Print This Post

18 января 2018 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении иерарх вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма священник Евгений Тремаскин.

После великого освящения воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как в царствование римского императора Тиберия, когда Иудея была поделена между наследниками царя Ирода Великого, при первосвященниках Анне и Каиафе, глагол Божий был к Иоанну в пустыне. И, ведомый Духом Божиим, Иоанн вышел к народу проповедовать покаяние и готовить людей к пришествию Того, Кого народ израильский ожидал на протяжении многих столетий – к пришествию обетованного Мессии.

Мы слышали сегодня о том, какой была проповедь Иоанна Крестителя – это был призыв к покаянию и к исправлению жизни. Он обличал фарисеев грозными словами: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3.7-9). Он поучал мытарей, которые приходили к нему, чтобы те не брали с людей ничего сверх того, что положено. Он поучал воинов, чтобы они не обижали людей. Для каждого приходящего к нему Иоанн Креститель находил слово утешения и слово увещания. И по повелению Божию он не только проповедовал покаяние, но и крестил людей в реке Иордан: люди приходили к нему, погружались в эти воды, и в знак освобождения от грехов выходили из них обновленными и очищенными.

Иоанн Креститель был Предтечей Господа Иисуса Христа, и, как мы слышим в других Евангелиях, говорил о том, что он не является Христом, но пришел приготовить путь Спасителю. Он пришел для того, чтобы выровнять все неровное, и символически это описывается словами: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» (Лк. 3.5), то есть речь идет о том, что люди должны духовно подготовить себя к пришествию в мир Господа Иисуса Христа. Именно этой цели служило крещение, которое Иоанн совершал на берегах Иордана.

Люди приходили к Иоанну Крестителю с самыми разными чувствами и мыслями. К нему приходили те, кто искренне желал покаяния, но приходили также и многие фарисеи, которые хотели его послушать и к кому он обращал свое грозное слово обличения. В скором времени придет к нему и Сам Господь Иисус Христос, чтобы принять крещение, но не крещение покаяния (будучи безгрешен, Он не нуждался в покаянии), а Крещение, которое Он принял ради того, чтобы Своей Божественной благодатью и Своим Божественным присутствием наполнить воды Иордана. И чтобы все те, кто в последующие времена, включая и нас с вами, будут принимать святое Крещение, приобщались именно к этой благодати, которая была дарована Иордану, когда в воды этой реки вошел Господь Иисус Христос.

Господь принял Крещение от Иоанна, и в тот момент, когда Он крестился, голос Бога-Отца засвидетельствовал, что это Сын Его возлюбленный, и Дух Божий в виде голубя сошел на Него. И с этого момента началась Его проповедь, началось Его общественное служение, которое продолжалось, согласно Евангелию от Иоанна, три с небольшим года.

Иоанн Предтеча – человек, который вводит нас в соприкосновение с живым Христом. Он открывает нам Христа, указывает на Него и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1.29). В память об этом событии –  когда Господь Иисус Христос крестился от Иоанна в Иордане – мы всякий раз в праздник Богоявления совершаем освящение воды. Эту воду мы потом храним в течение всего года до следующего праздника Богоявления: мы ею окропляем свои жилища, вкушаем ее с благоговением, видим в ней источник исцеления и носителя благодати Божией. Поэтому в канун Богоявления и в самый праздник Богоявления мы приходим для того, чтобы, по слову пророка Исайи, почерпать воду с веселием, и унести эту воду в свои дома, чтобы вместе с ней принести в наше жилище благодать Божию и присутствие Божие.

Будем просить Господа о том, чтобы Он омывал наши грехи Своей святой водой. Будем просить святого пророка Предтечу и Крестителя Иоанна, чтобы он всегда указывал нам путь ко Христу, и чтобы по этому пути, ведущему в Царствие Небесное, мы шли, никуда не сворачивая, до последних дней, часов и минут нашей жизни. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС