Митрополит Иларион: Великий покаянный канон призывает нас отказаться от греховных страстей
11 марта 2019 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.
По чтении канона митрополит Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии мы читаем Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом каноне перед нами проходят разные имена и эпизоды, главным образом из Ветхого Завета. Только в 9-й песне канона приводятся некоторые имена и истории из Нового Завета.
Сегодня мы слышали слова из 9-й песни канона: «Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши». Эти слова подсказывают нам, как мы должны читать Священное Писание Ветхого Завета – то, что здесь названо Моисеевым миробытием, то есть Пятикнижием Моисея и теми книгами, которые связаны с именем этого пророка и вождя Израильского народа.
Все ветхозаветное Писание воспринималось древними евреями как Писание богодухновенное. И когда святой апостол Павел в своем послании говорит, что «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3. 16), он имеет в виду не Евангелие, которого тогда еще не было, не книгу Деяний апостольских и не послания апостолов, а Ветхий Завет. Именно Ветхий Завет был богодухновенным Писанием, по которому учились вере первые христиане еще до того, как было написано Евангелие или были разосланы в церковные общины послания апостола Павла и других апостолов. И уже тогда перед христианами встал вопрос: как же читать ветхозаветное Писание и для чего его читать? И какой его смысл, какова его ценность?
Этот вопрос стоит и перед нами. Многие из нас читали ветхозаветное Писание, но мало кто, наверное, может похвалиться, что прочитал всю Библию, а еще меньше тех, кто может сказать: я прочитал и понял, о чем говорится в книгах Ветхого Завета. Многие люди, купив Библию, начинают ее читать как обычную книгу, с первой страницы, и прочитывают, в лучшем случае, книгу Бытия и книгу Исход, а потом увязают в таких подробностях и историях, которые мало о чем говорят современному человеку . И, как правило, дойдя до какого-то места, когда и вовсе становится не понятно зачем это читать, человек откладывает книгу и на долгие годы не возвращается к Ветхому Завету.
Когда наступает Великий пост, меняется богослужебный строй Церкви и мы слышим гораздо больше текстов из Ветхого Завета, чем из Нового. И принцип, по которому мы должны эти тексты воспринимать, изложен в словах Великого канона, которые я сейчас вам прочитал.
Мы должны подражать добродетели праведных людей и гнушаться грехами нечестивых. И о тех, и о других мы читаем на страницах Ветхого Завета.
В Великом покаянном каноне представлены многие примеры покаянного чувства, в том числе и конкретных личностей. Одна из таких личностей — израильский царь Манассия. Он жил в VII веке до Рождества Христова, был сыном царя Езекии, но в отличие от своего отца был человеком нечестивым. Он очень рано взошел на царский трон, ему было всего 12 лет, царствовал он 55 лет, как рассказывается в IV книге Царств, и его царствование было наполнено всякими беззакониями и непотребствами. Он отказался от почитания Единого Бога и по примеру окружавших Израильское царство языческих племен стал поклоняться различным языческим божествам. И несмотря на то, что вера в Единого Бога сохранялась в народе, царь эту веру не сохранил, но попрал всеми возможными способами.
Более того, как рассказывается в той же IV книге Царств, при жизни царя Манассии было пролито много невинной крови. Предание еврейского народа гласит, что именно во времена царствования Манассии был убит пророк Исайя – по требованию царя он был распилен пилой на две части, и когда его распиливали пополам на глазах у Манассии, Исайя прославлял Бога. Это предание было известно и ранним христианам. В частности, его отзвуки мы находим в послании к евреям апостола Павла, ибо слова апостола: «были…перепиливаемы» (Евр. 11.37) относятся именно к пророку Исаии, который пострадал при нечестивом царе Манассии.
Если в IV книге Царств о Манассии говорится только то, что он был нечестивым царем, то во II книге Паралипоменон рассказывается о том, как он оказался в плену у ассирийского царя. По преданию, в плену он пробыл семь лет, находясь в таких стесненных условиях, что голова его была прикована к ногам медными цепями. И в таком согбенном состоянии, почти без пищи, он провел долгие и страшные годы. И именно там, в ассирийском плену, царь Манассия по преданию, которое отражено в греческой Библии, возвратился к Богу и принес покаяние. Об этом говорится в Великом покаянном каноне: «Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти и умноживши, душе, негодования, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление». Великий покаянный канон призывает нас отказаться от греховных страстей, которые подобны страстям нечестивого царя Манассии, и подражать его покаянию.
Что же это за покаяние царя Манассии и откуда мы о нем знаем? Как я уже сказал, мы знаем о нем из греческого текста Библии. Известно, что Ветхий Завет был написан на еврейском языке, но еще в III веке до Рождества Христова был переведен на греческий. В греческом тексте Библии есть некоторые слова, которые в еврейском тексте отсутствуют. В частности, там содержится молитва Манассии, царя иудейского. Мы услышим эту молитву, потому что она вошла в чин великого повечерия и в Великом посту читается ежедневно. По преданию, эту молитву царь Манассия вознес Богу, когда находился в страшных стесненных условиях, не имея возможности даже разогнуться. И, может быть, именно этим объясняются слова «преклоняю колена сердца пред Тобою» из покаянной молитвы царя: не имея возможности преклонить колена в силу того, что был скован по рукам и ногам, он преклонял колена сердца своего. Его молитва начинается словами: «Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного…» И далее в молитве нечестивый царь с сокрушением сердца приносит покаяние Богу.
Предание свидетельствует о том, что царь Манассия был освобожден из плена, вернулся в свою страну и снова воспринял царство уже будучи совсем старым человеком. Он восстановил почитание Единого Бога и загладил свои прежние грехи многими добрыми делами. Его пример – лишь один из тех многочисленных примеров, о которых говорится в Священном Писании Ветхого Завета и упоминается в Великом покаянном каноне.
Слушая Великий покаянный канон, мы должны помнить, что он был написан во времена, когда люди очень хорошо знали Библию, и одно только упоминание того или иного персонажа, будь то Авессалом, или Ахитофел, или Иезия, или Манассия, или многие другие, сразу же вызывало у них соответствующие ассоциации. Более того, в те времена самым распространенным толкованием Библии было аллегорическое. События, которые описывались на страницах Ветхого Завета, воспринимались как аллегории, то есть как метафорические указания на будущие события. И во всем Ветхом Завете видели, прежде всего, предизображение Нового Завета и новозаветных реальностей. А также учились видеть в Ветхом Завете примеры для собственного назидания.
Великий пост – время, когда мы призываемся заново открыть для себя Ветхий Завет. Давайте используем эти шесть недель Великого поста для того, чтобы прочитать те библейские книги, которые мы еще не прочли, перечитать те, которые уже прочитали, но позабыли, и, может быть, перечитать их с толкованиями Святых отцов и современных богословов для того, чтобы лучше понять, о чем эти книги говорят каждому из нас. Библия – это собрание книг, которые были написаны в разное время, но все они признаются Церковью богодухновенными и никогда не устаревают, не теряют своего смысла. Главное — учиться этот смысл в них искать и находить.
Храни вас всех Господь.»
Служба коммуникации ОВЦС