Print This Post

28 января 2018 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке.

Иерарху сослужили благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии Сурожской епархии Московского Патриархата священник Георгий Завершинский, клирики храма.

За богослужением пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

После сугубой ектении митрополит Волоколамский Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес священник Алексий Дикарев.

В архипастырском слове по завершении Божественной литургии Владыка сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всякий раз, когда мы слышим в храме слова из Евангелия от Луки: «два человека вошли в церковь: один фарисей, а другой мытарь», то воспринимаем их как сигнал к подготовке к Великому посту. До Великого поста остается три недели, и Церковь через притчи Господа Иисуса Христа напоминает о том пути покаяния, которым мы пойдем и который должен привести нас к Страстной седмице и к Пасхе.

Господь произнес притчу о мытаре и фарисее на пути в Иерусалим. В этой притче Он говорит не только о двух разных типах молитвы, но, прежде всего, о двух разных типах религиозности и о двух противоположных во многом подходах к тому, что такое религиозная жизнь и что такое жизнь с Богом.

Фарисеи были представителями религиозно-политической партии, для которых главной задачей было как можно более полное и скрупулёзное исполнение заповедей закона Моисеева. Они считали, что заповеди закона Моисеева ведут к Царствию Божию, и чем тщательнее человек исполняет и чем лучше их знает, тем ближе он к Царствию Божию.

Для того чтобы на практике следовать этим заповедям, были необходимы дополнительные письменные и устные предписания. В фарисейской среде был специальный класс людей, так называемые книжники, которые изучали закон Моисеев, а также имевшиеся толкования на заповеди закона Моисеева. Эти толкования вместе с заповедями книжники предлагали людям, и сами по возможности старались им следовать. Но поскольку заповедей было слишком много, а толкований еще больше, и исполнить все заповеди и все толкования было невозможно, то параллельно развивалась и система разного рода исключений из правил, то есть тех случаев, в которые по той или иной причине позволяется не исполнять заповеди закона Моисеева. И вся религиозность этих людей заключалась в том, чтобы заучить наизусть, запомнить заповеди, а потом стараться их исполнить. Они и от других требовали того же, возлагая на тех, по слову Спасителя, «бремена неудобоносимые» (Мф. 23, 4), потому что нет такого человека, который в состоянии запомнить весь этот гигантский свод заповедей и воплотить его в жизнь.

Господь Иисус Христос пришел в этот мир с очень простой вестью, которая впервые прозвучала из уст Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3. 2). С этими словами сначала Иоанн Креститель, а затем и Сам Господь Иисус Христос обращались к народу израильскому. И когда они говорили о покаянии, то не подразумевали под этим строгое исполнение всех имеющихся заповедей. И сам Иоанн Креститель, который впервые озвучил эту формулу, этот призыв к покаянию, говорил о том, что человек познается по плодам и что всякое дерево, которое не плодоносит, срубается и бросается в огонь. Вслед за Иоанном те же слова повторил и Сам Господь Иисус Христос. В Своих притчах и поучениях Он раскрывал, что такое Царствие Божие. И оказывалось, что Царствие Божие – это совсем не результат исполнения многочисленных предписаний закона Моисеева и устных на него толкований. Царствие Божие, прежде всего, зависит о расположения сердца человека, от того, как он относится к Богу и как воспринимает самого себя.

В качестве иллюстрации Своего учения Господь Иисус Христос рассказывает притчу о мытаре и фарисее. Фарисей – человек праведный, он старается исполнить все заповеди закона, дает десятину от всего, что они имеет, дважды в неделю соблюдает пост, и он уверен, что именно этот путь исполнения заповедей и предписаний приведет его к Царству Небесному. А мытарь – сборщик налогов в пользу римского государства, у которого, по-видимому, нет тех добродетелей, которыми обладает фарисей. Может быть, он не постится дважды в неделю и не дает десятину от всего, что имеет, но он пришел в храм Иерусалимский с покаянием о своих грехах. И он не находит других слов, кроме тех, которые с сокрушением произносит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13). Он осознает себя грешником, он предстоит перед милосердием Божиим и в отличие от фарисея не перечисляет никаких своих заслуг, даже если они у него и есть.

