Митрополит Иларион: Смерть Христа имеет прямое отношение к нашей собственной жизни и смерти
6 апреля 2018 года, в Великую пятницу, когда Церковь совершает воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке вечерню с выносом Плащаницы Спасителя. Архипастырю сослужили клирики храма.
После выноса Плащаницы митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В этом году Великая Суббота совпала с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. На богослужениях этого дня мы слышим и песнопения, посвященные Благовещению, и молитвы и песнопения, посвященные погребению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сейчас перед Плащаницей Господа Спасителя мы прочитали канон «На плач Пресвятой Богородицы», в котором говорится о страданиях Пречистой Девы, ибо она стояла при Кресте Господнем, была свидетельницей Его страшных мучений. Она видела, как умирал Тот, Кто был обещан Ей как Спаситель мира; Тот, Который родился от Нее неизреченным и чудесным образом; Тот, о Ком возвестил Ей ангел, и о Ком старец Симеон сказал ей: «Оружие пройдет душу Твою», то есть меч пронзит твое сердце. Все, что предсказал старец после рождения Спасителя, совершилось на глазах Его Пречистой Матери после того, как Христос был предан на распятие и умер на Ее глазах в ужасных мучениях.
Мы сегодня предстоим перед Плащаницей Спасителя, вспоминаем все эти страшные события и прославляем Господа Иисуса Христа. Мы совершим продолжительный и торжественный чин погребения Спасителя, будем обносить Его Плащаницу вокруг храма, возносить благоухания перед Его Гробом.
Но то погребение, которое описывается в Евангелии, было совсем другим – ни величественным, ни торжественным. Израненное, окровавленное тело Господа Иисуса Христа было снято с Креста римскими воинами и отдано Иосифу Аримафейскому, который обвил тело погребальными плащаницами и положил в принадлежавшем ему новом гробе.
Это сейчас существует обычай, когда человека не хоронят сразу после кончины, а дают возможность родственникам с ним попрощаться. Если почивший был верующим, совершают его отпевание в храме и на третий день торжественно несут на кладбище, чтобы предать тело земле. Люди, которые пережили смерть своих близких, знают, что когда человек умирает, чувство расставания с ним наступает не сразу. Во-первых, его тело продолжает оставаться с людьми, во-вторых, они заботятся о том, чтобы достойно похоронить умершего, и эти заботы как бы отвлекают их от мыслей о том, что человек ушел. До тех пор, пока тело находится здесь, на земле, люди все еще ощущают присутствие этого человека. И когда на третий день храме совершается отпевание, присутствующие чувствуют, что он находится рядом, молятся о нем, просят у Бога прощения его грехов и затем провожают в путь всея земли.
Когда же произошло погребение, и землей покрыто умершее тело человека, лежащее во гробе, когда закончились поминки, тогда-то и наступает для близких почившего ощущение пустоты и подлинной утраты, потому что теперь нет рядом даже его гроба, и остаются только воспоминания в сердцах людей. Все, кто перенес такую утрату, знают, насколько мучительно это переживание, особенно в первые дни и первые часы, а для кого-то – в первые месяцы и годы после смерти близкого. Со временем, может быть, эта боль притупляется, а бывает так, что она не притупляется никогда: человек так и живет с этой болью и с ней уходит в иной мир.
Мы можем себе представить, что испытывали женщины, которые стояли при Кресте Иисуса, что испытывали ученики, разбежавшиеся в страхе и растерянные, и что испытывала, видя Своего Сына умирающим на Кресте, Пречистая и Пресвятая Богородица. Какие муки и душевные терзания Она пережила, когда видела, как Его израненное тело снимали с Креста, как какие-то чужие люди, не принадлежавшие к общине двенадцати учеников, пришли и в своем гробе похоронили Иисуса. Как на земле у Христа не было Своего дома, так и не было предназначенной для Него гробницы.
