Митрополит Иларион: Для христианина именно Христос является Абсолютной Истиной
17 февраля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в России и в мире. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, недавно пришла новость о том, что Русская Православная Церковь готова активнее развивать диалог со старообрядцами в нашей стране. Означает ли это, что совместно могут быть предприняты шаги к восстановлению исторических памятников старообрядческих храмов, которые сейчас по большей части находятся в плачевном состоянии?
Митрополит Иларион: Диалог со старообрядчеством у Русской Православной Церкви развивается достаточно активно. Но надо сказать, что старообрядчество – явление не однородное. Есть старообрядцы, которые себя именуют беспоповцами, и у которых нет основных элементов Церкви, то есть нет иерархии, нет священства, нет Таинств. У них есть только Крещение, которое они совершают мирянским чином, и богослужение они тоже совершают мирянским чином.
Исторически сложилось так, что старообрядчество некоторое время после своего появления держалось на тех священниках, которые были рукоположены в канонической Церкви, но при этом желали сохранить старый обряд. Поэтому они откололись от Церкви. Когда эти священники умерли, возникло такое явление, как беглопоповство, то есть это священники, которые оставляли каноническую Церковь для того, чтобы служить в старообрядческих согласиях. Но потом оскудели и они. И тогда появилась беспоповская форма старообрядчества, которая существует по сей день.
Потом в одном из старообрядческих согласий была восстановлена иерархия за счет одного греческого архиерея, который рукоположил архиереев для старообрядцев. Именно с этого момента ведет свое начало белокриницкая иерархия. С этой белокриницкой иерархией, которую возглавляет митрополит Корнилий, у нас существует неофициальный диалог – обмен мнениями по разным вопросам. Иногда мы участвуем в совместных мероприятиях.
Думаю, это направление развивается достаточно хорошо. Кроме того, в лоне Русской Православной Церкви есть старообрядные приходы. Это так называемое единоверие, которое восходит к 1800 году, когда по инициативе российской императорской власти было разрешено внутри Русской Православной Церкви использовать старый обряд. Единоверие сейчас развивается тоже достаточно активно. Есть единоверческие приходы в целом ряде епархий. Есть Патриарший центр древнерусской духовной традиции в Москве, где проводятся курсы для духовенства Русской Церкви, служащего по старому обряду. Буквально несколько дней назад мы завершили в Общецерковной аспирантуре и докторантуре семинар для единоверческого духовенства. Я имел возможность лично пообщаться со многими священниками, которые служат по старому обряду.
Что касается практики совместного восстановления храмов, то до сего дня такой практики не было. Однако в некоторых случаях мы оказываем содействие старообрядцам в восстановлении их храмов, когда, например, возникают какие-то препятствия на уровне местной власти.
Е. Грачева: Владыка, на базе Омского 242 учебного центра ВДВ проведут специальные сборы для штатных священников. Причем их будут обучать управлению боевыми машинами БМД-4М. От кого исходит данная инициатива: от Церкви или от Министерства обороны? Вообще для чего это нужно?
Митрополит Иларион: Думаю, это инициатива Минобороны, которая согласована с Церковью, а нужно это для того, чтобы войсковые священники лучше знали жизнь и быт тех, с кем им приходится на ежедневной основе сталкиваться, то есть своих подопечных, тех, в отношении кого они проводят пастырскую работу. Священник не должен быть просто человеком, приходящим со стороны, далеким от той проблематики, которой живут военнослужащие. Священник, несущий служение в войсках, должен знать, чем живут его подопечные.
Е. Грачева: А за последние годы в нашей стране войсковых священников стало больше или меньше?
Митрополит Иларион: Их стало больше. Их сейчас около 170. Еще около 30, насколько мне известно, готовятся к этому служению, то есть в общей сложности в российской армии их будет около 200. А еще около 700 священников несут служение в войсках по благословению архиереев, то есть они не являются войсковыми священниками, но на регулярной основе посещают воинские части и встречаются с военнослужащими.
Я по собственному опыту знаю, насколько эта работа полезна. Помню, меня пригласили в одну воинскую часть, где произошло самоубийство. Командование части было очень обеспокоено общим состоянием военнослужащих. Я с ними встречался несколько раз. Они были в состоянии подавленности. Действительно, было видно, что в коллективе очень большие проблемы. Но когда совместными усилиями мы стали решать эти проблемы, ситуация начала выправляться.
Е. Грачева: Владыка, в международный день хиджаба глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал, что «знает много женщин, не покрывающих голову, но являющихся эталоном скромности, совестливости и порядочности». А что такое юбка и платок в православной традиции? И на Ваш взгляд, что важнее: что женщина после работы не одетая должным образом в принципе в храм пришла или она должна все-таки уважать то место, куда она приходит и соблюдать установленный дресс-код?
Митрополит Иларион: Ношение юбок и платков – это традиция, характерная для России, Украины, Белоруссии. Но, например, в православных приходах во Франции или в Великобритании вы редко встретите женщину, которая будет в юбке или в платке. Потому что юбка и платок в Великобритании или во Франции скорее ассоциируются с исламом, чем с христианством. Чаще женщины там носят как раз брючные костюмы, а на голове либо не носят ничего, либо надевают шляпки.
Но традиции уважать нужно. Думаю, это нужно не для Бога, а для людей. Потому что люди, приходя в храм, не должны отвлекаться на красивые наряды, на какие-то яркие одежды. Если тот или иной внешний вид человека может у кого-то вызвать соблазн, негодование или недоумение, то лучше этого избежать. Хотя, конечно, мы стараемся проводить большую работу с нашими работниками и работницами свечных лавок в том отношении, чтобы они никогда не одергивали людей, пришедших в храм в неподобающей одежде. Потому что таким образом можно навсегда отвратить человека от храма.
Человек мог прийти в храм, совершенно не думая об одежде. Иной раз женщина на работе вдруг узнаёт, что случилась какая-то беда, заболел ее близкий человек или умер. И она прямо с работы спешит в храм для того, чтобы помолиться, поставить свечку, заказать молебен или панихиду. Конечно, у нее нет ни времени, ни возможности переодеться. Она даже и не думает об этом. И если она придет в храм, а ее встретят всякими ругательствами или оскорблениями, то, конечно, человек, который такое допустит, поступает не по-христиански.
Е. Грачева: Владыка, не так давно пришла печальная новость о том, что спасая бездомного, погиб первый пресс-секретарь православной службы «Милосердие» Георгий Великанов. Какой долг, о котором, может быть, многие не знают, ежедневно несут те, кто в нашей стране занимаются православной благотворительностью?
Митрополит Иларион: Я хотел бы, прежде всего, сказать, что если бы Георгий не погиб, то, может быть, о его жизненном подвиге никто и никогда не узнал бы. А этот подвиг он нес на ежедневной основе.
Очень многие люди в Церкви – и священнослужители, и волонтеры, и простые миряне – помогают бедным, бездомным, старикам, заботятся о многодетных семьях. В том числе нередко их труд сопряжен с риском для жизни. В данном случае Георгий увидел, что какой-то человек упал на железнодорожные пути, и у него не было времени раздумывать, что это за человек, выяснять, какой у него социальный статус. Он не должен был об этом думать. Он сделал то, что Господь повелевает делать в таких случаях – бросился на помощь бездомному, а сам погиб, не успел выбраться из железнодорожной колеи.
Таких подвигов в Церкви совершается много. В Церкви очень много самопожертвования, много людей, которые несут подвижническое служение подобного рода. О них очень мало говорят. Но именно ради этого Господь создал Церковь – чтобы помогать людям, спасать людей в духовном, а иной раз и в физическом смысле.
Е. Грачева: Некоторое время назад многие журналисты обсуждали новость о том, как у женщины отняли приемных детей. Потом выяснилось, что эта женщина – трансгендер. Вообще, очень много приходит на сайт нашей программы вопросов, связанных именно с усыновлением. Как Вам кажется, в нашей стране с таким количеством бездомных детей нужно или нет разрешать женщинам-трансгендерам брать под опеку детей?
Митрополит Иларион: Я уверен в том, что не следует разрешать усыновлять детей трансгендерам или однополым парам, или лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, потому что, как известно, дурной пример заразителен. Думаю, что будет большой ошибкой, если Россия пойдет по пути, по которому пошли некоторые западные страны, приравняв однополое сожительство к браку, позволив однополым парам усыновлять детей.
Я знаю людей, которые имеют гомосексуальные наклонности, но при этом состоят в браке, у них есть дети и вполне благополучные семьи. Сейчас на Западе фактически восторжествовала точка зрения, согласно которой сексуальная ориентация – это то, что является для человека врожденным, и то, что нужно всячески стимулировать именно в том виде, в каком человек это осознает. Но многие исследования показывают, что это не так. И есть альтернативные точки зрения ученых, которые говорят, что сексуальная ориентация – это то, что складывается в раннем детстве, может быть, в юности под воздействием самого разного рода факторов. В этом отношении позиция Церкви не только не является антинаучной, но, наоборот, она подкрепляется очень многими научными данными исследований, а наш пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином.
