Митрополит Иларион: Врата Царствия Божия открываются для человека уже в земной жизни
19 января 2019 года, в праздник Святого Богоявления − Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
За Литургией архипастырю сослужили клирики храма.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
Перед великим освящением воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа. В этот праздник мы совершили Божественную литургию, за которой последует великое освящение воды.
Праздник Богоявления установлен в воспоминание о событии, которое описывается в трех Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки. Святые евангелисты повествуют о том, что прежде чем выйти на проповедь, Господь пришел на Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы принять от него крещение.
К Иоанну Крестителю приходили люди, которые исповедовали свои грехи. И обряд омовения в водах Иордана совершался Иоанном Крестителем во оставление грехов. Но Господь Иисус Христос был безгрешным – Он был Богом Воплотившимся и не нуждался ни в покаянии, ни в омовении, ни в очищении. И как говорят нам Святые отцы, Христос вошел в воды Иордана для того, чтобы освятить их Своим Божественным присутствием и Своим Божественным естеством.
Когда Господь Иисус Христос начинал Свою проповедь, Его ученики тоже крестили людей. И после того, как Христос воскрес из мертвых, Он заповедал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28. 19). И в соответствии с этой заповедью ученики Спасителя крестили каждого, кто приходил в Церковь, чтобы те смогли стать ее членами.
Нет другого пути в Церковь, кроме как через Таинство Крещения. Каждый из нас вступил в Церковь благодаря тому, что был крещен – кто-то в младенчестве, кто-то в детстве, кто-то в зрелом возрасте. И крещение, которое было совершено священником над каждым из нас, является продолжением Крещения, которое Господь Иисус Христос принял в водах Иордана.
Жизнь Иисуса Христа до Богоявления на Иордане была, как говорят Святые отцы, ничем не примечательной: никто о Нем не знал, Он был членом своей семьи и одним из жителей своего города. Но после того, как Он крестился, после того, как Он был Святым Духом возведен в пустыню, а затем вернулся из пустыни, началась Его миссия, Его служение. И именно тогда миру был открыт Господь Иисус Христос как Бог и Спаситель, как Обетованный Мессия не только израильского народа, но и всего мира.
Для каждого из нас собственное крещение тоже стало переломным моментом, в каком бы возрасте оно ни было совершено. До крещения мы были обычными людьми, носящими плоть, а после крещения в нас родился новый человек. И по мере нашего возрастания в богопознании, по мере того, как мы укрепляем себя в духовной христианской жизни, новый человек в нас растет, а ветхий — умирает. И конечным этапом нашего земного пути должна стать смерть ветхого человека и переход нового человека в жизнь вечную. Мы все живем надеждой и обетованием, которое Господь дал Своим ученикам, сказав, что те, которые будут креститься, наследуют жизнь вечную.
Всякий раз, когда наступает праздник Крещения Господня, мы вспоминаем и свое крещение, те обеты, которые мы дали Богу (или за нас дали восприемники). Мы просим Господа, чтобы Он укрепил нас на пути христианской жизни, чтобы открыл нам уже сейчас двери Царствия Небесного, которое, как говорит Господь Иисус Христос, не где-то далеко, а внутри нас. Врата Царствия Божия открываются для человека уже в земной жизни, и через богослужения, через причащение Святых Христовых Таин он приобщается к жизни вечной и к Царствию Небесному.
Сейчас мы будем совершать в соответствии с церковным уставом великое освящение воды. Это священнодействие совершается для того, чтобы вода, которую мы освящаем, получила благословение Божие, стала источником жизни и исцелений; чтобы мы в течение всего года, вплоть до следующего праздника Богоявления, могли ею пользоваться, принимать внутрь, окроплять свои жилища. И через эту святую воду нам будет передаваться благословение Божие.
Помолимся, чтобы Святой Дух, как Он только что сошел на хлеб и вино и претворил их в Тело и Кровь Христа, так же сошел на воды и сделал их великой святыней, которая будет помогать нам на христианском пути и служить во исцеление души и тела. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС