Митрополит Волоколамский Иларион посетил ведущий педагогический университет России
19 октября 2017 года, во Всероссийский день лицеиста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Московский педагогический государственный университет.
У центрального входа МПГУ архипастыря встречали представители администрации, преподаватели и учащиеся во главе с ректором А.В. Лубковым. Владыка принял участие в торжественном открытии Фестиваля хоров. В исполнении смешанного хора студентов музыкального факультета Института искусств МПГУ и камерного оркестра вуза «Cantus Firmus» прозвучали отрывки из произведений митрополита Илариона «Страсти по Матфею» и «Stabat Mater», а также сочинения В.А. Моцарта, С.В. Рахманинова и П.И. Чайковского.
Далее в Зале Ученого совета МПГУ состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с профессорами, преподавателями и студентами. Архиерей подчеркнул, что при подготовке педагогов, которые должны быть широко эрудированными и образованными людьми, важно, чтобы инновационные технологии были направлены на формирование личности человека: «Невозможно представить себе педагогику без синтеза просвещения, обучения и воспитания. И, главное, без фигуры учителя. Учитель должен обладать не только педагогическим даром передавать на самом современном уровне знания, входящие в программу, но и воспитывать».
«Призвания священника и учителя во многом близки, у них общие задачи. Не случайно Церковь и школа всегда взаимно дополняли друг друга», — напомнил ректор ОЦАД. Он отметил, что понятие «педагогика» занимает весомое место в библейских текстах и сочинениях христианских писателей: «У ветхозаветных пророков были ученики и даже целые школы. Однако пророческий дар, личную харизму нельзя было передать простым обучением или путем передачи информации, то есть тем, что сейчас называют «оказанием образовательных услуг». Между великими пророками существовала духовная преемственность, и ни один пророк не мог передать другому свои дарования автоматически, как бы по наследству: передача пророческого дара от учителя к ученику была актом воли Божией… Христианский автор II-III вв. Климент Александрийский указывает на то, что многие учителя пытаются учить разным умениям и знаниям, но к «усмотрению Истины» приводит лишь педагогика, которая согласна с волей Божией. Поэтому, говоря о педагоге, Климент имеет в виду не просто абстрактного учителя. Перед его глазами стоит яркий образ Иисуса Христа — Педагога с заглавной буквы. Я не сомневаюсь, что многие из вас читали Евангелия. Для кого-то, несомненно, это настольная книга, руководство к действию. Для других, может быть, просто интересный литературных памятник. Но мне бы хотелось сегодня выразить пожелание, чтобы каждый из вас, избравших своим призванием педагогику, прочитал Евангелие глазами профессионала и посмотрел на образ Христа именно с этой точки зрения: чему может научиться у Него современный педагог? У Иисуса был очень интересный, своеобразный и уникальный преподавательский метод. Так, например, Иисус никогда не снижал планку, пытаясь подстроиться под духовный и интеллектуальный уровень своих собеседников, как делают многие учителя. Прочитайте Его беседу с Никодимом из 3-й главы Евангелия от Иоанна или беседу с самарянкой из 4-й главы того же Евангелия, и вы увидите, что разговор в обоих случаях происходит как бы на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности».
Митрополит Иларион обратил внимание слушателей на то, что одной из характерных черт педагогического опыта Иисуса Христа является жанр притчи: «В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус. Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей — ни в первом, ни в других поколениях — не обращался к жанру притчи». Использование притч Иисусом как основной формы передачи духовно-нравственных истин отмечено и евангелистами: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13. 24); «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им…» (Мф. 4. 33–34).
Владыка отметил, что Спасителя можно назвать истинным педагогом не только потому, что Он основным Своим делом избрал учительство, но и потому, что создал вокруг Себя общину учеников: «Общественное служение Иисуса начинается с призвания учеников: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1. 16-20; Мф. 4. 18–22). А тема взаимоотношений Иисуса с учениками — одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу».
Ректор ОЦАД также коснулся вопроса взаимоотношений религии и образования на протяжении истории. Он упомянул философские учения, которые пытались сконструировать «религию в пределах только разума», стремились увести человека от веры, подменить ее истины абстрактными рассуждениями и основанной на них светской моралью. «Следующим шагом стал полный отказ от религиозной составляющей образовательного процесса, попытка построить образование на атеистической основе. Такая попытка была предпринята в нашей стране в советское время. Параллельно на Западе происходил постепенный процесс атеизации всей системы образования, который в настоящее время можно считать близким к завершению. Конечно, в западных университетах сохраняются теологические факультеты, и теология традиционно стоит на высшем месте в списке наук. Но представление о живой связи между религиозным опытом и образовательным процессом не просто потеряно — оно сознательно и последовательно демонтируется».
По словам архиерея, итогом этого длительного процесса эмансипации образования от религии стало превращение образования в одну из сфер услуг: «Такая метаморфоза полностью обесценивает образование, лишает его самого главного — воспитательной составляющей».
Завершая свое выступление, митрополит Иларион сказал, что дефицит ценностей сегодня возвращает думающего человека к истинам религии: «Не случайно в нашем отечестве теология возвращается на свое законное место в гуманитарных науках и в образовании. Это очень важно, поскольку в России живут представители разных народов и разных вероисповеданий. Но теперь нужно, чтобы теология и педагогика смогли объединить усилия. Я очень рад тому, что в стенах МПГУ существует и успешно развивается кафедра теологии».
Владыка высказал уверенность в том, что систематическое теологическое образование должно быть дополнено педагогическими компетенциями, а педагогические навыки должны сочетаться если не с религиозным опытом, то, по крайней мере, с хорошим знанием религиозных учений и традиций.
«Сегодня нередко задают вопрос о том, куда пойдут выпускники кафедр теологии, где они будут востребованы. Во-первых, они будут востребованы в высших учебных заведениях в качестве преподавателей, поскольку роль религиозного фактора в жизни людей не только не уменьшается, но наоборот, очевидным образом возрастает. А значит, нужны люди, способные этот фактор должным образом интерпретировать, сообщая студенческой молодежи знания о религии . Во-вторых, выпускники теологических кафедр должны стать теми, кто преподает «Основы религиозных культур» в школах. Ни для кого не секрет, что сегодня этот предмет, не так давно введенный в школьное образование, подчас преподается лицами, имеющими ограниченные компетенции в религиозной сфере, получившими образование в совсем иных областях. Создание условий, при которых и дети, и молодежь будут получать качественные знания о религиозных традициях, на мой взгляд, должно стать одним из приоритетов государственной образовательной политики… Сегодня религиозную карту активно разыгрывают террористы, вербующие детей и молодежь в свои преступные организации. Безграмотность в религиозных вопросах — та почва, на которой террористическая идеология дает обильные всходы. Если мы не хотим, чтобы наши дети попадали под идеологическое влияние служителей сатаны, прикрывающих именем Аллаха свои античеловеческие деяния, мы должны с самого детства давать им прививку от подобного рода идеологии в виде основательных сведений о традиционных религиозных конфессиях и их учениях», — заключил иерарх.
А В. Лубков поблагодарил владыку, отметив: «Всегда и во все времена мы ставили во главу угла подготовку личности учителя и ученика как образа и подобия Божия. Еще на рубеже XIX-XX веков в стенах нашего университета закладывалась глубокая религиозно-философская традиция; речь идет о Владимире Сергеевиче Соловьеве. А в XX веке эту традицию продолжил великий русский ученый — филолог, философ и педагог Алексей Федорович Лосев, который сорок четыре года преподавал здесь на филологическом факультете. Думаю, что наши общие подходы открывают широкие возможности для сотрудничества».
Митрополит Иларион и А.В. Лубков подписали Соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Московским педагогическим государственным университетом.
Владыка преподнес библиотеке МПГУ свою шеститомную серию книг «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Затем архипастырь посетил кафедру теологии МПГУ, где побеседовал с преподавателями и учащимися. Он также осмотрел картинную галерею университета, ознакомился с экспонатами выставки «Истоки», посвященной истории МПГУ.
В ходе визита в Московский педагогический государственный университет митрополита Волоколамского Илариона сопровождали проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по научной работе Д.В. Шмонин, руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио, секретарь Научно-методического совета ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков), заместитель руководителя Управления ОЦАД по общественным связям и протоколу О.В. Паласио.
Пресс-служба ОЦАД/
Служба коммуникации ОВЦС