Е. Грачева: Психологами тоже давно установлено, что мужчина, живущий в семье с одной женщиной, психически более здоров. Последний соцопрос в США показал, что так называемое поколение Z – это подростки, которые родились в период 1999-2015 годы, это группа наименее религиозна. Они считают себя либо атеистами, либо агностикам, либо неверующими. И параллельно с этим приходят новости о том, что все больше штатов в США вводят религиозное образование в школах. Вы видите связь между этими двумя новостями?
Митрополит Иларион: Какую-то связь, я думаю, можно в этом усмотреть, потому что та либеральная идеология, которая привела к фактическому изгнанию Бога из школ, по мнению многих аналитиков, является виновницей тех проблем, с которыми сегодня сталкиваются американские школы. Я думаю, что руководство одного за другим американских штатов задумывается о необходимости введения религии в школьную программу, свидетельствует о серьезном отношении к религиозному фактору в сфере образования. И то, о чем мы часто говорим в наших передачах, в том числе применительно к России, что безграмотность в религиозных вопросах является питательной средой для терроризма, экстремизма, это сейчас понимает все больше людей и на Западе.
Е. Грачева: В Великобритании те, кто жаловались в судах на колокольный звон, в итоге проиграли. Их апелляции были отклонены. И теперь церквям не придется отстаивать в судах право на то, чтобы звонить в колокола. Были ли подобные прецеденты в нашей стране, когда кто-то жаловался, тем более, подавал в суд на колокольный звон?
Митрополит Иларион: В нашей стране подобного рода прецеденты имели место в 20-30-е годы, но они были частью государственной политики по уничтожению религии. И тогда якобы по просьбе трудящихся, которых беспокоил колокольный звон, которым он мешал спать или работать, в отдельных храмах колокольный звон запрещался. В 30-е годы этот запрет какое-то время был вообще тотальным. Но в конце концов колокольный звон разрешили, потому что он является частью богослужения в Православной Церкви. Точно так же как в исламских странах звучит голос муэдзина с минарета. Если тебе не нравится этот голос, не надо жить в этой стране. Найди себе такую страну, где тебя все будет устраивать. То же самое касается колокольного звона.
Колокольный звон для России – это ведь часть не только религиозной традиции, но и культурной. Многие иностранные туристы ездят в Ростов Великий только для того, чтобы послушать ростовские звоны. Я помню, что даже в советское время в 80-е годы выпускались грампластинки с ростовскими звонами. То есть колокольный звон признан частью русской культурной идентичности. Думаю, что те, кто живут в России, это прекрасно понимают.
Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Задаюсь таким же вопросом, что и иудейский прокуратор: что есть истина?
Митрополит Иларион: На этот вопрос различные философские и религиозные традиции отвечают по-разному. Например, если вы прочитаете стихотворения или философские трактаты римского философа Сенеки, то увидите, что для него истина – это понятие не абсолютное, а относительное. По словам этого философа, истина – это то, что каждый человек может найти для себя, читая произведения известных философов. И каждый человек для себя может сформулировать истину, в соответствии с которой он будет жить.
Если говорить о христианстве, то ответ на этот вопрос Иисус Христос не дал в беседе с прокуратором, но Он дал его, когда беседовал со Своими учениками после Тайной вечери. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Для христианина именно Христос является Абсолютной Истиной. Причем эта истина имеет личностное измерение. Это не истина как какое-то абстрактное понятие, которое надо искать, а это Истина как Личность, как Сам Бог, Который воплотился, стал Человеком и Который открыл человеку все, что ему необходимо для счастья и для спасения.
Вопрос: Какие предписания из Моисеева закона не потеряли своей актуальности, а какие устарели?
Митрополит Иларион: Прежде всего, надо сказать о десяти заповедях закона Моисеева. Эти заповеди в своей основе продолжают сохранять значимость для христианина. Неслучайно они регулярно включаются в катехизисы Православной Церкви. Первая заповедь говорит о том, что надо чтить только Бога и не поклоняться ложным Богам. Есть и другие заповеди, как, например, не убий, не укради, не пожелай жены ближнего твоего или имущества ближнего твоего, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Все эти заповеди сохраняют свою значимость.
Некоторые заповеди в контексте христианской Церкви потеряли свою значимость. Например, заповедь об обрезании. Это иудейский обычай был отменен еще в первом поколении христианской Церкви. Также была переосмыслена заповедь о соблюдении субботы. На эту тему было очень много споров у Иисуса Христа с фарисеями – эти споры отражены на страницах всех четырех Евангелий. А в христианской Церкви днем, который посвящается Богу, является не суббота, а воскресенье, в память о том, что именно в этот день воскрес Иисус Христос.
Служба коммуникации ОВЦС