Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий
10-11 октября 2018 года в Астане (Казахстан) состоялся VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий, посвященный теме «Религиозные лидеры за безопасный мир». В первый день встречи прозвучало выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона.
Уважаемый Нурсултан Абишевич, Ваше Блаженство, Ваши Преосвященства, уважаемые организаторы и участники Съезда!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в столице Казахстана Астане, где уже в шестой раз проходит Съезд лидеров мировых и традиционных религий, являющийся уникальной площадкой для межрелигиозного диалога.
Начиная с 2003 года, заседания Съезда проходят на регулярной основе и собирают видных религиозных деятелей со всего мира. Хотел бы выразить благодарность за эту важную инициативу Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Благодаря его активной позиции Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане приобрел статус одного из крупнейших международных форумов для обсуждения актуальных проблем современности.
Укрепление мира между религиями, государствами и людьми стало главной темой форума. В наши дни эта тема на фоне тревожных вестей «о войнах и о военных слухах» (Мф. 24. 1) становится все более актуальной. Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5. 9). Из этого следует, что верующие должны не отстраняться от существующих в мире проблем, а занимать деятельную позицию, помогать созиданию мира, участвовать во врачевании конфликтов, проповедовать такие добродетели, как сострадание, милосердие и любовь к ближним.
Для Русской Православной Церкви миротворчество является одним из основных направлений сотрудничества с представителями других религий. В современном мире межрелигиозный диалог особенно востребован как на региональном, так и на международном уровнях.
Как показывает практика диалога традиционных религий, наши позиции близки по многим вопросам общественной жизни, что позволяет нам сотрудничать по разным направлениям. В последние десятилетия в повестку межрелигиозных отношений прочно вошла проблема распространения экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами. Эта проблема является одним из основных вызовов для всего мирового сообщества. Ведь сегодня уже трудно найти страну, которая бы так или иначе не пострадала от терроризма.
Терроризм может представать в разных обличьях, видах, проявляться в различных местах, но суть его остается неизменной: от действий террористов гибнут и страдают невинные люди. Цинизм заказчиков и исполнителей террористических актов говорит о том, что они не готовы соблюдать фундаментальные права человека – право на жизнь, права на свободу вероисповедания и достоинство личности. Поэтому государства вынуждены организовывать бескомпромиссную борьбу с терроризмом, чтобы обезопасить своих граждан.
Нередко можно услышать мнение, что распространению терроризма и экстремизма способствуют такие факторы, как экономическая и политическая маргинализация отдельных слоев общества или целых стран. Это ведет к недостатку образования и, следовательно, к отсутствию критериев оценки идей, предлагаемых экстремистскими вербовщиками. Однако при более пристальном взгляде на эту проблему становится очевидно, что большую долю ответственности за это несут политические деятели, а нередко – и целые государства.
Когда одни страны начинают вмешиваться под разными предлогами во внутренние дела других, это порождает беспорядок и войны. Рушится экономическая, социальная и академическая инфраструктура целых государств, что влечет за собой безработицу, отсутствие образования. В конечном итоге такое общество становится поставщиком будущих террористов, ибо человека очень легко прельстить посулами быстрого заработка или пропагандой экстремистских идей.
В современных дебатах об истоках экстремизма и терроризма часто можно услышать такие термины, как «религиозный терроризм» или «исламский терроризм». Мы действительно слышим из уст террористов религиозные лозунги или вырванные из контекста отрывки священных писаний. Русская Православная Церковь последовательно выступает против отождествления терроризма и религии.
Насилие как явление противоречит религиозному учению. Религия учит любви, добру, миру, милосердию, состраданию, прощению и не может призывать к насилию, убийству и жестокости. Террористы могут облекаться в религиозные одежды, но от этого не перестанут быть слугами сатаны.
Перед религиозными общинами стоит чрезвычайно важная задача – оградить верующих, особенно молодежь, от деструктивного влияния радикалов. Действенным средством профилактики экстремизма и терроризма может стать развитие религиозного образования, просвещение в вопросах религии. В России мы активно развиваем теологическое образование и науку, в том числе в области изучения феномена терроризма. Приглашаем к сотрудничеству всех неравнодушных.
С этой трибуны я хотел бы призвать всех неравнодушных к сплочению усилий для послевоенного восстановления Сирии и Ирака. Эти страны, хранительницы древнейшего религиозного и культурного наследия, сильнее всего пострадали от действий террористов: разрушены сотни храмов и мечетей, тысячи людей лишены крова и пропитания, уничтожены больницы и школы. Миллионы мирных жителей бежали в соседние Ливан, Иорданию и Турцию. И для того, чтобы они смогли вернуться в свои родные страны, им нужны гарантии безопасности, рабочие места, социальная инфраструктура.
В завершение своего выступления я хотел бы вновь призвать к объединению сил религиозных лидеров, политического и научного сообществ в совместном противостоянии пагубным явлениям современности. Уверен, наш конструктивный диалог станет лучшим ответом на брошенный террористами вызов, если будет осуществляться «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1.10).