Митрополит Иларион: Мы не должны создавать ситуации, которые могут привести к гражданскому противостоянию
18 мая 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, я хотела бы начать с украинской темы. Еще не вступив официально в должность президента, Владимир Зеленский тем не менее уже провел встречу с Предстоятелем канонической Украинской Церкви Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Каковы итоги этой встречи? Известно ли Вам, что они обсуждали?
Митрополит Иларион: На встрече обсуждалось положение дел в Украине, в том числе ситуация, сложившаяся вокруг канонической Украинской Православной Церкви. И я надеюсь, что Блаженнейший митрополит Онуфрий сумел донести до новоизбранного президента Украины ту, наверное, очень простую мысль, которую должен был бы знать каждый, кто вступает в эту должность: политики должны заниматься политическими делами, государственные мужи – государственными делами, а церковные люди пусть занимаются церковными делами.
Е. Грачева: Владыка, сейчас на Украине складывается парадоксальная ситуация. Нового президента Владимира Зеленского выбрали, а в должность он вступить никак не может. И только на этой неделе определились с днем инаугурации. Порошенко раздает чины генералов, пытается назначить своего человека на должность руководителя Национального совета по вопросам телерадиовещания… Зеленский все эти действия Порошенко называет действиями туриста перед отъездом из отеля, когда в чемодан он прихватывает с собой тапочки, полотенце и еду со шведского стола. Вы согласны с таким определением?
Митрополит Иларион: Порошенко действительно хочется уйти как можно позже и сделать как можно больше. И закон о языке, который вызвал много споров, он случайно настоял на его принятии и подписал его в последние дни, чтобы не оставить своему преемнику возможности действовать иным образом. Но я думаю, что Зеленский, (судя по тому, как он вел свою предвыборную кампанию) – человек разумный, который не будет двигаться в фарватере политики Порошенко. Я думаю, что многое из того, что сделал Порошенко, будет пересмотрено. И я не исключаю, что некоторые деятели его команды, а может быть, и он сам окажутся на скамье подсудимых за те многие беззакония, которые они совершили.
Е. Грачева: Владыка, Патриарх Кирилл недавно высказал опасения о том, что украинский сценарий раскола может теперь повториться на Балканах, в Черногории и в Македонии: «Попрание канонов на Украине началось тогда, когда накопилась некоторая сумма политических факторов и когда украинские политики обратились к нему с ходатайством». Насколько оправданы эти опасения? Насколько высока вероятность, что сегодняшние политические лидеры на Балканах могут выступить с подобным ходатайством?
Митрополит Иларион: Эти опасения полностью обоснованы, потому что в Черногории существует похожая ситуация. В этой стране есть раскольничья структура, которую возглавляет лжемитрополит, находящийся в общении с так называемым Киевским патриархатом.
Существует давний и затяжной конфликт между гражданскими властями и каноническим митрополитом Черногории Амфилохием. Президент М. Джуканович прямо объявлял о том, что необходимо создавать собственную черногорскую церковь, независимую от Сербской Церкви. Это как раз та самая риторика, которой пользовался Порошенко. Поэтому повторение такого сценария более чем возможно.
Легализовав раскол на Украине, Патриарх Варфоломей открыл ящик Пандоры, потому что подобные процессы теперь могут происходить во многих местах. И, конечно, раскольники в разных странах сейчас подняли голову и воспряли духом.
Е. Грачева: Владыка, не так давно в силу вступил указ Президента России Владимира Путина об упрощенном порядке выдачи паспортов жителям Донбасса. Естественно, на это остро отреагировала Украина. Вновь избранный Президент Владимир Зеленский выступил с яркой критикой этого шага. А между тем Владимир Путин довольно неожиданно заявил, что россияне и украинцы только выиграют, если будет общее гражданство. Насколько в существующей политической ситуации возможно общее гражданство наших народов? Или это на повестке уже вообще не может стоять?
Митрополит Иларион: Я думаю, что если для людей, живущих в России и Украине, будут облегчены возможности для въезда и выезда, для получения гражданства, то это во всех смыслах хорошо.
Жители Донбасса на протяжении целого ряда лет подвергались дискриминации и разного рода унижениям, и ситуация, которая сегодня сложилась там, является результатом дискриминационной политики украинских властей по отношению к населению Донбасса, в том числе по отношению к русскому языку, на котором говорят его жители.
Уходящий Президент Порошенко буквально в последние дни своего президентства, уже после того, как он потерпел поражение на выборах, подписал закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который закрепляет его исключительные права по сравнению с остальными языками в стране. Этот закон вбивает очередной клин в отношения между Россией и Украиной, но в то же время это и очередной удар, очередная пощечина русскоговорящему населению Украины.
В этой ситуации любые шаги, направленные на сближение двух народов, можно только приветствовать. Но я очень надеюсь, что проблема Донбасса, как и вообще проблема взаимоотношений между Украиной и Россией, будет решаться комплексно.
Е. Грачева: В социальной сети Instagram Владимир Зеленский перешел исключительно на украинский язык, хотя до этого писал посты и на русском. А его подписчики в большинстве случаев продолжают ему отвечать на русском языке. В этой связи я написала комментарий под его постом, задав прямой вопрос: значит ли это, что война против русского языка на Украине официально проиграна? Мой вопрос был удален. Хотела бы спросить в этой связи Вас, владыка: значит ли это, что любой, кто затевает войну против такого противника как язык, обречен на поражение?
Митрополит Иларион: Я рискну предположить, что пока Зеленский отвечал на русском языке, он писал сам, а когда его ответы стали появляться на украинском языке, то либо кто-то из его помощников за него отвечает, либо сам он пишет на русском, а переводят на украинский. Или, может быть, он сам решил отвечать на украинском языке. Но, на мой взгляд, любая попытка дискриминации русского языка на Украине обречена на провал.
Е. Грачева: Митрополит Элпидофор стал главой Американской Архиепископии, а он главный ненавистник Русской Церкви в Константинопольском Патриархате. В «Твиттере» Вы написали, что он был идеологом раскола и что его назначение – прямой путь к Патриаршеству. Но значит ли это, что у него много последователей?
Митрополит Иларион: В Константинопольском Патриархате должность Архиепископа Северной Америки – вторая по значимости после должности самого Константинопольского Патриарха. Соответственно, для митрополита Элпидофора это прямой путь к Патриаршеству. Он, конечно, не предрешен, потому что, например, Варфоломей не был Архиепископом Америки. Он был митрополитом Халкидонским. А вот Патриарх Афинагор был избран как раз в тот момент, когда он был Архиепископом Америки. Причем у него не было даже турецкого гражданства на тот момент.
У Элпидофора по сравнению с Афинагором есть существенное преимущество: он – гражданин Турции, он родился в Турции, он служил в турецкой армии, то есть для Турции он свой человек. Для Америки он тоже давно уже свой человек, потому что многократно туда ездил, нередко себя ассоциировал с американской политикой, и его роль в том деянии, которое совершил Патриарх Варфоломей по легализации раскола на Украине, всем известна – он, собственно, ее и не скрывал. Он дал интервью несколько лет назад русскому православному новостному агентству «Православие и мир», где открытым текстом заявил о том, что украинским раскольникам надо давать автокефалию, и при этом не называл их раскольниками.
Я хорошо знаю митрополита Элпидофора еще с тех времен, когда был студентом в Оксфорде, а он только что закончил аспирантуру в Бонне. Он тогда был диаконом, я был иеромонахом. Я участвовал в 2011 году в его архиерейской хиротонии, то есть мы не то чтобы дружили, но были очень хорошо знакомы. Конечно, после всего, что натворил Константинопольский Патриархат на Украине, и учитывая активную роль, которую сыграл в этом митрополит Элпидофор, я не предвижу, что его новое назначение послужит на благо наших Церквей и будет способствовать их воссоединению.
Е. Грачева: Между тем, на политическом уровне состоялась важная встреча между Госсекретарем США Майком Помпео и Владимиром Путиным, Сергеем Лавровым в Сочи. В Кремле эту встречу назвали проходной, когда к ней велась подготовка. Но мне представляется, что все-таки она нечто большее, чем проходная встреча, хотя бы в свете того, что спецпрокурор США Роберт Мюллер завершил расследование о вмешательстве России в выборы США в 2016 году. Вывод: факт вмешательства был, но сговора Дональда Трампа и Москвы нет. А это уже совсем новая оптика, через которую мы сможем смотреть на российско-американские отношения. Вы с этим согласны или у Вас другое мнение? Или Вы тоже считаете, что встреча проходная?
Митрополит Иларион: Я так понимаю, что Президент Трамп с самого начала имел намерение, как он выражается, поладить с Россией, поладить с Путиным. Он многократно об этом говорил в ходе своей предвыборной кампании. Но как только он стал президентом, те силы, которые проиграли, постарались сделать все, чтобы он не сумел этого выполнить. Вот уже более двух лет он пытался выйти на какой-то новый уровень отношений с Россией, но ему обрубали крылья в том числе при помощи этого расследования (о якобы вмешательстве Москвы в президентские выборы в США – ред.), которое было призвано показать, что он стал президентом с помощью России. Но теперь доказали, что это не так.
В связи с этим у Трампа в каком-то смысле теперь развязаны руки, чтобы наладить конструктивное взаимодействие с Россией, к которому он стремится. Такое конструктивное взаимодействие представляется очень важным и своевременным, потому что мир поляризован, наэлектризован. Никто не хочет эскалации. Никто не хочет войны. И для того, чтобы мир на планете был прочным и долгосрочным, нужны конструктивные отношения между Россией и Америкой. При всем том, что каждая страна, конечно, будет защищать свои интересы. Это вполне естественно.