Вспомним, как это обычно происходит: как правило, люди заранее заботятся о том, где их похоронят, у многих бывают фамильные захоронения, где лежат их родители, бабушки и дедушки и где они надеются упокоиться вместе со своими родными. А здесь ничего такого не было. Для Человека, Который родился в хлеву и был положен в ясли для скота, потому что Его Матери и нареченному отцу не нашлось место в гостинице, для Человека, Который проповедовал, переходя из города в город и не имея собственного дома, для Человека, Который о Себе говорил, что «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу» (Мф. 8. 20), – для Него не было заготовлено никакого фамильного склепа, никакого специального места для погребения. Просто нашелся человек, один из членов Синедриона, который, как говорит евангелист Иоанн, не участвовал в совещании против Иисуса, – он предоставил в своем склепе место, чтобы там погребли Господа Спасителя.
Погребали Его с поспешностью. Во-первых, потому что наступала суббота, и по заповеди Божией все должны были в этот день оставаться в покое, а значит, следовало торопиться, чтоб завершить эти погребальные «формальности», как бы сейчас сказали, как можно скорее. И, кроме того, по существовавшему обычаю не принято было ждать ни день, ни два, ни три – человека погребали сразу после того, как он умер. Тело Спасителя положили в гробницу, был привален камень к двери Гроба и, как говорит евангелист, в субботу все участвовавшие в погребении, все свидетели смерти Господа Спасителя «остались в покое по заповеди» (Лк. 23. 56).
Но мы можем только представлять, что это был за «покой», можем предположить, какие чувства обуревали всех этих женщин и мужчин – людей, которые привязались к Иисусу за время Его земной жизни и теперь, как им казалось, потеряли Его раз и навсегда. Да, конечно, они могли вспомнить, как Он предсказывал, что воскреснет из мертвых, но насколько вероятным могло казаться такое событие? Ведь мы знаем из Евангелия, что даже после того, как Господь Иисус Христос воскрес и не один, не два, а много раз явился ученикам, все еще среди них, Его ближайших учеников, оставались сомневающиеся – так трудно им было поверить, что возможно возвращение из того мира, что человек, умерший и пролежавший какое-то время в погребальной пещере, может вдруг из нее выйти. Но такое чудо Господь совершил. В Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна рассказывается о том, как Христос трижды воскрешал мертвых, и все-таки поверить в то, что Он Сам воскреснет, наверное, никто не мог.
Мы сейчас предстоим перед Гробом Господа Спасителя, зная о том, что Он был погребен и на третий день воскрес из мертвых, поэтому не испытываем тех чувств, которые охватили людей, предстоявших перед Крестом Христовым. Мы испытываем другие чувства – прежде всего, чувство благодарности Богу, потому что понимаем, что Господь умер на Кресте, дабы спасти каждого из нас, что Его смерть имеет прямое отношение к нашей собственной жизни и к нашей собственной смерти. Мы понимаем, что когда придет время умирать, мы не будем отходить в иной мир в отчаянии, без надежды, с ощущением того, что жизнь закончилась. Мы будем отходить с надеждой на то, что в ином мире встретим Самого Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и тех святых, которым молились в течение своей земной жизни, а также сродников, которые перешли в иной мир до нас.
Все это возможно для нас благодаря тому, что Господь Иисус Христос умер на Кресте. И соучастницей дела спасения была Пресвятая Богородица, Которая, когда Ангел явился и возвестил, что от Нее сверхъестественным образом родится Сын, ответила: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1. 38). С тем же смирением Она принимала все последующие события, начиная от самых ранних дней земной жизни Иисуса Христа и кончая Его последними днями и часами, свидетельницей которых Матерь Божия стала. Сегодня, поклоняясь Плащанице Господа Спасителя, мы одновременно прославляем и Его Пречистую Мать, потому что знаем, что и Она участвовала этом подвиге спасения; и Она, хотя не была распята на Кресте, в буквальном смысле пережила те же самые муки, о чем Ей предсказал старец Симеон; и как Господь Иисус Христос был увенчан славой после Своего воскресения, была увенчана и Она. И сегодня Пресвятая Богородица предстоит рядом с Господом и молится за всех нас пред Его Престолом.
С этими мыслями и чувствами будем поклоняться Плащанице Господа Иисуса Христа, целовать лежащее на нем святое Евангелие, из которого мы узнали о домостроительстве нашего спасения. Будем вместе с Господом нашим прославлять и Его Пречистую Матерь, нашу Небесную Заступницу и Молитвенницу. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС