Митрополит Иларион: Быть христианином – это значит жить по евангельским заповедям
27 октября 2019 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили проректор ОЦАД по воспитательной и социальной работе протоиерей Михаил Немнонов, клирики храма.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о сеятеле и семени. Эта притча содержится в трех Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки. Сегодня мы слышали ее в той версии, в которой она передана нам евангелистом Лукой.
После того, как Господь Иисус Христос произнес притчу о сеятеле, ученики приступили и спросили Его: «Для чего притчами говоришь им?» (Мф. 13. 10). И Христос (как мы слышали сегодня в чтении на славянском языке) ответил: «Прочим же в притчах, да видяще не видят и слышаще не разумеют» (Лк. 8. 10). В переводе на русский язык эти слова буквально означают: «для того говорю им в притчах, чтобы они видя, не видели, и слыша, не слышали». Такой же вариант ответа мы встречаем в Евангелии от Марка.
Задумаемся над этими словами.Почему Господь произносит причти для того, чтобы видящие не видели, а слышащие не слышали? Ведь целью Его проповеди является спасение всех людей, а не спасение каких-то особых, избранных, которые услышат и поймут, увидят и узрят.
Господь обращает Свое слово ко всем слышащим, но одни готовы открыть навстречу Ему свое сердце, свой слух и свое духовное зрение, а другие слышаще слышат и не разумеют, видяще видят и не понимают, что происходит и для чего Господь говорит им.
В притче о сеятеле речь идет не о тех людях, которые вообще никогда не слышали Христова Евангелия (таких людей по-прежнему много на земле), но о тех, кто либо откликается, либо не откликается на проповедь Спасителя, когда слышит ее. И в притче представлены разные категории людей: одни – которые слышат, и, как казалось бы, с готовностью принимают то, что они услышали, но потом заботы века сего, помышление о богатстве и все то, с чем связана земная человеческая жизнь, похищают у них слово Божие. Другие – это те, кто по иным причинам не откликается на слово Божие. Но есть люди, которые на это слово откликаются и в которых Божественное слово приносит плод: 30-кратный, 60-кратный или 100-кратный.
Господь призвал нас в Свою святую Церковь для того, чтобы мы были не только слушателями Его слова, но и его исполнителями, чтобы мы не только с готовностью откликались на Его зов, но и всю нашу жизнь подчиняли Его воле, чтобы учились жить так, как Он заповедовал, учились совершать добрые дела, которые Он повелевает нам совершать по отношению к нашим ближним.
Неслучайно всякий раз, когда мы приходим в храм на Литургию, мы слышим то или иное евангельское поучение. Это или рассказ о жизни Господа Иисуса Христа, или притча Иисуса Христа, или какие-либо Его слова, обращенные к каждому из нас. Через евангельские чтения Церковь научает нас тому, что быть христианином – это не только исповедовать веру в Бога, в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, но еще и жить по евангельским заповедям. И всякий раз, когда мы слышим отрывок из Евангелия или когда мы у себя дома открываем Евангелие и читаем обращенные к нам слова Господа, мы должны понимать, что слова эти обращены к нам для того, чтобы, имея уши, мы услышали, а, имея глаза, увидели. И не просто увидели и уразумели, но пошли и сделали то, что Христос нам повелел и заповедовал.
Будем просить Господа о том, чтобы почва нашего сердца была благоприятной и удобренной для слышания слова Божия. Будем просить Его о том, чтобы Он помогал нам исполнять Его Божественные заповеди, чтобы нам быть не только слышателями, но и исполнителями того, что мы слышим в святом Евангелии. И будем каждый день обращаться к Евангелию как к книге жизни — не просто на полке держать Евангелие, но каждый день открывать и читать, дабы открывать путь к нашему сердцу Самому Господу Иисусу Христу, Который через евангельские поучения и притчи обращается к каждому из нас. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС