Митрополит Иларион: Человек – это не марионетка в руках Бога
10 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Добрый день, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, Вы присутствовали на обращении Президента Владимира Путина к Федеральному Собранию. Это не первое обращение, которое Вы слышали от главы государства. Какие Ваши впечатления? Какие тезисы произвели наибольшее впечатление? Как Вам вторая часть этого обращения, связанная с военной мощью нашей страны, с нашим вооружением?
Митрополит Иларион: Средства массовой информации, прежде всего, сконцентрировались на второй части обращения, которая в значительной степени была адресована международному сообществу и, прежде всего, Соединенным Штатам Америки. Президент очень ясно говорил о том, кто несет ответственность за новый виток гонки вооружений.
Но как представитель Церкви я хотел бы обратить внимание на первую половину доклада Президента, которая была адресована, прежде всего, гражданам нашей страны и была социально ориентирована, то есть Президент поставил перед страной и перед будущим правительством очень четкие и амбициозные цели.
Одна из таких целей, которая была озвучена, – чтобы к 2020 году темпы роста экономики России опережали мировые. Это, действительно, очень сложная задача, потому что она требует мобилизации не только финансовых ресурсов, но и человеческого капитала, о котором Президент много говорил в своей речи. Это касается и демографической темы, и поддержки семьи, и поддержки бизнеса. Президент много говорил о том, что те люди, которые занимаются самостоятельным бизнесом, должны иметь надлежащие условия для развития этого бизнеса. Президент коснулся и темы пенсионеров. Одним словом, первая часть доклада, на мой взгляд, должна открыть новую страницу в истории нашего государства, если то, что Президент сказал, будет воплощаться в жизнь.
Е. Грачева: По Вашему мнению, в настоящий момент во внутренней политике нашей страны нет перегибов, скажем, в сторону усиления нашей оборонной мощи, нашего вооружения? То есть Вы довольны тем, как распределены приоритеты?
Митрополит Иларион: Я думаю, что очень важно, чтобы экономическая и финансовая стратегия государства была сбалансированной, чтобы не было крена ни в одну, ни в другую сторону. Очень важно, чтобы государство и то новое правительство, которое придет после выборов Президента, было ориентировано именно на людей, чтобы правительство прежде всего откликалось на нужды людей, учитывая их в своей стратегии, тактике и политике.
Е. Грачева: Без оружия не было бы и мирных побед. И когда братским народам не хватало своей оборонной мощи, подключалась Россия. Русь и помогала своим вооружением. Так, в частности, было в XIX веке, когда наша страна помогала в освобождении Болгарии от турецкого ига.
Патриарх Кирилл недавно посетил эту страну с визитом. Разочарование тем, что стали сейчас в Болгарии делить на национальности те народы, которые участвовали в освобождении страны — об этом Патриарх говорил на встрече с президентом Руменом Радевым. А как много стран сейчас, по мнению Патриарха, по мнению Русской Православной Церкви, склонны к переписыванию общей истории?
Митрополит Иларион: В той или иной степени это касается всех стран так называемого постсоветского пространства и всех стран бывшего Варшавского блока, которые сегодня почти единодушно вошли в военный блок НАТО. Как происходит это переписывание истории?
Если взять пример Болгарии, то еще несколько лет назад на торжествах по случаю очередной годовщины освобождения Болгарии от турецкого ига Россия не называлась вообще. А ведь на самом деле Россия объявила войну Турции, именно Россия освобождала Болгарию. И кому стоит памятник в самом центре Софии? Александру II Освободителю, русскому царю. Кто на каждой Литургии на Великом входе поминается за упокой? Александр II, царь Освободитель.
В составе русской армии были представители разных национальностей. Свой вклад в освобождение Болгарии от турецкого ига внесла Румыния. Но именно русская армия была главной силой, которая обеспечила эту победу. И когда множество собравшихся людей размахивали болгарскими и российскими флагами, приветствуя Болгарского и Московского Патриархов, то это вызвало очень положительные эмоции. Но когда вечером того же дня уже в самой Софии у памятника Александру II Освободителю происходило нечто, напоминающее военный парад, то там риторика была совсем другая. И там упоминались разные народы, разные государства, что и вызвало справедливую критику Патриарха, который в этом увидел тенденцию, свойственную сегодняшнему Европейскому Союзу. Тенденция эта как раз и заключается в том, чтобы замалчивать роль России в таких ключевых событиях европейской истории, как, например, освобождение Болгарии от османского ига.
Е. Грачева: При этом есть некое идеологическое противоречие, потому что при нежелании Восточной Европы разделять с нами общую историю, именно страны Восточной Европы считают Россию частью этой общей политической системы под названием «Европа». Согласно последнему опросу, проведенному в феврале, половина французов и британцев (65 и 52 процента) заявили, что по их мнению Россия – не европейская страна. В Германии с этим согласны 46 процентов. А в Польше 77 процентов населения считают, что Россия – это Европа. То есть, чем восточнее, тем выше процент. Чем Вы объясняете это идеологическое несоответствие?
Митрополит Иларион: Сегодня понятие Европы очень часто применяется исключительно к Европейскому Союзу. Россия не является членом Европейского Союза, и, насколько можно судить по тому, как развиваются события, не планирует в него вступать.
Но Европа – это не только Европейский Союз. Европа – это, прежде всего, культурная и духовная идентичность. И невозможно представить себе, например, европейское искусство без романов Достоевского и Толстого, без музыки Чайковского и Рахманинова, без того колоссального вклада, который Россия внесла именно в развитие европейской, а не азиатской культуры. И те люди, которые с этой культурой соприкасаются, понимают, что Россия является частью того культурного пространства, которое мы называем Европой.
Е. Грачева: Запад в последнее время все больше склонен замалчивать не только военные достижения нашей страны, но и спортивные победы. И тем не менее, Олимпиада в Пхенчхане сильно запомнится болельщикам всего мира. Для нашей страны – это, прежде всего, триумф в фигурном катании. Это, конечно, золотая медаль в хоккее. Патриарх Кирилл даже прокомментировал эту победу и назвал ее не иначе как чудом в хорошем смысле.
До чемпионата мира по футболу остается меньше ста дней. Что уж говорить, не так мы сильны в футболе, как в хоккее. Многие болельщики скептически иронизируют, что только с Божьей помощью и можно в этом чемпионате победить. Перед такими ответственными для страны мероприятиями, как Олимпиада, как чемпионат мира по футболу, Патриарх проводит какие-то, может быть, особые молебны?
Митрополит Иларион: Наши спортивные команды очень часто сопровождают священники. Священники находятся рядом с нашими спортсменами и когда они тренируются, и когда выходят на поле, и когда возвращаются с поля.
Это происходит не потому, что Церковь ввязывается в какую-то не свойственную ей тематику, а потому, что большинство наших спортсменов – люди верующие. Это очень ярко показали события последней Олимпиады. Когда наши спортсмены после выдающейся победы связались с Патриархом, и он их поздравил, они просили у него благословения. И даже те интервью, которые показывали по телеканалам с нашими спортсменами, в них очень часто звучало упоминание о Боге, о молитвах, то есть понятно, что наши спортсмены, по крайней мере, большинство из них – это люди верующие, и люди, которые воспринимают свой труд как служение своему Отечеству, и они просят у Бога помощи. И неслучайно по окончании Олимпиады Святейший Патриарх Кирилл отслужил благодарственный молебен, потому что наши спортсмены оказались в труднейших условиях, и несмотря на это, они с честью выдержали испытание.
Е. Грачева: Вспомнить даже Елену Исинбаеву, которая перед каждым своим заходом на прыжке, молилась и отстранялась от прессы, ни с кем не общалась.
Канадские спортсмены на этой Олимпиаде тоже удивили и дали повод для обсуждения СМИ. Они пели измененную версию своего гимна – гендерно нейтральную версию, где фраза «патриотизм – удел твоих сыновей» была сокращена до «наш удел». Казалось бы, это частный случай. Но нет. ФРГ идут еще дальше и делают на государственном уровне реверанс в сторону секс-меньшинств. Уполномоченная по вопросам равноправия полов ФРГ Кристинг Розе-Меринг призывает изменить текст гимна страны на гендерно нейтральный. Удивляют ли Вас такие новости относительно Германии или уже нет?
Митрополит Иларион: Я принадлежу к тому поколению, которое очень хорошо помнит, что такое влияние идеологии на развитие страны, на ее историософию, на нравственность, когда определенные идеологические предпосылки закладываются в качестве некой основы, а потом на этой основе создаются законы, правила, и под эту идеологию обязаны подстраиваться литературные произведения, киноискусство, и даже музыкальное искусство.
То же самое мы сейчас наблюдаем в Европейском Союзе. И всякий раз, когда я посещаю ту или иную европейскую страну, я в этом вновь и вновь убеждаюсь. То есть те идеологические штампы, которые сегодня доминируют в европейском сознании, которые навязываются через средства массовой информации, через разного рода пропаганду, основаны на конкретной идеологии. В своей основе эта идеология безбожная. Более того, на мой взгляд, эта идеология античеловеческая, потому что, например, то, что говорится сегодня в Европе о семье, о равноправии полов, подрывает основы человеческой жизни, подрывает такой основополагающий институт как семья, на котором жизнь человечества держалась на протяжении веков.
Е. Грачева: Нужно сказать, что есть и другие примеры. Например, премьер-министр Венгрии назвал христианство последней надеждой Европы. Как Вам кажется, могут ли страны бывшего соцлагеря объединиться в отстаивании традиционных ценностей и вообще объединиться на почве общей веры, христианства?
Митрополит Иларион: Я не думаю, что мы можем говорить о странах бывшего соцлагеря, потому что то, о чем говорит премьер Орбан – это как раз не идеология, а в хорошем смысле слова политический прагматизм. Это политик — один из немногих сейчас в Европе, кто хорошо понимает, к чему в долгосрочной перспективе приведет политика европейских государств, в том числе и миграционная политика. Это, по сути, является самоубийством для той Европы, которая как раз и созидалась как нечто единое на протяжении нескольких столетий.
Е. Грачева: В Инстаграме появился аккаунт, который называется день Патриарха. В нем обещают публиковать неформальные моменты из жизни и служения Предстоятеля Русской Православной Церкви. Если соцсеть Facebook в понимании многих – это больше общение и тексты, и не секрет, что многие из руководства Русской Православной Церкви активные пользователи таких соцсетей, то Инстраграм – это больше изображения, картинки. Для чего Церковь хочет, чтобы мы «подсматривали» за Патриархом?
Митрополит Иларион: Я не думаю, что кто-то будет подсматривать за Патриархом, но личность Патриарха вызывает большой интерес. Людям интересно, как Патриарх себя ведет в быту, как он, например, ходит на прогулки, разговаривает по телефону. Я не думаю, что всю жизнь Патриарха будут таким образом показывать, но, наверное, на этом аккаунте будут показывать какие-то моменты из его жизни.
Е. Грачева: Мы с Вами в программе часто говорим о новинках, скажем, в последних технологиях IT. Вы – активный пользователь этих систем. В целом Вы одобрительно относитесь к этому прогрессу. Я хочу Вас спросить: как Вы относитесь к таким приложениям, как, например, голосовой помощник от «Яндекса» «Алиса», который даже шутить умеет. Ее можно спросить о Боге, о религии. «Алиса, ты соблюдаешь пост?» – «Теперь да. А что?» – «Какую веру ты исповедуешь?» – «Лучше вам не знать». «Ты веришь в Бога?» – «Никого не хочу обидеть, но в Зевса и Аполлона не очень». Что Вы думаете о такой «компании» для пожилых и одиноких людей?
Митрополит Иларион: Я думаю, что такие приложения полезны только в том плане, если, например, человек заблудился и хочет узнать дорогу. Тогда этот голосовой помощник может его куда-то довести, то есть он может быть полезен как своего рода справочник. Но, думаю, будет неправильно, если вы начнете с таким роботом общаться так, как вы общаетесь с людьми, спрашивать о нравственных, религиозных вопросах, делиться своими чувствами, эмоциями, переживаниями.
Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Если Бог знает будущее, значит ли это, что наша судьба предопределена?
Митрополит Иларион: Нет, это не значит, что судьба предопределена, потому что одно дело Божественное всеведение, а другое дело – наша свободная воля.
Я приведу простой пример. Мама говорит своему сыну: если ты сегодня в холодный день пойдешь на улицу без шапки, ты простудишься. Мальчик не надевает шапку, возвращается домой простуженным. Что это – предвидение или предопределение? С одной стороны, мама знает хорошо своего сына, она знает, как он может поступить и знает, какие будут последствия, и она ему об этом говорит. С другой стороны, это в его власти надеть шапку или не надевать шапку, послушаться маму или нет.
Это простой житейский пример, но он иллюстрирует наши взаимоотношения с Богом. Бог предвидит, как мы можем поступить, но это не значит, что мы именно так должны поступить. Например, Иисус Христос предсказал апостолу Петру, что когда Он будет арестован, Петр от Него трижды отречется. Но это вовсе не значило, что Петр должен был отречься. Просто Иисус очень хорошо его знал. Он знал о его немощи, слабости, о том, как он отреагирует на события, которые будут происходить, но само действие зависело от самого Петра: он мог вспомнить о предсказании Иисуса и не отречься, но он все-таки отрекся.
Бог видит будущее как настоящее. Но это не значит, что наше будущее предопределено. Наша жизнь складывается из нескольких составляющих: одна – это воля Божия, другая – это наша человеческая воля. Если наша воля находится в гармонии с волей Божьей, то тогда все идет так, как Бог нам предначертал. А если наша воля вступает в противоречие или в конфликт с волей Божьей, тогда мы сами несем ответственность за последствия. Бог создал человека свободным. Человек – это не марионетка в руках Бога. Ничто не предопределено в жизни человека. Очень многое зависит от нас. Для того, чтобы узнать волю Божию, мы должны молиться, читать Евангелие, и в ситуации выбора каждый раз спрашивать себя: а как бы поступил на моем месте Иисус Христос?
Служба коммуникации ОВЦС