Print This Post

 

18 июля 2019 года, в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа. Архипастырю сослужили архиепископ Корейский Феофан, епископ Галичский и Макарьевский Алексий, братия обители.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.
В проповеди по окончании богослужения митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

День его священной памяти и то, что мы собрались в стенах основанной им обители, Троице-Сергиевой Лавры, позволяет нам сегодня задуматься о смысле монашеской жизни. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Свет для монахов – ангелы, а свет для мирян – монашеское житие». В этих словах преподобного сосредоточена суть монашеской жизни. Неслучайно монашеский образ называется ангельским образом. Монах – это человек, который добровольно отдает себя послушанию Богу и Церкви, посвящает себя Господу для того, чтобы ничто не отвлекало его от служения Богу; для того, чтобы никакие земные попечения и заботы не становились для него бременем, которое отвлекает его от того ангельского славословия, с каким сопряжено ангельское служение.

Мы очень мало знаем об ангелах. Из Священного Писания нам известно, что они предстоят Богу и находятся в непрестанном восхвалении Бога, в служении Господу. Мы знаем, что ангелы являются посредниками между Богом и людьми. Господь посылает ангелов к людям, чтобы они принесли им благую весть, чтобы они хранили людей на их жизненном пути. У каждого человека, как мы верим, после крещения появляется ангел-хранитель, который хранит его на всех путях. Но чего-то большего мы об ангелах не знаем.

Мы знаем, что некая часть ангелов отпала от Бога и превратилась в демонов. Но также мы знаем, что другая часть, гораздо более значительная, устояла и она уже ни при каких обстоятельствах отпасть не может. И мы знаем, что ум ангельский всецело устремлен к Богу и к божественному бытию.

Когда в Церкви зародилось монашеское движение, то те люди, которые принимали монашество, в своей жизни видели возможность уподобиться ангелам. Ангелы не вступают в брак, они не обременены земными попечениями и не распыляют свое внимание на многие земные дела. Прежде всего они сосредоточены на исполнении воли Божией, и в этом они видят свое главное служение и предназначение. И когда человек принимает монашеский постриг, то прежде всего он отказывается от своей человеческой воли, а точнее, он ее всецело вверяет в волю Божию. И хотя человеческая воля в нем остается и иной раз вступает в противоречие между человеческими желаниями, страстями и волей Божественной, тем не менее, монах всю свою жизнь заботится о том, чтобы свою волю подчинить воле Божией. Чтобы настроить свой внутренний мир на тот духовный мир, который исходит свыше и который исходит от Самого Бога.

Величайший пример для всякого монаха – это Господь Иисус Христос. Он не был ангелом, Он был Человеком – таким же как мы, но не причастным греху. И Свою человеческую волю Он всецело подчинил воле Божественной. Между Его человеческой волей и волей Бога, как говорят нам Святые Отцы, не было никакого конфликта и никакой возможности конфликта. Воля Иисуса Христа как человека всегда была в гармонии с волей Божественной. И монахи – это люди, которые учатся свою волю подчинять воле Божией.

Как узнать волю Божию? Этот вопрос очень часто задают себе не только монахи, но и мирские люди. Волю Божию мы узнаём разными способами. Во-первых, из Священного Писания, потому что в Священном Писании, особенно в Евангелии, к нам обращается Сам Бог. Голос Самого воплотившегося Бога звучит в евангельских строках. Мы обращаемся к Священному Писанию и к корифеям апостолов – Петру и Павлу, чтобы из их посланий, а также из посланий Иоанна и других апостолов узнать, в чем заключается воля Божия.

Помимо того, что мы можем вычитать в книгах, даже в самых священных, волю Божию мы узнаём из событий собственной жизни. Иногда Господь явственным образом показывает нам, в чем заключается Его воля. И иной раз мы свою человеческую волю пытаемся проявить и поступить в соответствии с этой волей, а Господь нам показывает, что Его воли нет на то или иное наше деяние. И тогда мы становимся перед выбором, поступить ли по воле Божией или же по нашей человеческой воле. Помимо Священного Писания, мы обращаемся к творениям святых отцов для того, чтобы они подсказали нам волю Божию.

Но, тем не менее, прежде всего мы должны услышать наш внутренний голос, голос нашей совести. Если совесть говорит нам, что не надо что-либо делать, то этого делать не надо, потому что через голос совести к нам обращается Сам Бог. Так вот, монахи – это люди, которые призваны в своей жизни всегда исполнять волю Божию, они призваны никогда не подклоняться греховной человеческой воле. Через аскетический образ жизни, через подвижничество, через постоянное памятование о Боге и памятование о смерти, они истощают своего телесного человека и возрождают к жизни человека духовного.

Ум монаха должен быть всецело устремлен к Богу. Это значит, что монах должен преуспевать в молитве, он должен молиться не один или два раза в день, а в течение всего дня и в течение всей ночи. Даже когда он спит или ест, когда беседует с другими людьми, его ум не должен отвлекаться от Бога. Его ум должен всегда пребывать с Богом, и эта внутренняя молитва никогда не должна в нем прекращаться.

Монахи уже в древнюю эпоху изобрели очень надежный способ, при помощи которого они учились прилеплять свой ум к Богу – это молитва Иисусова. Произнесение молитвы Иисусовой дает человеку особую внутреннюю силу, потому что через эту молитву Сам Господь присутствует в сердце человека и незримо, но ощутимо преображает его ум и всю его жизнь. И для того, чтобы не отвлекаться на посторонние помыслы, на греховные помыслы, блудные или какие-либо иные, монахи также изобрели искусство, которые они назвали трезвением и которое заключается в том, чтобы отсекать греховные помыслы.

Что это значит? Это значит, как учат нас святые отцы – тот же преподобный Иоанн Лествичник и многие другие, – что греховные помыслы не сразу поселяются в человеке. Каждый греховный помысел приходит извне, от дьявола или откуда-нибудь еще, и прежде чем он укоренится в человеке, он проходит через несколько стадий. На какой-то из этих стадий человек принимает этот помысел, он как бы соглашается с ним, и тогда уже ему становится трудно бороться с греховным помыслом. Но если этот помысел только появился на горизонте нашей мысли, то у нас есть возможность его отсечь, не дать ему возгнездиться в нашем сердце.

Монахи овладевали этим искусством с поразительной виртуозностью. Они знали, какой помысел приходит от Бога, а какой – от лукавого, принимали одни помыслы и отвергали другие. Через борьбу с греховными помыслами они побеждали и греховные страсти, потому что, как говорят святые отцы, никакая страсть не появляется без помысла: сначала приходит помысел, а потом, постепенно укореняясь в душе и сердце человека, он приводит к страсти, а страсть приводит ко греху.

Монашеское житие по своему строению не предназначено для всех людей. Мы знаем, что монахи – это те немногие люди, которые решили до конца пойти путем, начертанным Господом Иисусом Христом. Об этом пути Господь сказал, что не всякий может это вместить: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19.12). И действительно, не каждый может вместить монашеское житие, и не всякий человек призван к монашескому житию. Не нужно пытаться, если ты не имеешь к этому житию призвания, себя к этому как-либо принуждать или подвигать. Призвание к монашеству – это голос Божий, который звучит в сердце человека и, как правило, еще от юности человека начинает говорить ему о том, что он избран Богом для монашеской жизни.

Мы слышим в тропаре преподобному Сергию: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне». И мы видим по нашим детям, по тем детям, которые приходят в храм, что одних детей из-под палки трудно затащить в храм – не нравится им в храме все, скучают они на службе, хотят поскорее выйти на улицу, и тесно, и душно им здесь. А другие дети с самого младенчества тянутся к храму, им все здесь нравится, они тянутся к Божественной службе, интересуются Священным Писанием и священными предметами, их все здесь привлекает. И это, конечно, значит, что таких детей призывает Сам Господь – не обязательно к монашескому служению, но кто-то из них, возможно, в будущем изберет и монашеский путь. И на каком-то этапе своей жизни человек должен распознать голос Божий, услышать, к чему Господь Его зовет, и если Господь его зовет к монашеству, то со смирением, с благодарностью Богу и со страхом Божиим надо ответить на этот Божественный зов.

Но только нельзя принимать монашество по каким-либо иным причинам. Например, потому что брак не удался, или потому что не удалось найти спутника жизни, или по каким-либо еще причинам вторичного характера. Только это непоколебимое Божественное призвание, когда человек не сомневается в том, что он именно для этого создан, что он именно такого образа жизни хочет, – только это может быть причиной для принятия монашества.

Преподобный и богоносный отец наш Сергий в своей жизни явил идеал монашеского жития. Мы взираем на его священный облик, молимся ему и поклоняемся его честным мощам, мы прибегаем в дни его памяти к его молитве. Мы приезжаем в его священную обитель для того, чтобы соприкоснуться с тем духом, которым он жил и которым вдохновил десятки, сотни и тысячи иноков на протяжении уже многих столетий. И это вдохновение, которое он вложил в русское монашество, которое живет и в этой святой обители, не оскудеет, но будет пребывать здесь до скончания века. И мы верим, что и монашеское житие никогда не оскудеет, что в каждом поколении Господь будет призывать людей для того, чтобы они пополняли эту когорту, это войско воинов Христовых, чтобы монашеская жизнь никогда не оскудевала, но развивалась.

Мы можем вспомнить недавнее время – эпоху гонений на Церковь в XX веке, когда власти не разрешали не только строить монастыри, но даже и тем монастырям, которые существовали, набирать необходимое количество монахов. На всю Русскую Православную Церковь было 20 монастырей, а сейчас в Русской Православной Церкви без малого 1000 монастырей.

Откуда взялись люди, наполнившие эти обители? Ведь в основном это молодые люди, мужчины и женщины, которые пришли для того, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Ответ может быть только один – Господь их всех призвал, чтобы они шли тем тесным и узким путем, который немногие могут вместить. И мы верим, что и дальше в нашей Церкви будет развиваться монашеская жизнь, верим, что и в стенах этой священной Лавры монашеская жизнь никогда не оскудеет по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Сергия и всех преподобных отцов, в подвиге монашеском просиявших. Аминь».

По завершении Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и все архипастыри, совершавшие в этот день по его благословению архиерейские богослужения в храмах обители, вышли крестным ходом с чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского на площадь Лавры, где Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен.

С балкона Патриарших покоев Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

 

Служба коммуникации ОВЦС