Митрополит Иларион: Великий пост – время, когда мы можем исследовать глубины своей души
19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.
По чтении канона митрополит Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В течение первых четырех дней первой седмицы Великого поста за каждым повечерием мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом каноне перед нами проходят образы ветхозаветных героев, которые приводятся либо в пример для подражания, как люди добродетельные, либо в пример покаяния, как те, которые согрешили, но своим покаянием загладили свои грехи.
Одним из таких примеров является царь и пророк Давид. О нем в Великом каноне говорится, что он сугубо беззаконовал, потому что к прелюбодеянию приложил убийство. Но свои грехи он оплакал покаянием. Те из нас, кто читали Ветхий Завет, помнят историю грехопадения Давида и его покаяние. Давид был царем Израильским, которому все было позволено, перед ним распахивались все двери. Он был благоуспешен, потому что Бог от юности благословлял его. У него было множество жен, одна красивей другой. Но однажды Давид возжелал жену своего ближнего, в нарушение одной из заповедей закона Моисеева. Он увидел красивую женщину, которая купалась. Она ему понравилась, и он призвал ее в свой дом и, как говорит летописец, «спал с ней» (2 Цар. 11.4). А так как она была замужем, и он знал, кто ее муж, который был одним из военачальников, Давид приказывает во время битвы поставить Урию на такой участок сражения, где он гарантированно будет убит. Приказ царя выполняют, после чего Давид берет в жены вдову своего убитого полководца.
Священное Писание рассказывает нам о том, как медленно Давид приходил в себя. Он не сам осознал всю глубину своего преступления. К нему был послан пророк Нафан, который рассказал ему притчу, и через эту притчу Давид понял, что речь идет о нем. Давида ждало суровое наказание за тот грех, который он совершил. Сын, родившийся у него от Вирсавии, умер. И он оплакивал его смерть в течение семи дней. А свой грех он оплакивал в течение всей своей жизни. И 50-й покаянный псалом, который мы с вами каждый день читаем, отражает глубину покаяния этого библейского царя.
Для чего преподобный Андрей Критский, автор Великого канона, напоминает нам об этом? И почему авторы священных библейских книг, в которых царь Давид был так возвеличен, так прославлен, не прошли мимо этого его преступления? Именно потому, что Давид дает нам пример покаяния. На его примере мы видим, что даже самый страшный, мерзкий грех, который человек способен совершить, может быть заглажен слезами покаяния.
Несколько дней назад мне принесли на просмотр одно житие. Это сирийское житие преподобного Иакова Палестинского. Сюжет этого жития следующий. Был в Палестине монах, который прославился аскетизмом, добродетелями, и Бог дал ему силу исцелять болезни и изгонять из людей нечистых духов. И однажды к нему была подослана женщина с целью совратить его. Она стучалась к нему в дверь, жаловалась на холод, боялась, что ее растерзают звери. Он впустил ее в свой дом, и пока она находилась у него в доме, для того, чтобы пресечь в себе блудную страсть, он держал свою левую руку в огне до тех пор, пока она не сгорела. И после этого Бог дал ему еще больше чудотворных сил.
Когда жизнь этого человека уже склонилась к закату, когда он многие десятилетия провел в подвижнической жизни, однажды принесли к нему бесноватую девочку. Он изгнал из нее беса, но родители упросили, чтобы она осталась при нем на два-три дня. Она осталась. И вдруг этого престарелого подвижника поражает бес блуда. И он, соблудив с этой девочкой, из которой только что изгнал беса, подобно Давиду, присовокупляет беззаконие к беззаконию: он ее убивает, а тело закапывает в землю.
Когда я читал это житие, то спрашивал себя: стоит ли публиковать подобное произведение, пусть и древнее, и известное в свое время и в Сирии, и в Византии? Но это житие уже многократно публиковалось, в том числе в Четьи-Минеях святителя Димитрия Ростовского. И то, что нас глубоко шокирует в этом житии, конечно, не меньше шокировало его древних читателей. Но, тем не менее, они переписывали его, переводили на разные языки, и оно дошло до нас в очень многих версиях. Но сюжет везде один и тот же.
После того, как все это произошло, этот монах впал в отчаяние, ибо уже не надеялся обрести прощение от Бога. Но ему встретился брат, который наставил его на путь покаяния, напомнив ему о том, что долготерпение Божие безгранично. И этот престарелый человек принес Богу покаяние. Он затворился в погребальную пещеру, где находились кости умерших, и остаток жизни провел там. И когда он был на исходе дней, случилось так, что наступила засуха. Люди страдали, бедствовали, и одному человеку было открыто, что если они придут к этому подвижнику и попросят его помолиться, то пойдет дождь. Они пришли, отворили дверь пещеры, нашли там ветхого старца, пребывавшего в плаче и покаянии. Старец помолился и пошел дождь. И после смерти этого монаха его могила стала источником многих чудотворений.
Вот такое житие этого человека – Иакова Палестинского, который прославлен в лике святых, несмотря на то, что совершил два тяжких преступления, одно хуже другого.Когда мы обо всем этом слышим и читаем, то спрашиваем себя: разве к нам это имеет отношение? Ведь мы не совершаем подобные грехи. Но давайте посмотрим вокруг себя, посмотрим на наш сегодняшний мир. Разве блудодеяния и убийства совершаются очень редко? Разве это какой-то исключительный грех? Разве все убийцы сидят в тюрьме и несут наказание за то, что они совершили?
Достаточно вспомнить о том, сколько абортов совершается в нашем Отечестве. По крайней мере, по миллиону в год. А что это как не убийство? И очень часто аборту предшествует блудодеяние, потому что многие аборты совершаются именно после того, как мужчина и женщина соблудили друг с другом, но не хотели оставлять «следы» этого события. Подобно тому, как Давид не хотел, чтобы оставалась память о его грехе, а потому не нашел ничего лучше, как убить мужа женщины, с которой он согрешил. И если мы посмотрим на все это, то поймем, что и блуд, и убийство – это, может быть, самый распространенный на сегодня грех. Об этом хорошо знают священники, которые принимают исповедь, и очень часто слышат именно об этих двух грехах, которые между собой очень тесно связаны.
И Священное Писание, и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, и жития некоторых святых напоминают нам о том, что путь покаяния открыт для каждого человека. Преподобная Мария Египетская, которую мы будем вспоминать и в дни первой седмицы, и сугубо на четвертой седмице, 17 лет провела в блуде. Ее житие ничего не говорит о том, совершала ли она аборты, но можно догадываться, что если она была женщиной такого поведения, то, наверное, и она присовокупляла к блуду грех убийства плода во чреве. И, тем не менее, тот подвиг покаяния, который она несла в течение многих последующих лет, после того, как Господь и Его Пречистая Матерь обратили сердце этой женщины к покаянию, стал примером для всех нас, к которому мы вновь и вновь обращаемся в дни Великого поста.
В глубинах человеческой души таится много всякого зла и мерзости. И очень часто человек даже не осознает, сколько греха таится в его сердце. А ведь неслучайно Господь Иисус Христос говорил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния» (Мф. 15. 19) и многие другие грехи. Просто не у всех людей есть возможность совершить эти грехи. А самое главное – тех, кто молится Богу, стремится к покаянию и добродетельной жизни, Господь ограждает от зла, и не дает развиться тому потенциалу зла, который находится в душе и сердце каждого человека. Но мы должны помнить: для того чтобы очистить сердце, требуется духовная работа в течение всей земной жизни. И даже человек, который может показаться весьма преуспевшим в добродетели, как тот подвижник, о котором я вам сегодня рассказал, все равно не застрахован от падения в самые страшные грехи.
Путь покаяния позволяет нам подниматься всякий раз, когда мы оступились, и возвращаться к Богу всякий раз после того, как мы от Него отвратились. Великий пост – время, когда мы можем исследовать глубины своей души и увидеть коренящиеся и гнездящиеся в ней страсти и грехи, которые мы раньше не видели. А для чего это нужно? Не для того, чтобы мы впали в отчаяние, но чтобы, распознав болезнь и поставив самим себе диагноз, нашли средство для лечения этого духовного недуга. Но, опять же, лечение это мы осуществляем не своими силами, а обращаемся к Тому, Кто является Врачом душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу. Мы просим Его в покаянной молитве о том, чтобы Он изгнал всякую скверну из нашей души, и если в нашем сердце гнездится зло или агрессия, или ненависть к тому или иному человеку, чтобы, по крайней мере, никогда это не выплеснулось наружу; чтобы со временем, через покаяние, молитву, причащение Святых Христовых Таин и через добрые дела, мы совершенно искоренили в себе эти начатки зла и порока.
Будем в дни Великого поста, которые Господь даровал нам для того, чтобы духовно очиститься, просветиться душою, сердцем и телом, вглядываться в глубины нашей души, вслушиваться в слова молитв, которые читаются в храме, вчитываться в строки Священного Писания, чтобы найти для себя тот путь покаяния, который приведет нас к нашему Небесному Отцу. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС