Митрополит Иларион: Через причащение Святых Христовых Таин Господь дает нам возможность питаться Божественной благодатью
21 октября 2018 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, памяти святых отцов VII Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), клирики храма.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
За Божественной литургией владыка Иларион совершил диаконскую хиротонию старшего иподиакона и референта председателя ОВЦС Александра Ершова.
По окончании богослужения архипастырь обратился к молившимся в храме со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы в городе Наине. Об этом повествует святой евангелист Лука. Когда Иисус в сопровождении Своих учеников и большой толпы народа подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери – вдовы. Господь Иисус Христос остановил эту процессию, прикоснулся к одру умершего, и тот воскрес из мертвых.
Конечно, Господь совершил это чудо, ибо сжалился над вдовой, потерявшей своего единственного сына. Но Христос воскресил этого юношу еще и потому, что Он – Бог мертвых и живых, и для Бога все живы. И этим воскрешением, так же, как и воскрешением девочки, о которой рассказывают три евангелиста – Матфей, Марк и Лука, – и воскрешением Лазаря, о котором рассказывает евангелист Иоанн, Господь показывает нам, что жизнь человека находится в руках Божиих и не заканчивается смертью. Бог является подателем не только жизни материальной и физической, но, прежде всего, и той жизни, которая будет продолжаться для нас после смерти, когда наша душа разлучится с телом.
Господь Иисус Христос воскрешал умерших, но все они, рано или поздно, все равно покинули этот мир: так случалось с Лазарем Четверодневным, и его гробница до сего дня известна и почитаема верующими острова Кипр; так случилось с сыном Наинской вдовы, так случилось и с той девочкой, которую Господь воскресил. Все они потом перешли в другую жизнь. Но Господь сказал сестре умершего Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11. 25), а на Тайной вечере Он сказал Своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Эти слова являются для нас путеводными, потому что человек, который прививается ко Христу, как ветвь прививается к стволу, от Него Самого начинает черпать животворные соки, которые делают его бессмертным и являются для него залогом жизни вечной.
Источником жизни вечной для нас является, прежде всего, Таинство Святого причащения, когда мы внутрь себя принимаем Тело и Кровь Спасителя. Святые Тайны живут в нас и действуют, оживотворяя и обоготворяя наше человеческое естество: Тело Христово и Его Святая Кровь пропитывают клетки нашей плоти. И тем не менее плоть наша все равно умрет, но останется душа, которая предстанет на суд Божий. Этот суд будет для нас определяющим, он окончательно решит нашу участь либо в сторону Царствия Небесного, либо в сторону погибели вечной.
Какова будет наша участь на Страшном суде, зависит от нашей земной жизни. Если мы здесь на земле живем в присутствии Божием, молимся Господу и соединяемся с Ним через Таинство Святого причащения, исповедуем свои грехи, работаем над собой, тогда у нас есть надежда на то, что после смерти физической мы перейдем в вечную жизнь, где будем пребывать с Богом. Но если мы на этой земле живем не с Богом, а в угоду своим человеческим страстям, если не ощущаем присутствие Божие в своей жизни, причащаемся Святых Христовых Таин, но при этом не чувствуем, что носим в себе Самого Христа, если мы слышим заповеди Божии, но не исполняем их, тогда смерть и следующий за ней неизбежный для всех Страшный суд станут для нас приговором, который окончательно подведет черту под тем, что мы делали в земной жизни.
Господь призвал нас в Церковь, и Он дает нам возможность питаться Божественной благодатью через причастие Святых Христовых Таин, чтобы мы подготовили себя к жизни вечной, чтобы вошли в нее соединенными с Богом, верными Ему и ожидающими встречи с Ним.
Эта встреча, которая ждет нас за порогом смерти, начинается уже в этой жизни. И если мы на своем жизненном пути встретили Христа, если мы полюбили Его, живя в нашем земном теле, если научились следовать Его заповедям и сверять свою жизнь с Евангелием, то и в будущей жизни мы будем жить с Богом.
Всякий раз, когда мы приходим в храм Божий или когда становимся дома на молитву, будем просить Господа Иисуса Христа, чтобы Он искоренил из нашего человеческого естества все страстное и греховное, чтобы уже в земной жизни нам приобщиться к жизни вечной, в которой царствует Сам Господь Иисус Христос. Аминь».
Митрополит Иларион также сердечно поздравил диакона Александра Ершова с состоявшимся рукоположением и, в частности, сказал:
«Ты, дорогой отец Александр, знаком мне давно, с детского возраста. Я имел возможность наблюдать за твоим становлением, развитием. На протяжении многих лет ты являешься моим старшим иподиаконом, помогаешь мне в Отделе внешних церковных связей.
Сегодня Господь призвал тебя на новое служение. Это служение диаконское, которое в Церкви связывается с ангельским служением. Диакон – это человек, который имеет право полноценно участвовать в совершении Божественной литургии, он, как и священник, прикасается к святому престолу, причащается в алтаре, принимает в руки Тело Христово. Диакон служит Святым Христовым Тайнам, но на него не возлагается пастырская ответственность. Диаконское служение является прекрасной подготовкой к служению священническому, но оно ценно и само по себе, ибо человек, призванный на это служение, становится в чине ангелов и имеет возможность участвовать в Божественной литургии, помогать священнику или архиерею в ее совершении, приобщаясь к Царствию Небесному, к которому мы прикасаемся всякий раз, когда совершаем Литургию.
Во время малого входа читается молитва, в которой священник просит, чтобы вместе с ним и его сослужителями в храм вошли ангелы: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти». Когда мы слышим Херувимскую песнь и произносим ее в алтаре, слова эти означают, что мы, подражая херувимам, предстоим перед престолом Божиим. И всякий раз, когда мы собираемся вокруг святого престола, мы ощущаем участие святых ангелов в Божественной литургии. А земным представителем этого ангельского воинства является диакон, который в богослужении исполняет особую роль, ибо именно он призывает верующих к молитве».
Владыка пожелал новорукоположенному диакону Александру совершать возложенное на него служение «благоговейно, с любовью к святому алтарю, к престолу Божию и Святым Христовым Тайнам».
Затем митрополит Иларион сообщил всем присутствующим о принятом Священным Синодом Русской Православной Церкви решении о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом:
«Решением Священного Синода Русская Православная Церковь была вынуждена разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Это было связано с разбойничьими решениями, которые принял Константинопольский Патриархат, когда в одностороннем порядке, без консультаций с Русской Церковью снял анафему с раскольника Филарета (Денисенко) и объявил о своем намерении предоставить автокефалию некой украинской церкви. Но, как мы знаем, каноническая Украинская Церковь Московского Патриархата ни о какой автокефалии не просила, и автокефалию она не примет, потому что верующие этой Церкви в своем абсолютном большинстве хотят остаться членами единой Русской Церкви.
Разбойнические действия Константинополя, беззаконные и антиканонические, вынудили нас принять решение о приостановлении евхаристического общения. На практике это означает, что мы, священнослужители, не будем впредь сослужить с иерархами и священниками Константинопольского Патриархата. Миряне больше не смогут причащаться в храмах Константинопольского Патриархата, в том числе и на Святой Горе Афон.
Мы будем молиться о том, чтобы Господь вразумил Константинопольского Патриарха, ставшего на путь раскола, но до тех пор, пока это не случится, разрыв общения будет сохраняться.
В истории Церкви уже были подобные случаи. Например, в V веке Константинопольский Патриарх Несторий стал проповедовать ересь. Тогда архиереи собрались и низложили Нестория. Был случай и в XV веке, когда Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом. Именно тогда в Москве без благословения Константинопольского Патриарха, ибо он находился в расколе, избрали самостоятельно митрополита. С этого момента ведет свое бытие автокефальная Русская Церковь, к которой мы все принадлежим.
Сегодня Константинопольский Патриарх тоже оказался в расколе, ибо признал раскольника Филарета (Денисенко), который вчера заявил о том, что он теперь, оказывается, является священноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской лавр. И я не удивлюсь, если он себя объявит также священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, и, может быть, настоятелем нашего святого храма. И с таким человеком решил себя ассоциировать Константинопольский Патриарх.
Мы со скорбью приняли это решение, но в то же время со спокойной совестью, ибо никакого иного решения в этой ситуации мы принять не могли.
Будем молиться о том, чтобы Господь сохранил единой нашу святую Православную Церковь и чтобы вразумил впавшего в раскол Константинопольского Патриарха».
Служба коммуникации ОВЦС