Слово митрополита Волоколамского Илариона на торжественном приеме в честь 500-летия Реформации
31 октября 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил состоявшийся в Доме Пашкова в Москве торжественный прием в честь 500-летия Реформации. Обращаясь к присутствовавшим, владыка Иларион сказал:
Досточтимый Архиепископ Дитрих Брауэр!
Уважаемые участники торжественного приема!
От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично хотел бы сердечно поздравить российских протестантов со знаменательной для них датой – 500-летием Реформации.
Скажу сразу: для нас, православных, эта дата – не повод радоваться и торжествовать, так же как нам не пришло бы в голову праздновать годовщину «великого раскола» 1054 года. Тогда мировое христианство разделилось на две части – восточную и западную. В 1517 году произошел еще один раскол – теперь уже внутри Западной церкви, когда от нее отделилась значительная группа верующих под предводительством Мартина Лютера.
Всякий раскол наносит урон христианскому единству, и всякая реформация, если она разделяет верующих на враждующие лагеря, противна духу Христова учения. Для многих стран Европы последствия Реформации были весьма плачевными: это и многочисленные человеческие жертвы, и поруганные святыни, и разбитые витражи, и низвергнутые статуи святых.
Однако сегодня не тот день, когда следует вспоминать трагические страницы истории. Сегодня уместно задуматься о том, что внесла протестантская традиция в сокровищницу мирового христианства и мировой культуры. И окажется, что ее вклад был и остается весьма значительным.
Напомню о том, что лютеранином был величайший композитор всех времен – Иоганн Себастьян Бах. Один известный современный богослов, на склоне лет обратившийся из лютеранства в Православие, в своей книге «Бах как богослов» высказал мнение о том, что, если бы все поэтические сочинения Лютера были почему-либо сегодня утрачены, их без труда можно было бы восстановить по баховским партитурам. Действительно, Бах положил на музыку большинство церковных гимнов Лютера. Именно эти гимны легли в основу той церковной традиции, которую с таким усердием созидали лютеране времен Баха. И сам Бах был частью этого созидательного процесса.
Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как носителях церковной Традиции, а о протестантах — как о представителях либерального, облегченного, полуцерковного христианства. В эпоху Лютера дело обстояло совсем не так. Лютеранство исторически возникло как реакция на те недостатки средневековой Католической церкви, которые воспринимались как искажение первоначальной чистоты, строгости и ясности христианской веры и церковной практики. Главным стремлением лютеран было возвратить христианство к тому, что они считали изначальной Традицией, восходящей к первым векам христианства. По многим причинам сделать это им не удалось. Но была огромная тяга к традиционному христианству, к истинному христианству, к тому христианству, которое, как считал Лютер и его последователи, было утрачено в средневековом католичестве. И лютеране создали свою традицию, которой строго придерживались на протяжении нескольких веков.
В лоне лютеранской традиции трудились выдающиеся богословы, чьими писаниями зачитывались и православные, и католики. Достаточно вспомнить о том, что одной из настольных книг святителя Тихона Задонского, жившего в XVIII веке, было «Истинное христианство» Иоганна Арндта (эта же книга стояла на почетном месте в домашней библиотеке Баха). О том, как высоко святитель Тихон ценил эту книгу, свидетельствует одно из его писем, где он советует: «После Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться». В подражание Арндту святитель написал свой собственный труд – «Об истинном христианстве».
Хотел бы отдельно остановиться на опыте ХХ века, ставшего для многих христианских общин веком мученичества и исповедничества. В этом году мы отмечаем страшную дату – 100-летие кровавой октябрьской революции, положившей начало массовым гонениям на Церковь в России. Жертвами этих гонений были не только православные, но и католики, и протестанты. Напомню, что, когда была расстреляна Царская семья, вместе с ней в подвале Ипатьевского дома погибли и несколько близких людей, среди которых был католик, полковник царской армии Алоизий Трупп. А спустя несколько недель была расстреляна гофлектриса императрицы лютеранка Елизавета Шнейдер. И на Бутовском полигоне, наряду с православными, расстреливали христиан иных конфессий, а также верующих других религий.
Христианство подвергалось гонениям, правда, далеко не столь массовым и кровавым, и в гитлеровской Германии. Одной из жертв этих гонений стал протестантский пастор Дитрих Бонхёффер, повешенный за месяц до окончания войны в нацистском концлагере Флоссенбург. Труды этого выдающегося богослова ХХ века сегодня вдохновляют миллионы христиан разных конфессий.
Можно было бы привести много других примеров, свидетельствующих о значительном вкладе лютеран в общую сокровищницу христианского духовного и культурного наследия.
Сегодня протестантский мир переживает нелегкое время. Некоторые общины Севера и Запада встали на путь либерализации богословского и нравственного учения, объявили нормой то, что в Священном Писании обозначается как грех, ввели под влиянием секулярной идеологии ритуал «благословения» однополых союзов и многие другие новшества. Однако значительная часть протестантов – и к ней относится абсолютное большинство протестантских общин России – продолжает стоять на традиционных позициях в нравственных вопросах. И мы в Русской Православной Церкви очень надеемся на то, что эта позиция останется непоколебимой. Если уж следовать принципу «только Писание», то ему надо следовать во всем, в том числе и в тех вопросах, по которым современный секулярный мир занял иную позицию.
Дорогие друзья, будем помнить о том, что, несмотря на все наши разногласия, нас, православных и протестантов, объединяет вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Будем стараться в нашей повседневной жизни следовать Евангелию – тому завету, который Господь Иисус Христос оставил Своим ученикам на все времена.
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», — говорит Священное Писание (Евр. 13:8). Времена меняются, мода меняется, различные философские и мировоззренческие течения возникают и исчезают, а Христос и Его учение остаются непреложными. И это та основа, на которой мы призваны строить свою жизнь и свое свидетельство.
Позвольте мне пожелать благословенных успехов всем российским протестантам, а нашему общему дому – многонациональной великой России – мира и процветания.