Print This Post

16 сентября 2018 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября 2018 года (журнал № 70) на сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй»;

«Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй».

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о талантах. Мы хорошо знаем эту притчу, в ней рассказывается о том, как один господин, отправляясь в далекую страну, призвал своих слуг и поручил им свое имение. Одному слуге он дал пять талантов, другому – два, а третьему – один.

Мы знаем, что в древности талантом именовалась мера веса, которой мерили ценные металлы, например, серебро, и один талант серебра – мера веса немалая. Для чего же господин дал своим слугам эти таланты? Для того, чтобы те пустили их в оборот, и за время отсутствия своего хозяина умножили его богатство.

Когда же по прошествии долгого времени господин вернулся, то слуга, которому было вручено пять талантов, вернул их, а вместе с ними отдал еще пять, которые он при их помощи заработал. Точно так же поступил и тот, который имел два таланта – вернул не два, а четыре. А слуга, у которого был один талант, как оказалось, не стал с ним ничего делать и просто закопал в землю. И когда господин вернулся, этот слуга ему сказал: «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле» (Мф. 24. 24-25).

Смысл этой притчи мы можем перенести на реальности современной жизни.

Есть люди, которые предпочитают свои деньги спрятать, – кто-то в сейфе, кто-то еще где-то, – чтобы они не пропали. Но деньги сегодня имеют одну стоимость, завтра — другую, а послезавтра могут и вовсе обесцениться. Такое случалось не раз. Люди моего поколения, люди старшего поколения хорошо помнят, как накопления внезапно девальвировались в течение одного вторника или в течение одной недели. И все, что человек накопил за долгие годы своим трудом, вдруг обесценивалось, потому что падал курс рубля или происходили экономические потрясения, и люди в одночасье лишались всего, что имели. Такие случаи приводили даже к самоубийствам, ибо некоторые не могли пережить потерю своего накопленного богатства.

Умные люди, как говорят финансисты, свои средства во что-нибудь вкладывают. Кто-то хранит деньги в банке и получает проценты, но, как мы видим, банк – это не вполне надежное учреждение, сегодня банк есть, а завтра его нет. Сегодня вы держите свои деньги в банке, а завтра его санируют и оказывается, что ваши деньги ничего не стоят, их вам даже не возвращают. Кто-то вкладывает свои деньги в акции компаний, но одни компании растут, а другие схлопываются. То есть нет твердой уверенности в том, что если человек вложит куда-то свои финансы, его деньги сохранятся, а, может, еще и принесут доход. Только тот, кто пользуется услугами профессиональных финансистов и получает от них советы, куда вкладывать свои деньги, может (да и то не всегда) не только сохранить свои сбережения, но и приумножить.

Если же всю эту ситуацию перенести в область духовной жизни, о чем же нам может рассказать эта притча? Притча учит нас, что у каждого человека есть некий запас, который он получил от Бога, – то, что мы называем талантами не в буквальном, а в переносном смысле. Потому что с тех пор, как притча о талантах была произнесена, под словом «талант» подразумеваются способности и возможности, которые Господь дает человеку.

У каждого человека есть свои таланты. У кого-то их пять, у кого-то два, у кого-то один, но нет такого человека, которого Господь не наградил бы чем-либо. А дальше возникает вопрос, как человек использует эти таланты, на что он их тратит. Если человек зарывает в землю свой талант, то он не реализовывает свои способности. Этот человек, не отвечает на Божий призыв вкладывать способности, данные ему Господом, в добрые дела ради блага окружающих людей, – во все то, что Господь называет богатством нетленным, которое пребывает с человеком во веки.

В жизни мы видим немало случаев, когда человек с хорошими данными, которому Бог дал большие возможности, не хочет трудиться, и тем самым зарывает свой талант в землю. И напротив, люди, порой с очень скромными способностями, благодаря труду, используют их на 100, 200 и даже на 1000 процентов, достигая невероятных результатов. И в итоге, их скромные таланты приносят большие плоды, от которых питаются многие люди.

В духовной жизни дело обстоит точно так же. У каждого человека есть разные, так сказать, стартовые позиции, но только от него самого зависит, как он использует возможности, данные ему Богом. Господь каждый день дает нам возможность творить добро и быть Его учениками не только на словах, но и всем образом жизни проповедовать Христа, умершего за нас, распятого и воскресшего в третий день. Если человек живет именно так, то он не зарывает свой талант в землю. И мы должны каждый день себя спрашивать: «Что я сегодня сделал для Божьего дела? Не пропал ли этот день даром?» Чтобы не уподобиться человеку, которому Господь сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов <…>, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25. 28-30).

Мы должны помнить, что на этой земле каждому из нас отмерен определенный срок. Причем мы не знаем, какой это срок. Это может быть как достаточно долгий срок по человеческим меркам, так и очень короткий. Господь не предупредил, когда заберет нас из этой жизни. Но этот временной промежуток Он дал нам именно для того, чтобы мы свои таланты пускали в оборот, отдавали их в рост, чтобы они приносили плоды. И чтобы в страшный день суда мы услышали от Господа те же слова, что сказал Он двум рабам, употребившим свои таланты в дело: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25. 29).

Будем верными Господу в малом, и Бог над многими нас поставит. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС