-то храмов здесь было сорок сороков. И сейчас количество храмов исчисляется сотнями. В каких-то городах храмы исчисляются десятками. В небольших городах и селах может быть один храм. Но, как правило, в наше время храм есть в шаговой доступности.

На всю Израильскую землю был только один Иерусалимский храм. И для того, чтобы его посетить, жителям Израиля каждый раз надо было преодолевать далекие расстояния. Для того, чтобы прийти из Галилеи в Иерусалим, требовалось несколько дней пути. Чтобы прийти в Иерусалим из Иерихона, требовалось также несколько дней пути, и путь этот пролегал по опасной дороге. То есть путешествие в храм для большинства жителей земли Израильской, за исключением жителей Иерусалима, было сопряжено с большими трудностями, с большими потерями времени, расходом энергии, а также и с подстерегавшими на пути опасностями. И тем не менее люди хотя бы раз в год (а некоторые благочестивые израильтяне и несколько раз в год) приходили на большие праздники в Иерусалимский храм, чтобы принести жертвы о своих грехах и через них получить от Бога прощение.

При Иерусалимском храме существовали школы и училища. И некоторые благочестивые иудеи отдавали своих детей в обучение старцам, чтобы они постигали закон Божий.

Как говорит нам церковное Предание, Пресвятая Богородица, родившаяся от престарелых родителей Иоакима и Анны, дарованная им как поздний и заслуженный дар, дарованная всему человечеству как Та, Которой суждено было стать Матерью Самого Воплотившегося Бога, трехлетней Отроковицей была приведена в храм Божий, чтобы здесь научиться закону Господню. И как повествует Предание, Она с готовностью пошла по ступеням храма навстречу первосвященнику, была введена в храм Божий и прилежала изучению Священного Писания.

В наше время, как я уже сказал, храмы в большинстве случаев для нас находятся рядом — нам нет необходимости преодолевать долгие километры пути. На пути к храму нас не подстерегают опасности физического порядка. Хотя, конечно, очень много духовных опасностей подстерегает всякого человека, который встанет на путь, ведущий в храм. И эти опасности нам хорошо известны. Это, прежде всего, дух мира сего, который всеми силами старается отвратить человека от храма. Это и различные секты, которые пытаются внушить человеку, что истина не в Церкви Христовой, а где-то в иных сообществах, и многие другие опасности, перечислить которые невозможно.

Но именно из-за всех этих препятствий, встречающихся на пути, многие люди не приходят в храм. И даже те, которые придут в храм из любопытства или волей обстоятельств, подчас остаются глухи к тому, что здесь совершается, потому что не понимают либо языка богослужения, либо смысла того, что происходит в храме.

Вот почему так важно с самого младенческого возраста вводить в храм Божий наших детей, не дожидаясь, когда они сами об этом попросят.

Некоторые светские люди сейчас говорят:»Зачем надо водить детей в храм, заставлять их стоять на службах, ведь это насилие над личностью. Давайте подождем, пока ребенок вырастет и сам выберет, ходить ему в храм или нет, и храм какой конфессии ему посещать. Это будет полностью соответствовать нынешним представлениям о свободе человека и о свободе совести».

Но это совершенно не соответствует учению Церкви, потому что Церковь напоминает всем родителям о том, что ребенок нуждается не только в материальной пище, но и в духовной. Мы ведь не ждем совершеннолетия ребенка, чтобы начать его кормить, а понимаем, что ребенок нуждается в пище задолго до того, как он начнет у нас эту пищу просить и пока научится выбирать между тем, что ему нравится, а что нет.

Более того, все, кто воспитывали детей, знают: то, к чему ребенок привыкает в детстве, ему нравится и потом, в течение всей жизни. Чем ребенка кормили в детстве, то он будет, по всей вероятности, очень охотно есть и став взрослым.

То же самое и с духовной пищей. Вот почему Церковь уже на ранних этапах своего бытия приняла решение, что к Таинству крещения могут быть допущены младенцы — не по их вере и не по их выбору, а по вере и выбору родителей.

Именно поэтому Церковь всех родителей наставляет в том, что необходимо воспитывать детей в христианской вере, с самого младенчества приучать их к атмосфере храма, вводить их в храм Божий так же, как родители ввели Пресвятую Богородицу в храм Иерусалимский, чтобы ребенку здесь было хорошо, чтобы ему здесь нравилось и атмосфера храма была для него привычной.

Но родители должны быть очень внимательны к тому, как растет ребенок, какие симптомы он проявляет по отношению к храму — нравится ему здесь или не очень, понимает ли он то, что происходит или не совсем. И по мере того, как формируется в ребенке сознательное восприятие мира, оно должно включать в себя Бога и Церковь как неотъемлемые составляющие его мировоззрения. Причем научить ребенка надо не тому, что Бог наказывает за непослушание родителям, а, прежде всего, тому, что Бог любит каждого человека и что в любой момент жизни человек может обратиться к Богу, в том числе и тогда, когда согрешит.

Вот почему, когда дети вступают в сознательный возраст, обычно в семилетнем возрасте они приглашаются к участию в Таинстве исповеди, чтобы не только принимать внутрь себя Тело и Кровь Христовы, но и возрастать в собственном духовном совершенствовании, понимать, что даже на ранних этапах жизни человек способен к совершению греха, а значит и нуждается в очищении.

Церковь на протяжении веков выработала тот образ воспитания, который и сегодня она предлагает всем родителям-христианам. Но очень важно, чтобы мы с доверием относились к Церкви, чтобы мы своих детей приводили в храм не для того, чтобы они отстояли службу и причастились, при этом не поняв, что произошло, не оценив тот дар, который получили, а важно воспитывать в них сознательную веру, чтобы они понимали, для чего нужна Церковь, для чего Господь Иисус Христос пострадал и умер на кресте; чтобы они не только осознавали умом, но и ощущали сердцем, что без благодати Божией им не выжить в этом мире.

Так передавалась вера христианская из поколения в поколение. И задача нашего поколения – передать эту веру нашим детям, внукам и правнукам, чтобы и они приобщились к той благодати, к которой мы приобщаемся в храме Божием.

Будем просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он давал нам разум и силы воспитывать наших детей. И будем просить Пресвятую Богородицу, Которая в младенческом возрасте была введена в дом Господень, чтобы Она помогла и нам ввести наших детей в храм Божий, приобщить их Божественной благодати и поставить на путь, ведущий ко спасению и к Царствию Небесному. Аминь».

Всех вас поздравляю с праздником!»

 

Служба коммуникации ОВЦС