Print This Post

4 апреля 2018 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великую среду Церковь вспоминает вечерю в Вифании, на которой женщина пришла и возлила миро; по одним свидетельствам, на голову Иисуса, а по другим свидетельствам – на Его ноги. В богослужебных текстах Православной Церкви эта женщина отождествляется с той женщиной-грешницей, которая в доме Симона фарисея помазала ноги Спасителя, омывая их своими слезами и отирая своими волосами. Но вечеря в Вифании и посещение дома Симона фарисея – это, по-видимому, два разных события, и две разные женщины, как говорит святой Иоанн Златоуст в своих толкованиях, приступали в разное время к Иисусу с драгоценным сосудом мира.

Когда Иисус был на вечере в Вифании, то женщина с алавастровым сосудом приступила к Нему и возлила миро. Но при этом она, по свидетельству евангелиста Марка, не просто вынула пробку, но разбила этот сосуд для того, чтобы как можно скорее излить миро на главу Спасителя. Увидев это, ученики Христа вознегодовали и говорили: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 9).

Святой евангелист Иоанн называет ученика, озвучившего эти мысли: им был Иуда предатель. Очевидно, что к этому моменту план предательства уже созрел в его непутевой голове, и все события, происходившие вокруг Спасителя, воспринимались им через призму внутреннего недовольства, негодования и протеста против всего, что он видел своими глазами. И когда другие ученики, не понимая еще, какие страшные события ожидают их Учителя и их самих, следовали за Христом, Иуда в своем сердце уже сформировал план предательства. Решив отойти от этого Человека, от Его учеников, он воспользовался недовольством первосвященников, книжников, всей религиозно-политической элиты израильского народа для того, чтобы предать Иисуса в руки людей, которые, ненавидя Его, на протяжении долгого времени вынашивали план Его убийства.

Как такое произошло? И почему некая женщина, о которой мы ничего не знаем, пришла и возлила миро на Иисуса, тем самым как бы приготовив Его к погребению? Ведь миро – это благовонный состав, который используется при погребении. Как получилось, что один из двенадцати учеников, которых Господь Сам избрал, дал силу чудотворения, власть над нечистыми духами, предал Спасителя?

Ответ на этот вопрос святые Отцы ищут в учении о свободной воле человека. Каждый человек свободен в своем выборе между добром и злом, между светом и тьмой, между правдой и неправдой. Бог показывает каждому человеку, где добро, свет и правда. Путь к правде, путь к Царству Небесному Господь открывает каждому, но не всякий желает вслушаться в голос Божий, и не каждый откликается на Его зов. Ведь даже тогда, когда Господь Иисус Христос проповедовал и совершал чудеса, одни, оставив все, шли за таинственным Учителем, ибо их привлекала Его духовная сила, а другие в это же время возгревали в себе ненависть к Нему и вынашивали план Его убийства.

В Великую среду мы вплотную подходим к событию, которое предшествовало аресту Иисуса, – к Тайной вечере. Мы вспоминаем вечерю в Вифании и готовим себя к участию в завтрашнем богослужении Великого четверга, когда мы будем вспоминать Тайную вечерю, которую совершил Спаситель со Своими учениками. И опять в евангельском сюжете мы услышим об Иуде, о том, как он вместе с другими учениками участвовал в этой Тайной вечере.

Мы точно не знаем, успел ли Иуда вкусить от Тела и Крови Христовых. По одним толкованиям святых Отцов он успел стать причастником Тела и Крови Спасителя, а по другим толкованиям – нет. Но святая Церковь в своих молитвах и песнопениях утверждает, что и Иуда стал причастником Тайной вечери, с которой он ушел уже после того, как принял в себя Тело Христово под видом хлеба и Кровь Христову под видом вина. А это означает, что и он, как и другие ученики, причастился Тела и Крови Христовых. Только для них это причастие стало залогом жизни вечной, а для него — в суд и осуждение.

События последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа мы не можем не проецировать на собственную жизнь. Мы не можем не спросить себя, где бы мы оказались и как бы себя повели, будь на тот момент рядом с Иисусом? Последовали бы мы за Ним на Голгофу? Или же разбежались в страхе, как и Его ученики? Или же отреклись от Него, подобно Петру? Или предали Его, как Иуда? И, тем не менее, каждый из нас, взирая на эти примеры, говорит о себе, что он бы остался со Спасителем.

Но ведь точно так же говорил и Петр своему Учителю: если и все отрекутся, я не отрекусь. А случилось обратное: все не отреклись, а он отрекся. Почему же так получилось? Да потому, что Петр надеялся на свои силы, не задумываясь о последствиях своих слов, и в тот момент, когда его стали допрашивать, он испугался точно так же, как испугался однажды, когда шел по воде навстречу Иисусу. Первоначальное движение было правильным, но потом сопутствующие обстоятельства склонили его к действиям, которые и привели к отрицательному результату.

Но, как говорят нам евангелисты, Петр оплакал свой грех отречения. И этот грех он искупил всем последующим подвигом своей жизни. А Иуда, хотя и раскаялся в содеянном и вернул сребренники первосвященникам, не сделал ничего для того, чтобы прийти к Спасителю, вернуться в общину учеников и принести покаяние. Напротив, он избрал самое худшее, что можно было избрать в такой ситуации, – наложил на себя руки, то есть лишил себя покаяния и возможности спасения.

Этот страшный пример показывает нам, что судьба человека в значительной мере зависит от него же самого. Господь в той или иной степени приближает к Себе каждого человека, и каждому Бог открывает Себя. Но человек может закрыться от Бога, закрыть от Него свое сердце. Он может сказать: нет, я не хочу идти по тому пути, по которому Ты зовешь меня следовать. И он может поступить так же, как поступил Иуда. Ведь неслучайно неверующие, нецерковные люди, которые не верят в перспективу вечной жизни за гробом, когда наступают трудности, разочарования, помышляют наложить на себя руки. И ведь достаточно много людей совершает этот страшный грех, лишая самих себя вечного спасения.

Выбор, который сделал Иуда, был ошибочным и страшным. И именно поэтому все четыре евангелиста сочли необходимым рассказать об этом, чтобы перед нашими глазами остался страшный пример, благодаря которому мы бы понимали, что каждый человек может ошибиться, пасть, согрешить, но для каждого ошибающегося, падающего и согрешающего есть лекарство покаяния. Именно так поступил Петр, и именное так принесла покаяние женщина-грешница. И все те, кто обратились к Спасителю, в том числе и разбойник на кресте, и римский сотник, который уверовал, – все они получили спасение и вечную жизнь.

Неслучайно на алтарных дверях во многих храмах мы видим изображение благоразумного разбойника. И неслучайно на иконах во многих храмах, в том числе и в нашем святом храме, изображен Лонгин сотник – человек, который был далек от Единого Истинного Бога, не был членом общины учеников Христовых, не был даже представителем израильского народа, и впервые увидел Иисуса, когда Спаситель был уже на кресте. И ему, римскому воину, Господь вдруг открывает, что умиравший на его глазах Человек – Сын Божий. И сотник уверовал в Него.

Будем в дни Страстной седмицы вслушиваться в евангельские чтения, чтобы каждый из нас мог пережить события последних дней земной жизни Господа Спасителя. И будем просить помощи у Господа в том, чтобы всегда оставаться Его верными чадами, следовать по пути покаяния, по пути ведущему в Царство Небесное. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС