Print This Post

25 ноября 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Добрый день, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Я хотела бы начать с вопроса, который прислал наш телезритель: «Владыка, внимательно слушал Вашу программу, посвященную 100-летию революции. Вы много говорите о личности Николая II и его семье. А как Вы прокомментируете следующую новость: глава Совета по правам человека при президенте Российской Федерации предложил превратить мавзолей Ленина в музей, продавать на входе билеты, а тело Ленина воспринимать как мумию фараона».

Митрополит Иларион: Я считаю, что тело Ленина должно быть захоронено, и об этом много раз говорили представители Церкви. Но одновременно мы говорим и о том, что в обществе должно сохраняться согласие и не должны предприниматься такие акции, которые будут нарушать это согласие, или же, например, приведут к массовым беспорядкам. А те люди, которые защищают пребывание этого тела на Красной площади, прямо угрожают подобного рода беспорядками. Поэтому, к сожалению, нам придется еще ждать того момента, когда это тело будет захоронено.

Е. Грачева: Еще одна интересная тема, которую не все СМИ, к сожалению, осветили. Это последние исследования о том, сколько россияне жертвуют на благотворительность. Оказывается, помощь религиозным организациям в нашей стране — вторая по популярности среди благотворительности. И россияне только за этот год перечислили более 120 миллиардов рублей, и средняя сумма пожертвований не такая уж и маленькая – две тысячи рублей, если сравнить с прожиточным минимумом по стране.

Каждый пятый россиянин в этом году занимался волонтерством. Из Вашего жизненного опыта, в какие минуты люди больше жертвуют: во времена финансовой, экономической стабильности в стране или, наоборот, когда все рушится, когда кризис?

Митрополит Иларион: Та сумма, которую Вы озвучили, насколько я понимаю, это не сумма пожертвований на благотворительные организации, а сумма всех благотворительных пожертвований, которые были сделаны гражданами. В этом списке на первом месте стоит пожертвование на детей, а на втором месте — пожертвование на религиозные организации. Думаю, что это вполне отражает те приоритеты, которые сложились у россиян.

Для меня очень радостно, что люди жертвуют на нужды детей, в том числе, детей социально незащищенных, больных. И я вижу, как люди откликаются на просьбы о пожертвованиях, которые публикуются в средствах массовой информации, на православных сайтах. Это свидетельствует о том, что люди искренне стараются помочь детям. Но для меня так же неудивительно и то, что люди жертвуют на религиозные организации, потому что все больше и больше людей осознают значимость религии и ту роль, которую сегодня играет Церковь в жизни общества. Они понимают, что Церковь – это не бюро ритуальных услуг, а то духовное пространство, где происходит преображение личности человека. А когда преображается личность человека, то вокруг него преображается и все общество. Считаю, что тот мощный положительный заряд, который дают обществу сегодня религиозные организации, соответствующим образом оценен людьми. Поэтому люди и жертвуют на религиозные организации.

Е. Грачева: Из Вашего личного опыта, все же эта готовность жертвовать связана с финансовым благополучием в семье, стране или здесь нет прямой зависимости? В кризис люди жертвуют не меньше?

Митрополит Иларион: Здесь нет прямой зависимости, потому что я знаю людей, которые имеют очень высокий уровень доходов, и они жертвуют, как говорил Иисус Христос, «от избытка своего»; а есть люди с весьма скромным достатком, но при этом они все равно жертвуют на благотворительность и находят в своей скудной копилке копеечки, чтобы пожертвовать на детей, на храм.

Кроме того, хотел бы сказать, что пожертвования на Церковь совсем не всегда имеют форму денежных пожертвований. Есть, например, еще и такая форма пожертвований как волонтерская работа, о которой Вы упомянули. Это движение сейчас активно развивается и в Русской Православной Церкви, и, насколько мне известно, в других религиозных организациях. Вот, например, когда к нам летом привозили мощи святителя Николая, поначалу было две тысячи волонтеров. Это в основном молодые люди, которые помогали тем, кто стояли в очереди, которые охраняли мощи, оказывали разного рода помощь паломникам, приходящим к мощам. А ведь к мощам приложились за эти два с половиной месяца в Москве и Санкт-Петербурге почти два с половиной миллиона человек, то есть по миллиону людей в месяц. И вначале волонтеров было две тысячи, а под конец стало четырнадцать тысяч.

Е. Грачева: От ценностей духовных перейдем к ценностям материальным. Очень интересная новость пришла от нейробиологов, которые выяснили, что мысли покупателей о продукции компании Apple, задействуют области мозга, которые реагируют и на религиозные образы. Об этом сообщает сайт World Religion News. А телеканал BBC снял документальный фильм, в котором поклонник продукции Apple заявляет о том, что о любимых гаджетах он думает 24 часа в сутки. Продукция популярная, и я у многих священников видела телефоны Apple. Как Вы эту новость прокомментируете?

Митрополит Иларион: Это достаточно интересная новость, ибо насколько я помню, когда компьютеры только создавались (а я имел возможность наблюдать за этим процессом практически с самого начала), они оперировали исключительно с текстами. Первые компьютеры были большими машинами (с черным экраном, зеленым шрифтом), на которых можно было работать только с текстами. А потом появилась продукция фирмы Apple, где постепенно вместо текстов стало появляться то, что называется словом icon, то есть «икона». Каждая из таких «иконок», картинок обозначает ту или иную программу или то или иное действие. И постепенно этот способ компьютерного мышления вытеснил из употребления тексты, то есть сейчас большинство интернет-сайтов – это не столько тексты, сколько картинки.

Думаю, неслучайно создатели этой системы воспользовались тем, что Церковь знала на протяжении многих веков. Ведь неслучайно у нас в Церкви много икон. И у наших верующих дома есть иконы, перед которыми они молятся, ибо каждая икона является как бы окном в другой мир. И поклоняясь иконе, мы ведь не дереву и краскам поклоняемся, а тому, кто на ней изображен. Но через икону мы как бы прозреваем реальность иного мира. Этим и воспользовались создатели компьютеров и телефонов Apple. Я думаю, что с этим в значительной степени связана их популярность.

Е. Грачева: Как Вы относитесь к тому, что, скажем, Ваши духовные чада читают с электронных носителей Последование ко Святому Причащению и так далее? Некоторые священники на это не благословляют своих прихожан.

Митрополит Иларион: Я думаю, что нет никакой разницы, с какого носителя вы будете читать молитвы: с книги или с айфона. Конечно, производит неприятное впечатление священнослужитель, который стоит перед престолом и вместо служебника у него в руках айфон. Я иногда видел таких священнослужителей, и впечатление создается, что человек не молитвы читает, а, может быть, свой почтовый ящик проверяет.

Поэтому, думаю, в литургическом обиходе, конечно, не должны использоваться айфоны, для этого есть соответствующая литература, есть служебники, требники. Но в каких-то исключительных случаях вполне можно воспользоваться и айфоном. Я недавно оказался в такой ситуации, когда неожиданно мне предложили поучаствовать в закладке храма, а на месте не оказалось чинопоследования, и пришлось его извлекать из интернета при помощи айфона.

Но если говорить о том, чем обычный человек может воспользоваться, например, когда сидит в автомобиле и ему захочется прочитать какие-то молитвы, то не вижу совершенно ничего зазорного в том, чтобы текст этих молитв прочитать на айфоне или в компьютере. Более того, я знаю многих людей, которые, сидя за рулем, вместо того, чтобы слушать радио, ставят запись молитв. И таким образом, слушая эти молитвы, они общаются с Богом и при этом движутся к своей цели.

Е. Грачева: Правительство собирается выделить агентству ИТАР-ТАСС 210 миллионов рублей на создание нового общественно-политического канала. Причем этот канал будет рассчитан на возрастную категорию от восьми до шестнадцати лет, то есть, на детей и подростков. Каким должно быть наполнение контента этого телеканала? Их сейчас огромное множество. Чего не хватает детям от восьми до шестнадцати в нашей стране? Что бы Вы добавили туда?

Митрополит Иларион: Если бы я создавал такой телеканал, то я бы отдал управление этого телеканала в руки самим детям, чтобы не взрослые решали, что детям нужно показать и что посмотреть, а чтобы сами ребята в этом участвовали, были телеведущими и рассказывали о том, что происходит, чтобы спорили между собой. Тогда такой канал детям и смотреть будет интересно. А если все это будет создано взрослыми для детей, думаю, что эффект может получиться совершенно другой.

Но очень важно, конечно, чтобы на таком телеканале была и своего рода цензура, то есть чтобы не показывали то, что не соответствует той или иной возрастной категории. Есть, допустим, фильмы, на которых стоит пометка 16+ или 18+, и такие фильмы не должны показываться на этом телеканале. И новости, в том числе политические, должны подаваться таким образом, чтобы не наносить ущерб нравственному развитию ребенка. Потому что, к сожалению, в тех новостных программах, которые адресованы взрослым, речь идет в основном о негативе, о разного рода проблемах, катастрофах, о преступлениях, о жертвах этих преступлений. Этот негатив накапливается у человека, то есть после того, как человек просмотрит подобного рода новостную программу, у него внутри появляется больше негатива, чем до того, как он начал ее смотреть. Очень важно, если будет создаваться телеканал для детей, чтобы этого не было, чтобы было больше позитива, чтобы этот телеканал имел воспитательные, образовательные функции.

Е. Грачева: Владыка, а Вы не боитесь, что если детям отдать право самим выбирать темы, то родители будут сильно удивлены и не всегда это будет разговор о том, кто такой Леонардо да Винчи или что такое Семь чудес света и так далее. Могут быть темы совсем другого рода, все-таки это переходный возраст. Как Вам кажется, нужно ли детям давать такую возможность выбора, о чем говорить и чем интересоваться?

Митрополит Иларион: Думаю, что так или иначе в создании и работе этого телеканала будут принимать участие дети и взрослые. Но мы очень часто недооцениваем наших детей, их творческий потенциал и возможности. У нас в Церкви есть очень хороший опыт работы с детьми. У нас есть не только воскресные школы, но мы иногда совершаем и детские Литургии. Святейший Патриарх уже несколько раз совершал такие Литургии. Конечно, сами священнослужители, которые ведут службу, это взрослые, потому что существует определенный канонический возраст, и человек, не достигший этого возраста, не может стать диаконом, священником или архиереем. Но все, что касается пения в храме, чтения – отдано детям. И дети, должен Вам сказать, не хуже взрослых с этим справляются. И очень трогательно смотреть на детскую службу, когда несколько десятков, а то и несколько сотен детей поют в хоре, когда дети выходят из алтаря со свечками, когда дети читают апостол или псалмы – все это показывает, что у многих наших детей есть хорошие способности, а самое главное – есть тяга и интерес к церковной службе. И я думаю, что если дети будут основными участниками этого проекта, то из этого может вырасти что-то очень интересное.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Как уделять достаточное количество времени ребенку, если мать не так давно начала воцерковляться и ей все время хочется проводить наедине с Богом, читать Евангелие, святых отцов и прочее?

Митрополит Иларион: Материнство – это величайшее призвание женщины. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти в любой православный храм и посмотреть на иконы в иконостасе или на стенах: один из самых главных образов, который чаще всего встречается в православной иконографии – это образ Богоматери с Младенцем. Этот образ является не только изображением Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса Христа, но и напоминает всякой женщине, всякой матери о материнстве как призвании. И это призвание никоим образом не отвлекает от Бога, наоборот, оно может приблизить человека к Богу. Как и для Божией Матери то, что Она стала Матерью Иисуса Христа – это не только не отдалило Ее от Бога, но, наоборот, через материнство Она стала к Богу еще ближе.

Всякая мать-христианка может и должна воспитывать ребенка так, чтобы никогда не забывать о Боге. Если вам хочется помолиться, вы можете помолиться так, чтобы ваш ребенок находился рядом и слышал ваши молитвы. Если вы читаете Евангелие, то почему не почитать его так, чтобы и ребенок слышал. Даже если ребенок не все понимает, пусть эти слова откладываются в его памяти, в его уме, в его сердце. Когда он подрастет, он обязательно осознает все то, что он слышал. Даже когда ребенок еще находится в утробе матери, если он слышит чтение Евангелия, слова богослужения, это действует на него благотворно. И мы должны понимать, что наше собственное духовное воспитание, неотделимо от воспитания наших детей. Поэтому всем самым лучшим, добрым и прекрасным, что есть в жизни, матери надо делиться со своим ребенком, тогда и ребенок вырастет таким, каким вы хотели бы его видеть и каким его хочет видеть Бог.

Вопрос: Хочу стать ближе к Богу духовно, но моя работа (я – парикмахер) не дает мне полностью придерживаться все православных канонов. Ведь эта работа своего рода грех.

Митрополит Иларион: Я не знаю, кто вам внушил, что работа парикмахера – это грех. Я первый раз слышу такое «богословие» и думаю, что человек, сказавший вам это, сильно заблуждается. Нет ничего греховного в том, чтобы быть парикмахером. Более того, эта работа может приближать вас к Богу, если вы выполняете ее с молитвой, если вы с добрым сердцем и с добрым расположением относитесь к своим клиентам. Ведь всякий человек, который приходит к парикмахеру, может столкнуться с холодным и равнодушным отношением, и почувствовать, что мастер делает тебе стрижку только для того, чтобы заработать деньги. А можно наоборот столкнуться с добрым и искренним расположением и уйти не просто хорошо подстриженным, но и в хорошем настроении, с самыми положительными эмоциями.

И всякий человек, который работает с людьми, будь он врач, священник или парикмахер, имеет возможность в свою работу вложить сердце и тем самым помогать людям, творить им добро. Чего и вам искренне желаю.

Служба коммуникации ОВЦС