Е. Грачева: В Кемерове временно прекратила работать пекарня, отказавшаяся обслуживать представителей секс-меньшинств. Называется эта пекарня «Хлеб из русской печи от братьев Ипатовых». Как Вы относитесь к предпринимателям, которые выдвигают такие требования к своим покупателям, прежде чем продать им товар или услугу? Оправдано ли это?
Митрополит Иларион: Многое зависит от того, в какой форме выдвигаются эти требования. Я не сторонник того, чтобы открыто и публично позорить людей за их образ жизни, если они этот образ жизни не афишируют и не пропагандируют. Но когда начинается пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений: гей-парады, разного рода акции в поддержку этого образа жизни, то это вызывает справедливую отрицательную реакцию, поэтому Церковь последовательно выступает против проведения таких акций.
Мы не должны создавать ситуации, которые могут привести к гражданскому противостоянию и спровоцировать людей, которые ведут такой образ жизни, на какие-то агрессивные или скандальные действия. Если имела место провокация (а судя по сообщениям СМИ, там были развешены какие-то оскорбительные таблички), то это поддержать очень сложно. Если провокации не было, но имела место провокация с другой стороны, а это уже ответная реакция, то это совершенно другое дело. Мне кажется, что здесь уже либо правосудие должно разобраться, либо правоохранительные органы.
Е. Грачева: То есть, по Вашему мнению, те, кто в церкви продает ладан или свечи, не могут, если по их мнению перед ними представитель нетрадиционной ориентации, отказать в продаже?
Митрополит Иларион: Если этот человек придет в соответствующем костюме, будет выкрикивать оскорбительные лозунги или станет открыто пропагандировать свой образ жизни, то, я думаю, ему не надо продавать ни свечи, ни иконы. А если придет некий человек, о котором не известно, зачем он пришел в церковь – может быть, он пришел на исповедь для того, чтобы покаяться священнику в том, что у него нетрадиционная сексуальная ориентация, но он с ней борется и пытается ее преодолеть, – то, конечно, такого человека, как и всякого другого, Церковь принимает с любовью, а священник – с пастырской ответственностью.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Из Писания мы знаем, что люди всегда приносили жертву Богу. Самой главной и спасительной для нас стала жертва мучительной смерти Иисуса Христа. А почему Богу нужна именно плотская жертва?
Митрополит Иларион: Бог не нуждается в жертвах. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он – самодостаточный, как говорят нам богословы. Когда древние люди приносили в жертву животных, эти жертвоприношения совершались для искупления грехов. Но как говорит апостол Павел, никакие жертвоприношения не могут искупить человека от греха. И такой искупительной жертвой за всех людей стал Иисус Христос, Который умер на кресте, а затем воскрес.
Почему Богу Отцу была нужна эта жертва? На это богословы отвечают по-разному. Есть мнение, что Иисус Христос принес Себя в жертву дьяволу, но это мнение было отвергнуто древней Церковью. Есть другое мнение, что Иисус Христос умер на кресте для того, чтобы удовлетворить правосудие Бога Отца. Но и это мнение не разделяют очень многие богословы Православной Церкви.
Наверное, правильнее всего сказать, что крестная жертва была нужна не Богу Отцу, а нам с вами. Именно так говорит святитель Григорий Богослов – автор IV века: «Нам, чтобы ожить, необходим Бог воплотившийся и умерщвленный». То есть крестная жертва была нужна не Богу Отцу, а нам, во искупление наших грехов. И мы приобщаемся к плодам этой жертвы, когда принимаем крещение, когда участвуем в церковных таинствах и когда исполняем заповеди Господа нашего Иисуса Христа.
Вопрос: Почему самоубийство считается грехом?
Митрополит Иларион: Всякое убийство, с христианской точки зрения, является грехом: будь то убийство плода во чреве, будь то убийство уже родившегося человека, какого бы он ни был возраста, будь то убийство человеком самого себя.
Самоубийство является плодом неверия и эгоизма. Человек, который налагает на себя руки, не верит в то, что Бог может ему помочь, и самое главное – он не верит в то, что за порогом смерти его ждет иная жизнь. И ему, по-видимому, все равно, какая это будет жизнь, потому что вся земная жизнь человека – это подготовка к жизни будущей, это, в том числе, и подвиг покаяния, который человек может принести на смертном одре. А самоубийство лишает человека возможности принести покаяние за этот страшный грех.
Почему самоубийство является плодом эгоизма? Потому что когда самоубийца налагает на себя руки, он не думает о других людях, о том, что кому-то из близких его смерть может причинить невыносимую боль. Сколько известно случаев, когда один человек кончал с собой, а потом кто-то из его близких сходил с ума, у кого-то разрушалась вся жизнь.
Церковь считает самоубийство смертным грехом, и не случайно самоубийц Церковь не отпевает. В древние времена их даже не хоронили на кладбищах. Исключение здесь может быть сделано только для человека, который совершил самоубийство в состоянии психического помешательства.
Служба коммуникации ОВЦС