Митрополит Иларион: Проект украинской автокефалии провалился по многим параметрам
2 марта 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, Екатерина!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: На этой неделе прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Новость, которую обсуждают все информационные агентства: сменилось руководство Управления делами Русской Православной Церкви и хозяйственной части. Насколько это значимые перемены, с чем они связаны? Какие еще итоги этого заседания Синода?
Митрополит Иларион: Священный Синод подвел итоги десятилетия Патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла. За прошедшие десять лет увеличилось число священнослужителей с 29 тысяч до более 40 тысяч, количество монастырей достигло почти тысячи. В течение всего этого времени рост Церкви продолжался с той же скоростью, с которой он происходил при Святейшем Патриархе Алексии, то есть мы открывали более тысячи храмов в год или более трех храмов ежедневно.
Как председателю Отдела внешних церковных связей мне было особенно приятно, что Священный Синод отметил, что в течение всего этого периода внешние церковные связи Русской Православной Церкви осуществлялись и продолжают осуществляться на самом высоком уровне. И это несмотря на разбойнические действия, которые были предприняты в последнее время Константинополем.
Священный Синод принял специальное заявление по ситуации на Украине, в котором подчеркивается, что в этой стране происходит гонение на каноническую Украинскую Православную Церковь. Насильственными методами захватываются храмы, власти Украины требуют от Церкви переименоваться и перерегистрироваться, звучат угрозы в адрес крупнейших монастырей – Киево-Печерской и Почаевской Лавры, что они будут отъяты у канонической Церкви, то есть всеми правдами и неправдами украинское государство пытается заставить верующих Украинской Православной Церкви, граждан собственного государства присоединиться к расколу.
Был принят целый ряд кадровых решений, в частности, сменился управляющий делами Московской Патриархии. Почти десять лет на этой должности находился митрополит Варсонофий, но с тех пор, как он занял Санкт-Петербургскую кафедру (это произошло несколько лет назад), ему приходилось работать на два города: половину недели он проводил в Санкт-Петербурге, половину недели в Москве. Это постоянное перемещение на самолете или на «Сапсане», конечно, было чрезвычайно утомительно для владыки. Поэтому он попросил Патриарха освободить его от должности управделами. И на эту должность был назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва, который себя уже прекрасно зарекомендовал в качестве первого заместителя управляющего делами.
Помимо этого, появился новый глава Финансово-хозяйственного управления, это митрополит Вологодский Игнатий. Были заменены наместники нескольких монастырей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры, Донского монастыря, Новоспасского монастыря. Было открыто несколько новых епархий в составе Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии: Сингапурская, Филиппинско-Вьетнамская, Корейская, объединяющая обе Кореи, Таиландская.
Е. Грачева: Владыка, еще до заседания Священного Синода Русской Православной Церкви Кипрская Церковь провела заседание Синода. Если Русская Церковь, как мы видим, обсуждала целый ряд вопросов, то на повестке дня у киприотов был только один вопрос – предоставление автокефалии «украинской церкви». По итогам заседания принят документ, в котором говорится: «Каждый народ имеет право с обретением национальной независимости искать для себя и церковную автокефалию. Это закреплено в священных канонах. Церковный строй должен меняться в соответствии с политическим». Владыка, в каких священных канонах закреплена связь между религией и политикой?
Митрополит Иларион: Священные каноны создавались в византийскую эпоху, и, действительно, некая связь между церковной жизнью и политикой в канонах присутствует. Есть, например, 28-е правило Халкидонского Собора, принявшего решение о том, что епископ Константинополя – Нового Рима должен пользоваться равными преимуществами с епископом ветхого Рима, поскольку Константинополь был столицей империи, там заседали сенат и синклит. То есть это возвышение Константинопольского Патриарха было прямо увязано с созданием новой столицы на берегах Босфора.
Это примерно похоже на то, как когда Петр I создал Санкт-Петербург и Санкт-Петербургский митрополит был уравнен в правах с Московским митрополитом, а иногда даже оказывался выше Московского митрополита в синодальную эпоху. Такая связь существует.
Однако канонов, которые бы говорили, что при получении государственной независимости автоматически должна становиться независимой Церковь, не существует. Если бы они существовали, то у нас сейчас было бы не пятнадцать Поместных Православных Церквей, а, по крайней мере, сто пятьдесят. Действительно, в истории имели место случаи, когда обретение политической независимости связывалось с обретением автокефалии. Как правило, это происходило, когда та или иная страна освобождалась из-под османского ига. Константинопольский Патриархат руководил всеми епархиями и приходами на территории Османской империи, но, когда Греция освободилась от османского ига, или Сербия, или Болгария, там возникали автокефальные Церкви. Константинополь никогда их сразу не признавал. Но со временем признал.
Самое важное для нас – то, что Кипрская Церковь не признала создание Константинополем так называемой «Православной церкви Украины». Кипрская Церковь очень ясно сказала о том, что те лица, которые получили рукоположение в расколе, не могут считаться архиереями, что их хиротонии вызывают большие сомнения. Таким образом, Кипрская Церковь в резолютивной части решения своего Священного Синода не поддержала действия Константинополя.
Е. Грачева: Последние два месяца украинские СМИ почти поголовно стали называть Русскую Православную Церковь российской Церковью. Этот тренд на отделение нашей Церкви от слова «русский» сейчас наблюдается только на Украине или его применяют уже и на Западе?
Митрополит Иларион: Это вопрос очень непростой. На Украине из политических соображений делается все для того, чтобы довести до конца политику шельмования Украинской Православной Церкви как «агента России», агента «страны-агрессора. Поэтому их не удовлетворяет самоименование этой Церкви, эти люди хотят, чтобы она переименовалась в Российскую, хотя Российской Православной Церкви не существует. Существует Русская Православная Церковь. Таково название, закрепленное в ее собственном Уставе. Нет Российской Православной Церкви.
Если говорить о других языках, то во многих языках вообще не существует отличия между «российский» и «русский». Например, в греческом языке или в английском, или во французском языке. И поэтому такие отличия там вообще невозможно передать.
Е. Грачева: Все же, какая позиция других Поместных Церквей на сегодняшний день по вопросу автокефалии «украинской церкви»?
Митрополит Иларион: На сегодня ни одна Поместная Церковь не признала то беззаконие, которое совершил Константинополь. Это, конечно, свидетельствует о полном провале Константинополя, который попытался навязать свое решение Поместным Православным Церквам, но они его не признают. Несколько Церквей открыто выступили против решения Константинополя. Свою позицию высказали Антиохийская, Сербская, Польская, а недавно и Кипрская Православные Церкви. Есть Церкви, которые пока не сделали никаких заявлений, но они не направляли своих представителей на «интронизацию» главы раскольников, не поздравляли его с избранием – это само по себе свидетельствует о том, что они не признают совершившееся беззаконие.
Е. Грачева: Владыка, в ряде СМИ прошла информация о том, украинский президент пообещал Константинопольскому Патриархату храм Спаса на Берестове, где находится могила основавшего Москву великого князя Юрия Долгорукого. Правда ли это?
Митрополит Иларион: Мы не знаем, правда ли то, что сейчас распространяется в украинских СМИ на эту тему, но мы знаем, что у Константинопольского Патриархата есть целый ряд претензий на те или иные храмы и объекты недвижимости. Существовал целый список этих объектов, включающий около 30 наименований – это и храмы, и монастыри, и здания, в том числе, в центре Киева. Каким образом сейчас будет продолжаться торг между украинской властью и Константинополем, я не знаю. Думаю, что для украинской власти Константинополь стал неинтересен после того, как он выполнил свое дело и предоставил так называемый «томос об автокефалии» главе раскольников. Если Константинополь хотел что-то получить от Украины, то это, наверное, надо было делать до того, как был выдан томос. Вряд-ли теперь они что-то получат сверх того, что они получили.
Е. Грачева: А если они не получат того, что они хотят, каким может быть разворот в этом деле? Может ли в теории Константинопольский Патриархат отозвать томос?
Митрополит Иларион: Это невозможно будет сделать, сохранив лицо – очень уж много было выпущено пара по этому случаю, много было всякой риторики, связанной с якобы имеющимися у Константинополя особыми правами. Теперь вряд ли Константинополь пойдет на то, чтобы отыгрывать все назад. Даже отсутствие видимой поддержки со стороны Поместных Православных Церквей не останавливает его от того, чтобы продолжать идти тем путем, по которому он начал идти немногим менее года назад, когда объявил о создании «украинской автокефальной церкви».
Мы видим, что этот проект провалился по многим параметрам: во-первых, потому что большинство православных верующих Украины не присоединилось к легализованной раскольничьей группировке, которая создана из двух бывших раскольничьих группировок, а во-вторых, потому что Поместные Православные Церкви не поддержали это беззаконие.
Сейчас существует на бумаге, подписанной Константинополем, некая «Православная церковь Украины», но большинство православных верующих Украины, несмотря на гонения, на давление со стороны украинской власти, продолжают ходить в каноническую Церковь, возглавляемую Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. И Поместные Православные Церкви поддерживают именно эту Церковь.
Е. Грачева: Между тем, до Европейского суда по правам человека уже дошел первый иск от Украинской Православной Церкви, а именно подала его община села Птичье в Ровенской области. Верующие в своем иске жалуются на то, что украинские власти незаконно арестовали храм. Следит ли Русская Православная Церковь за данным процессом? Был ли вообще кто-то от представителей Русской Православной Церкви на данном заседании Европейского суда по правам человека?
Митрополит Иларион: Мы следим за этим процессом, но, конечно, подобного рода иски поступают из Украинской Православной Церкви. Именно Украинская Православная Церковь следит за ходом процесса. Надо сказать, что украинские власти сообщают о массовых переходах общин Украинской Православной Церкви в новосозданную легализованную раскольничью структуру. На самом деле добровольных переходов очень мало, а в основном происходят захваты храмов, которые незаконно удерживаются силами вооруженных формирований или при помощи каких-то силовых структур. И общины подают иски в украинские суды, а когда украинские судебные инстанции пройдены, то подается иск в Европейский суд. И сейчас как раз первый случай.
Думаю, что подобные иски будут подаваться и далее, потому что, к сожалению, волна гонений на Украинскую Православную Церковь не заканчивается. А правозащитные организации на Западе стараются игнорировать имеющуюся проблему не потому, что о ней не знают, а потому, что нынешняя западная политическая конъюнктура не предполагает того, что антигероем может быть Украина. Антигероем сегодня на Западе может быть только Россия.
Е. Грачева: Владыка, если на Западе не хотят замечать того, что Киев смешивает политику с религией, то не заметить того, что Киев смешивает политику с музыкой, там уже не смогли. Я имею ввиду песенный конкурс «Евровидение». Следите ли Вы за тем, что происходит с кандидатами от Украины? Что Вы думаете о том, что победительница национального конкурса была снята Киева только из-за ее гастролей по России?
Митрополит Иларион: Но это, насколько мне известно, далеко не первая исполнительница, которая пострадала из-за того, что будучи гражданкой Украины, выступала с концертами в России. Трудно себе представить более несовместимые области, чем политика и музыка, но для нынешней украинской власти все сегодня имеет ценность исключительно в контексте предвыборной борьбы. Любыми средствами, любыми правдами и неправдами нынешняя украинская власть хочет удержаться. Поэтому организованы гонения на Украинскую Православную Церковь, поэтому государство преследует собственных граждан, поэтому организована травля русского языка, на котором говорят миллионы граждан Украины, поэтому подвергаются преследованиям деятели искусства, которые выступают с концертами в России.
Насколько я знаю, украинская власть ничего не приобрела от этих маневров, потому что одну исполнительницу они сняли, а другая группа сама отказалась. В итоге у Украины сейчас вообще нет исполнителей на «Евровидении».
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Почему Христос велит подставить вторую щеку? Ведь так мы оставляем господство злу.
Митрополит Иларион: Христос заповедует не противиться злу, потому что зло невозможно уврачевать другим злом. Зло можно искоренить только добром. С христианской точки зрения, в конфликте между двумя людьми нравственную победу одерживает не тот, кто настоял на своем и добился своего, а тот, кто уступил ради того, чтобы зло не распространялось, ради того, чтобы между людьми царствовало добро. Этот нравственный принцип лежит в основе всей христианской нравственности.
Вопрос: Как понимать слова Христа «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10. 35).
Митрополит Иларион: Эти слова ни в коем случае не следует понимать в том смысле, что Христос якобы призывает к какому-то насилию. Эти слова нужно понимать в общем контексте того, что Он говорил о следовании за Ним и следовании Его учению.
Христос предупреждал Своих учеников, что далеко не всегда люди будут соглашаться со сделанным ими нравственными выбором. И очень часто добро в мире встречает жесткое сопротивление, в том числе, оно может встречать сопротивление внутри одной семьи. Если, например, один член семьи становится христианином, начинает ходить в Церковь, а другие члены семьи этого не приемлют, в семье возникают конфликты. Именно о такой ситуации и предупреждал Иисус Христос.
Служба коммуникации ОВЦС