Print This Post

22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья.

За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии, Тихвинской, Ростовской и Новочеркасской, Нижнетагильской, Кузнецкой, Иваново-Вознесенской, Лысковской, Витебской, Ростовской епархий.

В числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов — архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко.

За богослужением молились учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов, а также представители администрации, члены профессорско-преподавательского состава и учащиеся ОЦАД.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

В архипастырском слове по завершении Божественной литургии владыка сказал:

«Я хотел бы сегодня сердечно приветствовать собравшихся здесь клириков единоверческих (старообрядных) приходов Русской Православной Церкви. Впервые, думаю, в таком количестве собрались вместе клирики, несущие служение по старому обряду. Мы еще поговорим сегодня о значении старого обряда на семинаре, который также впервые проводится в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.

Церковь Христова сильна своими традициями, своим благочестием, своей древностью и тем, что, несмотря на различные веяния времени, мы все сохраняем ту правду Божию, которую получили от Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов.

Неслучайно наша Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Каждое из этих слов имеет особое значение.

Церковь едина, потому что, несмотря на различия во взглядах людей, в их мировоззрении, в их социальном положении, она объединяет всех тех, кто добровольно захотел последовать за Христом. Она объединяет все приходы и все епархии по всему миру. Это единство невозможно поколебать ничем. И если происходит в Церкви какой-либо раскол, то это не Церковь раскалывается надвое или на несколько частей, а отдельные группы людей по тем или иным причинам отходят от Церкви. Церковь же по-прежнему сохраняет свое единство.

Церковь является святой не потому, что состоит из святых людей. Если бы Господь хотел иметь Церковь, состоящую из одних святых, у которой нет проблем и конфликтов, то, наверное, Он создал бы ее из ангелов, а не из людей. Но так как Церковь создана из людей, а несть человек иже жив будет и не согрешит, и все мы носим на себе человеческую плоть, и все мы подвержены разного рода грехам и соблазнам, то святость Церкви обеспечивается не нашей святостью, а святостью Самого Бога, Который ее создал. Сам Господь Иисус Христос — краеугольный камень нашей Церкви. На Нем зиждется все церковное здание, а мы лишь кирпичики в этом здании.

Каждый из нас важен для Бога. Но не мы даем Церкви святость, а она дает ее нам. И в Церкви мы приобщаемся к этой святости через церковные Таинства и наипаче через Святое Причащение, когда внутрь своего тела принимаем Тело Господа и когда частью нашей крови становится Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь является соборной, ибо управляется собором епископов, и служение в ней совершается соборно; в Церкви сохраняется наследие Вселенских и Поместных Соборов древней Церкви. А все новые вопросы, которые надлежит решить, так же решаются соборно. И все мы в той или иной степени участвуем в этом соборном церковном делании.

И, наконец, Церковь является апостольской, потому что в основании своем имеет апостольскую веру. И каждая Поместная Церковь возводит свое бытие к тому или иному апостолу. Как, например, Русская Православная Церковь свое бытие возводит к святому апостолу Андрею Первозванному, а другие Церкви имеют начало от других апостолов. Но еще более важно то, что апостольское учение сохраняется в Церкви.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы, независимо от того, какого обряда придерживаемся, старого или обычного (я не хочу называть обычный обряд новым, ибо это другой извод того же древнего православного обряда) — независимо от того, как мы молимся, сколькими перстами крестимся, осознавали себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Пусть Господь помогает каждому из нас на тех местах, где мы несем свое служение, укрепляет нас в наших трудах, а Пресвятая Богородица покрывает от всякого зла честным Своим омофором. Пусть молитва святого Иоанна Предтечи, в храме которого мы сегодня собрались, и молитва святителя Филиппа, чью память мы сегодня торжественно празднуем, укрепляет нас на жизненном пути. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС