Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»
Вышел в свет очередной (88-й), третий в 2019 году, номер научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время». Он открывается выступлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, прошедшей 23 мая 2019 г. в Москве. Раскрыть замысел Божий о мире — с таким призывом обращается Его Святейшество к современным писателям. Критерием настоящей литературы является не изощренность форм и новаторство писательской техники, а устремленность к Небу, творческий поиск Божественной правды, и именно этому критерию удовлетворяли лучшие произведения отечественной литературы.
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в публикуемом далее докладе «Россия — Украина — Белоруссия: единое духовное пространство», сделанном на конференции «Россия — Украина — Белоруссия: общее цивилизационное пространство?» (1 июля 2019 г., Фрибург, Швейцария), подчеркивает, что единство Русской Церкви является важнейшей составляющей духовной и культурной общности славянских народов постсоветского пространства. Игнорирование этого исторического факта, а тем более попытки расторжения такого единства, вмешательства властей в церковные дела в угоду своим сиюминутным выгодам, о которых подробно рассказано в докладе, являются преступлением, в том числе перед будущими поколениями.
В статье «Призвание и пророчество» доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия игумен Арсений (Соколов) рассматривает связь между пророческим служением и призванием к этому служению свыше, от Бога. Призванный Богом пророк говорит не свое слово, но Божие. Именно в посредничестве для передачи слова от Бога к людям и состоит пророческое служение.
Священник Глеб Рябинин, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии, в статье «Дар различения в учении преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Газского» констатирует, что современные исследователи «Вопросоответов» преподобных Варсонофия и Иоанна подробно рассматривают только один аспект термина «дар различения» — различение меры телесного подвига, который соответствует выражению «добродетель рассудительности». В то время, как второй аспект, а именно применение дара различения для внутреннего делания, для оценки своих мыслей, желаний и намерений, остается за пределами подобного анализа. Автор доказывает, что именно этот аспект «дара различения» играет ключевую роль для понимания учения газских отцов о важности послушания духовнику и отсечения своей воли.
Статья магистра богословия Московской духовной академии П.И. Мурилкина «Произведение блаженного Августина „Заметки на Книгу Иова“ как литературный памятник и его основное богословское содержание» не только характеризует этот малоизвестный труд как памятник святоотеческого литературного наследия, но и раскрывает основные богословские темы, представленные в нем. В «Заметках…» отражено вѝдение блаженным Августином проблемы человеческих страданий. В свете учения Иппонского святителя они предстают уже не абсолютным злом и Божественным наказанием, но закономерным следствием отпадения человека от своего Творца, Который Своим Промыслом направляет их ко благу.
Священник Михаил Сибгатуллин, аспирант Московской духовной академии, в статье «Языковая личность святителя Игнатия в его эпистолярии» показывает, что эпистолярные тексты Кавказского епископа содержат в себе необходимые признаки элитарного типа русской речи, а автор этих текстов является элитарной языковой личностью.
Монах Досифей (Горбачевский) в статье «Восприятие психически больными церковных Таинств: исповеди, Евхаристии и елеосвящения» на основании святоотеческого предания приводит богословское осмысление болезни и исцеления, греха как основной причины человеческих страданий, и на основании многолетнего опыта дает практические советы по пастырскому окормлению душевнобольных.
В работе ректора Православного Свято-Тихоновского православного университета протоиерея Владимира Воробьева «Психические заболевания и одержимость» приводится церковное учение о природе человеческого естества, поясняется взаимосвязь духовного, душевного и телесного в человеке, говорится об одержимости человеческой души страстями как возможной причине душевной болезни и возможности ее исцеления через покаяние. Автор предостерегает от неоправданного увлечения практикой «отчиток», которые могут иметь отрицательные последствия для душевнобольных.
Иеродиакон Платон (Кудласевич), магистр богословия, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии, в статье «Письменные упоминания об Успении Матери Божией как подтверждение Предания Древней Церкви» рассматривает, сравнивает и анализирует основные древние письменные источники, содержащие повествование об Успении Пресвятой Богородицы.
Завершается номер статьей С.В. Михеева и С.Н. Остапенко «Происхождение современной позиции Константинопольского Патриархата по интерпретации документов 1686 г. о переподчинении Киевской митрополии». Авторы на основании тщательного анализа подлинных исторических документов XVII века показывают несостоятельность попыток некоторых современных исследователей подвергнуть ревизии историю переподчинения Киевской митрополии Московскому Патриархату и вскрывают истинные причины таких попыток.
Служба коммуникации ОВЦС