Print This Post

15 марта 2019 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Владыке сослужили клирики храма.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии мирополит Иларион совершил чин освящения колива.

Затем Владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение первых пяти дней Великого поста на вечернем богослужении читались отрывки из первых глав книги Бытия, в которых повествуется о том, как Бог сотворил мир, животных, пресмыкающихся, рыб, птиц. Затем сотворил Бог человека по Своему образу и подобию. Создав Адама, Он извлек из его тела ребро и из него сотворил Адаму жену – Еву.

Сегодня мы слышали о том, как произошло грехопадение, как человек пал, искушенный змием – сначала жена, потом муж. Рассказ этот напоминает нам о самом начале бытия мира и самом начале бытия человека.

Существует много научных гипотез о том, как произошел мир. Одни ученые говорят, что все началось со взрыва: что-то взорвалось, начало разлетаться и разлетается уже миллиарды лет; в силу какой-то случайности на земле возникла жизнь, а потом появились и мы все. Другие ученые выдвигают иные гипотезы. Но даже те, которые говорят, что все началось со взрыва, не объясняют нам, что взорвалось и кто это взорвал.

Теме не менее, все ученые сходятся в одном: развитие жизни на земле происходило эволюционным путем – от простого к более сложному. И именно об этом говорит нам книга Бытия: сначала Бог создал небо и землю, то есть простейшие элементы материи, потом Он создал простые элементы жизни на земле и, двигаясь от простого к более сложному, Он создал Свое самое совершенное творение – человека. Человек произошел не от рыбы, не от птицы, не от обезьяны, не от какого-либо иного животного, но был создан руками Божьими. Господь сотворил человека таким, каким он остается и по сей день. Но только в сотворенном Богом человеке не было зла и греха – того, что было позже привнесено в жизнь людей.

Зло произошло, как мы сегодня слышали из чтения книги Бытия, из-за того, что дьявол в образе змея сначала искусил Еву, а затем через Еву и Адама. Первым людям, которым Бог заповедал вкушать от любых плодов рая, кроме дерева познания добра и зла, лукавый сказал: разве Бог запретил вам вкушать от всяких деревьев рая? На что Ева ему ответила: нет, не от всяких, но только от одного дерева. И тогда змей сказал: Он потому вам запретил, что знал, что если вы вкусите, то станете как боги, знающие добро и зло. И Ева вкусила от запретного плода и дала Адаму.

Этот рассказ повествует о том, как в жизнь человека вошло зло. Бог, говорят нам отцы Церкви, не является создателем зла – все, что Господь создал, является абсолютным добром. И в книге Бытия говорится, что каждый из шести дней творения завершается словами: «и увидел Бог, что это хорошо». То есть все, что творил Бог, было благо, а зло было привнесено свободной волей – сначала дьявола, а затем и человека, который свою волю подклонил под волю дьявольскую.

Зло начало передаваться из одного поколения в другое. И когда мы говорим о том, что первородный грех или вина Адама передается из поколения в поколение, это не значит, что мы все должны нести наказание за грех наших прародителей. Это означает, что в нашем теле и в нашей душе присутствует как доброе начало, так и злое. И Господь дает нам все необходимое для того, чтобы мы могли искоренять в себе злое начало и развивать доброе. Господь для этого дает нам Свои заповеди, для этого Он дал нам Церковь, для этого Он Сам через Причастие вселяется в нас, чтобы в нас жить и действовать, и изнутри освящать нас, просвещать и освобождать от всякого зла — не только от того, которое мы приобрели собственными поступками, подражая Адаму и Еве, но и от зла, которое укоренено в нашей падшей человеческой природе.

История грехопадения Адама и Евы в толковании Святых отцов являет нам, прежде всего, тайну происхождения зла, но в то же время говорит и о том, как можно уклониться от зла и сотворить благо. Уклонение от зла происходит через послушание воле Божией. Если бы Ева не послушала змея, а Адам не послушал Еву, не произошло бы того грехопадения, о котором мы сегодня слышим.

В жизни каждого из нас эти ситуации повторяются бессчетное количество раз. Наверное, каждый день, а иногда и по многу раз в день дьявол приступает к нам со своими искушениями, посулами и обещаниями. И он никогда не называет зло злом, а грех грехом. Подобно тому, как он сказал Еве, что вы будете как боги, если вкусите от запретного плода, точно так же и сейчас он предлагает различные запретные плоды людям, обещая, что они станут как боги. И многие действительно уже поверили в то, что нет никакой верховной власти на земле, что вся власть на земле принадлежит людям и они могут быть как боги, управляя этой землей, управляя собственной жизнью и жизнью других.

Но Священное Писание научает нас, что над всем миром царствует один Верховный и Всемогущий Бог, и что именно послушание воле Божией является залогом того, что каждый человек сможет, если захочет, уклониться от зла и сотворить благо; не послушаться совета лукавого змея, но прислушаться к совести, ведь это не что иное, как голос Божий, который звучит в нашем сердце и помогает распознать где добро, а где зло.

Церковь неслучайно в первые дни Великого поста напомнила нам о том, с чего началась история человечества. Чтобы в Прощеное воскресенье каждый из нас,  осознав себя Адамом, изгнанным из рая, нашел для себя путь к возвращению в рай. И не просто к возвращению в тот рай, который был утрачен Адамом и Евой, но к обретению того Царства Небесного, которое даровано нам Господом Иисусом Христом. Сам Господь в течение всего Великого поста будет нас вести к Царству Небесному. А во всей полноте оно раскроется перед нами в дни Страстной Седмицы и в день Святой Пасхи, когда мы сначала увидим Господа нашего Иисуса Христа предаваемым, страждущим, распинаемым на кресте и умирающим, а затем – воскресшим.

Будем готовиться к этим святым дням, проходить в покаянии поприще Великого поста и просить Господа, чтобы Он открыл перед каждым из нас двери Царствия Своего Небесного. Аминь.»

 

 

Служба коммуникации ОВЦС