Если спроецировать эту притчу и то, о чем говорил Господь Иисус Христос, на нашу жизнь, то мы увидим, что и среди нас есть люди, которые, подобно фарисею, думают, что религиозная жизнь заключается в исполнении тех или иных предписаний, и что если те или правила будут исполнены, тогда и Царствие Небесное для человека откроется.

Мы тоже, как тот фарисей, постимся два раза в неделю (правда, фарисей постился по понедельникам и четвергам, а мы постимся по средам и пятницам). Фарисей не просто постился – он ничего не ел и не пил от рассвета до заката. Мы же с вами постимся менее строго: мы воздерживаемся только от определенного вида пищи. Фарисей давал десятину со всего, что он приобретал, — не со всего, что он имеет, а со своего дохода. Может быть, некоторые из нас дают десятину, — кто-то больше, а кто-то меньше, — но если мы все это начнем ставить себе в заслугу и будем думать, что соблюдение постов, пожертвования на храм и другие добрые дела, которые мы исполняем, автоматически откроют для нас двери Царствия Небесного, то глубоко ошибемся. Потому что Господь смотрит на сердце человека. И бывает так, как это было у многих фарисеев, что внешне человек кажется праведным, а внутри подобен побеленным гробам, которые снаружи выглядят красиво, а внутри, как говорит Господь, полны всякой мерзости и нечистоты.

Путь покаяния – это путь очищения нашей души. Это вовсе не означает, что мы не должны соблюдать посты, не должны жертвовать на храм, не должны творить добрые дела. Все это мы призваны делать, потому что это тоже способствует очищению нашей души. Господь призывает нас творить дела милосердия каждый день нашей жизни. Но мы должны обращать внимание на расположение нашего сердца, на то, что происходит у нас внутри, и помнить, что если мы делаем что-то доброе, то мы не себе это должны приписывать, а благодарить Бога, что такая возможность нам представилась. Но благодарить не так, как это делал фарисей, а в глубине сердца, не приписывая никаких заслуг самим себе, понимая, что все способности и возможности даны нам Самим Господом. И если мы делаем добрые дела, то мы возвращаем Богу то добро, которым Он нас наделил. И мы не имеем перед Ним никаких заслуг.

Путь покаяния – это путь исправления, к которому призывают нас Иоанн Креститель и Сам Господь Иисус Христос, а вслед за ними — сотни и тысячи учителей покаяния, которые на протяжении веков делились своим духовным опытом, показывая, как нужно жить, чтобы сердце человека раскрылось Богу. Прежде всего, для этого нужно очень большое смирение. Нужно всегда ставить себя перед Богом и спрашивать, насколько я соответствую тому, чего ожидает от меня Господь. Ни в коем случае не сравнивать себя с другими людьми, как это делал фарисей, потому что всегда при желании можно найти человека, который живет хуже, чем мы, творит беззакония, не соблюдает церковные правила. И если попытаться взглянуть на самих себя и на таких людей объективно, то вроде бы получается, что у нас заслуг гораздо больше, чем у них. Но ведь Господь ожидает от нас совсем не этого.

Апостол Павел, который в свое время был не последним человеком в Церкви, исповедовал себя первым из грешников. И мы, когда подходим к Святой Чаше, чтобы причаститься Тела и Крови Христовой, словами этого великого апостола говорим: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Эти слова не какая-то риторическая фигура — они выражают именно то чувство, с которым мы должны подходить к Святой Чаше. Мы не должны сравнивать себя с другими людьми, мы должны ставить себя перед милосердием и правосудием Божиим и понимать, что если правосудие Божие свершится, то мы за свои злые дела и помыслы будем осуждены. Но если Господь будет судить нас по Своему милосердию, тогда есть для нас надежда на спасение. И, подходя к Святой Чаше, каждый из нас призван осознать себя первым из грешников. А уж Господь потом Сам рассудит, кому какую обитель уготовать.

Будем готовить себя к подвигу Великого поста, к подвигу покаяния, который предлежит нам через три недели. И будем просить Господа, чтобы Он дал нам видеть наши грехи и закрыл нам глаза на грехи ближних, дабы мы никого не осуждали, а ставили лишь самих себя перед судом Евангелия. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС