Митрополит Иларион: Царство Небесное раскрылось в полной мере через страдания, крест и воскресение Господа Иисуса Христа
24 марта 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил пассию – богослужение, посвященное воспоминаниям о Страстях Христовых.
За пассией, которая была совершена в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», владыке Илариону сослужили клирики храма.
После чтения Евангелия от Марка митрополит Иларион обратился к верующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы совершили вторую пассию с чтением Евангелия от Марка, повествующего о страданиях и крестной смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Повествование евангелиста Марка не сильно отличается от повествования евангелиста Матфея о последних днях и часах земной жизни Иисуса Христа. Мы вновь слышим о том, как Сын Человеческий молился Своему Отцу в Гефсиманскому саду, как был арестован и предстал на суд Синедриона, как затем Его судил римский наместник Пилат, как Христос был распят и умер на кресте.
Евангелист Марк добавляет лишь совсем немногое к тому, что мы слышим у евангелиста Матфея. В частности, он рассказывает, как во время ареста Иисуса некий юноша, одетый в плащ на голое тело, был схвачен воинами и, оставив одежду в их руках, нагим убежал от них. Почему евангелист решил упомянуть об этой подробности? Можно предположить, что здесь он говорит о самом себе: это он был тем молодым человеком, который своими глазами видел, как арестовали Господа Иисуса Христа. И кто знает, может быть, с этого события и началось его обращение ко Господу. Мы знаем, что евангелист Марк был моложе апостолов, он был учеником апостолов Петра и Павла, и апостол Павел упоминает его в своих посланиях. Возможно, он и был тем юношей, который присутствовал при аресте Иисуса.
Когда Господь Иисус Христос был арестован, Он сказал воинам, которые пришли за Ним: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня» (Мк. 14. 48-49). И затем Он произносит слова, на которые я хотел бы обратить ваше внимание: «Но да сбудутся Писания» (Мк. 14. 49).
Зачастую эпизоды своего повествования о рождении Господа Иисуса Христа, о Его жизни, страданиях и смерти евангелисты заключают словами: «а все сие произошло, да сбудется реченное пророком…» И очень часто многие ветхозаветные пророчества цитируются евангелистами в подтверждение того, что пришествие в мир Сына Божия и Его страдания были предсказаны пророками. И Сам Господь Иисус Христос неоднократно ссылается на пророческие слова и на то, что Священное Писание предвосхитило Его пришествие и Его искупительный подвиг. После Своего воскресения, по пути в Эммаус явившись двум ученикам, которые не узнали Его, Христос говорил с ними, апеллируя к Ветхому Завету, доказывая, что все с Ним произошло именно так, как это предсказали пророки.
Почему это было столь важно, и отчего Христос постоянно напоминал о ветхозаветных пророчествах, которые говорили о Нем как о Мессии? Потому что Он был не обычным человеком, а Воплотившимся Богом, Который пострадал и умер на кресте за спасение каждого из нас. И оттого каждая деталь, рассказанная евангелистами, имеет для нас столь глубокий смысл и особую значимость. И поэтому Господь указывал Своим ученикам на пророческие писания, которые предвосхитили Его пришествие, а особенно на те, которые предвозвестили Его страдания.
Спаситель постоянно говорил ученикам о Царстве Небесном, но они в Его словах слышали нечто совершенно иное, полагая, что Царство Небесное наступит здесь, на земле, и что их Учитель станет царем, будет сидеть на высоком престоле, а они займут свои места по правую и левую руку от Него. Так они представляли себе Царство, которое Он им возвещал. А Спаситель между тем говорил о совсем другом Царстве, которое внутри человека — оно не здесь и не там, его невозможно ни схватить руками, ни купить за деньги, ни постичь умом. Это Царство раскрылось в полной мере через Его страдания, крест и Его воскресение. И когда Господь был арестован, Он сказал: «Но да сбудутся Писания» (Мк. 14. 49), – ибо все, что с Ним происходило, было таинственным образом предсказано пророками.
Удивительно, что первосвященники и книжники, которые были знатоками закона, то есть писаний, не увидели в Иисусе Того, о Ком предсказывали пророки. Тем более это удивительно, учитывая тот факт, что за Христом всегда шли толпы людей – среди них были и мытари, и блудницы, и другие законченные грешники, которые почему-то откликнулись на проповедь Спасителя, уверовали в Его чудеса, а некоторые уверовали в Него как в Сына Божия. А те, которые чуть ли не наизусть знали Священное Писание, при этом не смогли распознать в Иисусе Христе Мессию, о Котором предсказывали пророки. И только апостолы (да и то не сразу, а уже после смерти и воскресения Господа Иисуса Христа) стали по крупицам собирать свидетельства о Нем из Священного Писания.
Происходило это тогда, когда еще не было предметных указателей или цитатников, или каких-либо еще средств, которые нам сегодня помогают разобраться в тексте Священного Писания. Большинство ранних христиан и читать-то не умели, но Священное Писание они знали на слух, а многие знали его наизусть. И постепенное распознавание в Священном Писании Ветхого Завета пророчеств о Христе стало той творческой работой, которую на протяжении нескольких десятилетий вели ранние христиане. Эта работа нашла отражение в посланиях апостола Павла, в частности, в посланиях к римлянам и к евреям, где содержится очень много отсылок к Ветхому Завету. И, конечно же, ветхозаветные пророчества о Мессии нашли свое отражение во всех четырех Евангелиях. И всякий раз, когда мы читаем евангельские повествования о Страстях Христовых, мы слышим и те пророчества, которые прозвучали за много столетий до пришествия Господа Иисуса Христа, предвозвестив людям Его пришествие, Его страдания и смерть.
Знатоки Священного Писания не распознали в Иисусе Христе Обетованного Мессию. Но Он пришел не к ним, а ко всему человечеству, в том числе и к нам, чтобы мы узнали в Нем Того, о Ком предсказывали пророки. И сегодня мы поклоняемся Его Честному Кресту с молитвой, чтобы Его искупительная жертва была спасительной для каждого из нас и для наших близких.
Господь пострадал за весь мир, за каждого человека, но далеко не все еще причастны к этой искупительной жертве – непричастными остались те, кто не захотел уверовать в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя.
Мы же, верующие, поклоняемся Христу как Богу, ставшему Человеком. И просим Его, чтобы Он укрепил в нас святую веру и помог передать ее другим, дабы тысячи людей вокруг нас приобщились к искупительному подвигу Сына Человеческого. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС