Print This Post

 

30 июня 2019 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумен Арсений (Соколов), клирики храма и клирик кафедрального собора святителя Николая в Вене иерей Вячеслав Шибанов.

После сугубой ектении иерарх вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея мы слышали о том, как Господь Иисус Христос, выйдя на проповедь, призывал одного за другим к апостольскому служению людей, которые, наверное, никогда не помышляли, что их жизнь таким радикальным образом изменится. Это были простые галилейские рыбаки, которые, по всей видимости, и грамоте не учились, и богословских премудростей не знали, может быть, и в законе Моисеевом были не очень сильны. Но Господь Иисус Христос именно их пожелал призвать на апостольское служение для того, чтобы эти люди были с Ним в течение всего времени, пока Господь проповедовал в городах израильских, чтобы они запоминали все, что Он говорит, дабы потом евангельское учение, которое принес Христос, они нам передали сами и через своих учеников.

Неслучайно сегодня прозвучало Евангельское чтение о том, как Господь призвал братьев Петра и Андрея, а затем Иакова и Иоанна, еще двух братьев, которые также стали членами Его апостольской общины. Мы проходим через период Петрова (или Петропавловского) поста, который завершится днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и вот сегодня мы слышим о том, с чего началось апостольское служение святого Петра: как Господь его призвал, и он оставил свой рыболовный промысел, оставил сети и последовал за Иисусом в неизвестность, потому что Спаситель ничего не пообещал, ничего не объяснил, а просто сказал: «Следуй за Мной».

Если обратиться к истории разных философов или учителей – тех, кто брал на себя руководство учениками, мы увидим, что в абсолютном большинстве случаев они предупреждали учеников, что их ожидает; очень часто звучали обещания всяких благ тем, кто вступит в общину этого учителя. Господь Иисус Христос, призывая учеников, ничего им не обещал. Он только говорил им: «Идите за Мной» (Мф. 4. 19). И те, влекомые какой-то таинственной силой, оставляли свои рыболовные сети и уловлялись в Его сети. Они ходили за Спасителем, слушали Его слова. Поначалу, наверное, ученики не понимали почти ничего, потом стали понимать кое-что, но все-таки, читая Евангелие, мы видим, как Господь говорит, и как ученики все время не понимают, что Он хочет им сказать. И только после того, как Господь Иисус Христос умер и воскрес, только после того, как ученики на пятидесятый день получили дар Святого Духа, когда на них сошли огненные языки, апостолы начали осознавать, что же с ними произошло, и Кто был призвавший их на апостольское служение. И с дерзновением они проповедовали сначала в Иерусалиме иудеям, а потом и за пределами Иерусалима язычникам о Боге Воплотившемся, пришедшем в этот мир, распятом и воскресшем.

К этой апостольской общине угодно было Господу приобщить и Павла, который был прежде гонителем Церкви и считал, что христианская вера – это опасное уклонение от закона Моисеева. В отличие от Петра и Андрея, от Иоанна, Иакова и большинства других апостолов, он был человеком грамотным и сведущим в законе Моисеевом. И Богу было угодно внедрить его в апостольскую общину, куда прочие апостолы поначалу не хотели его принимать, поскольку не доверяли ему, ведь он был гонителем христиан. Но Господу было угодно этого человека причислить к лику двенадцати апостолов для того, чтобы он на своем языке разъяснил всем, Кто такой был Иисус Христос, для чего Он пришел, и что Он сделал. Именно Павлу принадлежит заслуга богословского осмысления евангельской истории, участниками которой были другие апостолы.

Готовясь к празднованию памяти святых апостолов Петра и Павла и совершая этот Петропавловский пост, мы слышим о том, как Господь призывал апостолов на служение.

В то же время мы сегодня празднуем память Всех святых, просиявших в земле Русской, в том числе тех, которые следовали по стопам апостолов, кого Церковь наша прославила как равноапостольных. Это и святой князь Владимир, и святая княгиня Ольга. Сегодня вспоминаются также многие другие святые, которых даровала миру Русская земля вплоть до XX века, когда во время обрушившихся на нашу Церковь жестоких гонений тысячи, десятки тысяч священнослужителей, монашествующих и простых мирян своей жизнью засвидетельствовали свою веру во Иисуса Христа, распятого и воскресшего, и за эту веру пролили свою кровь.

Мы прославляем их всех – и апостолов Христовых, и равноапостольных мужей и жен, и святителей, и преподобных, и бессребреников, и Христа ради юродивых, и благоверных царей и цариц, князей и княгинь, и всех, кто в течение веков шел по пути, заповеданному Господом Иисусом Христом. Мы обращаемся к ним в молитве, чтобы они просветили наш ум и наше сердце, наставили нас на путь спасения. Мы просим просиявших в земле Русской святых, которые нам особенно дороги, в том числе новомучеников и исповедников, о том, чтобы они сохранили нашу землю, чтобы никогда больше не пришли к власти в нашей стране люди, которые не верят в Бога и ставят своей целью уничтожение религии, чтобы никогда народ наш не впал ни в неверие, ни в идолопоклонство, но чтобы всегда благословение Божие простиралось над нашей землей и над нашим народом, и чтобы Владычица наша Пресвятая Богородица покрывала нас от всякого зла честным Своим омофором, а молитвы святых сопутствовали всем нам на жизненном пути. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС