Print This Post

23 сентября 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир»! Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, в стране продолжают активно обсуждать итоги Единого дня голосования. И многие политические силы в своей кампании в преддверии выборов активно использовали темы, напрямую или косвенно связанные с Русской Православной Церковью. Например, партия «Яблоко» некоторое время назад обратилась в Генпрокуратуру с требованием проверить закупки госструктурами Православной энциклопедии из-за возможного нарушения законодательства о свободе совести. Что это за история?

Митрополит Иларион: Насколько я помню основателя партии Григория Явлинского, по крайней мере, по 90-ым годам, когда он довольно часто выступал в эфире на центральном телевидении, – это умный человек. Насколько я знаю, это верующий человек. Почему его детище занимает такую антицерковную позицию и спекулирует на этой церковной теме, мне совершенно не понятно.

Иск, который был подан партией «Яблоко», даже комичен, потому что Православная энциклопедия – это не какая-то религиозная пропаганда, а научное издание, которое сейчас насчитывает 46 томов. В подготовке этого издания принимают участие лучшие научные силы нашей страны. Причем это не только православные люди. Например, если готовится статья, связанная с Римско-Католической Церковью, то, как правило, ее авторами являются католики, а если статья посвящена, допустим, Армянской Церкви, то в ее подготовке непременно участвуют представители этой Церкви.

Итогом этого колоссального научного труда является уникальное собрание статей, написанных на высоком научном уровне. Причем, должен сказать, что научный уровень энциклопедии растет по мере выпуска новых томов, то есть если посмотреть на первые тома, с буквами «А», «Б», «В», в них встречаются и довольно слабые статьи, написанные, может быть, учеными не первой категории, а все последние тома, по крайней мере, последние 20 или 30 томов, – это, действительно, издания очень высокого уровня.

Существуют примеры, когда статьи из Православной энциклопедии перепечатываются в качестве отдельных книг или брошюр. Например, была статья в томе на букву «И», посвященная Иерусалимской Православной Церкви. Эту статью у нас попросила Иерусалимская Православная Церковь, перевела на греческие и английский языки и издала в качестве отдельной брошюры. То есть у самой Иерусалимской Церкви не было такого издания, которое настолько бы объективно описывало эту Церковь.

Е. Грачева: Может быть, экономичнее такую энциклопедию нашим чиновниками держать в электронном виде или она достойна исключительно того, чтобы стоять на полке?

Митрополит Иларион: Электронная версия Православной энциклопедии существует, но ведь мы знаем, что электронный формат – достаточно новый, к которому привыкли далеко не все. Многие совершенно сознательно от него отказываются или пользуются им только в ограниченных целях. Например, если у вас на полке стоит Православная энциклопедия, то вы в любой момент можете достать нужный том, прочитать нужную статью и получить вполне исчерпывающую на высоком научном уровне информацию по интересующему вас вопросу.

Это касается и других подобного рода изданий, например, Большой российской энциклопедии. Кстати, хотел бы отметить, что у этих двух энциклопедий один главный редактор – Сергей Леонидович Кравец, который начинал именно с Православной энциклопедии, а уже потом, когда государство увидело качество этого издания, он был приглашен в качестве главного редактора Большой российской энциклопедии.

Е. Грачева: Владыка, а чиновники обращаются к этому изданию, изучают его? Или может это просто модно, чтобы в кабинете у чиновника  стояла Православная энциклопедия, точно так же, как принято в кабинете вешать портрет президента?

Митрополит Иларион: Я не спрашивал чиновников, читают ли они Православную энциклопедию, но я вижу очень живой интерес к этому изданию. Каждый год проходит презентация очередных томов, а поначалу в год выходило по три тома, сейчас по четыре тома. Это огромные тома. Каждый том включает 800 страниц, это действительно огромный объем текстов и работы. И над подготовкой каждого тома трудится целый научно-исследовательский институт. Он так и называется – Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», который включает в себя несколько тематических редакций. Там есть большая группа сотрудников, редакторов, корректоров, специалистов в разных областях, тех, кто подбирают иллюстрации. И каждый том Православной энциклопедии – это не только памятник научной мысли, но и, с моей точки зрения, произведение искусства. Думаю, что это собрание из 46 томов, а в перспективе, как я понимаю, их будет около 60, должно быть на полке любой библиотеки и, наверное, также быть частью личной библиотеки каждого образованного человека.

Е. Грачева: Не так давно Патриарх Кирилл встречался с Госсекратерем Ватикана, и в присутствии большого числа российских и иностранных журналистов говорил о миротворческой миссии Церкви в решении конфликта на юго-востоке Украины. Как ситуация с русскими православными на Украине изменилась за последний год?

Митрополит Иларион: Прежде всего, хотел бы сказать о том, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является самой многочисленной религиозной конфессией Украины. Ей принадлежит более 12 тысяч храмов, у нее более 12 тысяч священников, более 200 монастырей, духовные школы и крупнейшие религиозные центры, такие как Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра. Это и крупнейшие центры паломничества.

Украинская Православная Церковь сегодня подвергается гонениям на Украине из-за того, что она сохраняет молитвенную связь с Московским Патриархатом. Причем политики, которые стараются использовать националистическую карту, говорят о том, что Украинская Православная Церковь находится якобы в зависимости от Москвы, хотя никакой зависимости – ни административной, ни финансовой, ни какой-либо иной – у Украинской Православной Церкви нет.  У Украинской Православной Церкви свой собственный Синод, собственный Собор епископов. В украинском Синоде нет ни одного представителя от Москвы.

Глава Украинской Церкви Блаженнейший митрополит Киевский является постоянным членом Синода Русской Православной Церкви. И еще один член Синода обязательно бывает из Украины. То есть Украинская Церковь может оказывать влияние на Русскую Церковь, но Русская Церковь не может оказывать никакого влияния на Украинскую Церковь, потому что ни в украинском Синоде, ни в Архиерейском Соборе нет ни одного представителя Москвы. Следовательно, это реально самоуправляемая Церковь и это национальная Церковь Украины.

Поэтому когда сегодня политики, включая президента Порошенко, говорят, что нужно создать на Украине Поместную Церковь, то возникает вопрос: из кого будет создаваться эта Церковь? Уже есть на Украине Поместная Церковь. Просто при помощи политиков эта Церковь была расколота, от нее отделилась часть верующих, была создана параллельная структура – так называемый Киевский патриархат. Но все это в своей основе является чисто политическим проектом, это не церковный проект.

Единая Поместная Церковь на Украине уже существует. И те люди, которые от нее откололись, через покаяние призываются в нее вернуться. И никакой иной модели создания Поместной Православной Церкви на Украине мы не видим. И не только Русская Православная Церковь придерживается такого мнения, но и другие Поместные Православные Церкви. Предстоятели и иерархи всех общепризнанных Православных Церквей говорят о том, что путь к возвращению из раскола только один – через покаяние.

Е. Грачева: Элладская Церковь впервые открыто высказалась за поддержку Русской Православной Церкви Московского Патриархата на Украине. Три митрополита поехали в Киев и впервые за долгое время публично озвучили эту позицию. Можно даже сказать, политическое заявление. Какой вес имеют такие заявления?

Митрополит Иларион: Мы должны понимать, что Православная Церковь является единой по всему миру. Она разделена на автокефальные Церкви, то есть в административном отношении каждая автокефальная Церковь является самостоятельной, и внутри автокефальных Церквей могут быть автономные образования, которые, по сути, тоже являются административно самостоятельными. Как, например, Украинская Православная Церковь.

Но все вместе Поместные Православные Церкви составляют Единую Православную Церковь, о которой мы говорим в Символе веры: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…». Если говорить о тех расколах, которые существуют, то это своего рода теневые структуры, которые не признаются ни одной Поместной Православной Церковью. И в этом плане можно говорить о том, что между Поместными Православными Церквами существует полная солидарность и полное взаимопонимание. Если где-то возникает раскол, то все Поместные Церкви этот раскол не признают, принимая только каноническую Церковь, существующую на этой территории.

На Украине сегодня одна каноническая Церковь – это Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Об этом говорил и Константинопольский Патриарх, и главы, представители всех без исключения Поместных Православных Церквей. И нет ни одной Поместной Православной Церкви, которая бы признавала раскольничьи структуры.

Е. Грачева: На этом фоне насколько значимы заявления, впервые высказанные за долгое время Элладской Церковью?

Митрополит Иларион: В данном случае получилось так, что на фоне напряженной политической ситуации эти высказывания были услышаны. Они прозвучали. Но таких высказываний было много. В прошлом году, когда главы Православных Церквей собрались в Москве по случаю 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла, очень многие из них говорили о ситуации на Украине. И говорили то же самое.

Е. Грачева: И на этом фоне слуги народа – депутаты Верховной Рады принимают в первый день новой сессии закон «Об образовании», который, по сути дела, запрещает все языки, кроме украинского, в образовательной системе, включая, конечно, и русский. Начиная с 5 класса преподавание предметов на языках нацменьшинств ликвидируется, а с 2020 года и для младших классов эту норму отменят. Оставив в стороне реакцию Москвы, какие последствия этого нового закона могут быть для самих украинцев?

Митрополит Иларион: Думаю, последствия могут быть самые плачевные, потому что на Украине на русском языке разговаривают миллионы людей. Просто так вычеркнуть этот язык, запретить его – это противоречит, как мне кажется, всем общепризнанным народным нормам.

Мне приходится по долгу службы довольно часто бывать в Швейцарии. Это небольшая страна, но в ней живут люди, которые говорят на разных языках. В этой стране официально 4 государственных языка. Причем на одном из них говорит всего несколько деревень. Тем не менее, никому не приходит в голову этот язык запретить. И, насколько мне известно, такая же ситуация существует в других странах мира, где есть так называемые национальные меньшинства.

На Украине русскоязычное население – это миллионы людей. И лишить этих людей возможности говорить на своем родном языке – значит спровоцировать ситуацию, которая будет постоянно порождать конфликты. Что, собственно, уже и происходит. Я думаю, что у каждого государства языковая политика должна быть сбалансирована так, чтобы существовал, конечно, общегосударственный язык, но при этом люди – взрослые и дети – могли бы пользоваться и своим родным языком.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Как избавиться от уныния? Есть ли об этом какая-то литература?

Митрополит Иларион: Уныние – это духовное состояние, которое может прийти к человеку неожиданно без всяких, как кажется, объективных причин. Уныние постигает людей вполне успешных, благополучных, у которых в жизни, как кажется, все хорошо. И вдруг неожиданно наступает полоса уныния, когда человек ничего не хочется делать: ни молиться, ни в церковь идти, ни книги читать, ни даже с людьми встречаться.

С этим состоянием можно бороться разными способами. Прежде всего, конечно, при помощи молитвы, ведь если постигло такое состояние, то, прежде всего, надо обратиться к Богу и попросить у Него помощи. Кроме того, конечно, нужно, по возможности, никогда не бездельничать. Человек должен быть всегда занят: либо он на работе, либо он у себя дома, либо он помогает ближним, либо что-то интересное читает.

Зачастую уныние случается из-за праздности, безделья. Литературы об этом духовном состоянии достаточно много. Это и творения древних святых Отцов, например, «Лествица» святого Иоанна Лествичника, где целая глава посвящена тому, как надо бороться с унынием. Но есть и очень хорошая современная книга иеромонаха Габриэля (Бунге), она называется «Акедия», это греческое слово,которое в переводе означает «уныние». Ее автор – современный человек, подвижник, который живет много лет в одиночестве в горах Швейцарии, но к нему очень многие приходят и даже приезжают из разных стран за духовным советом. На основе творений святых Отцов и на основе собственного многолетнего опыта иеромонах Габриэль написал эту небольшую книжечку об унынии. Думаю, что если вы испытываете это состояние, то эта книжечка вам поможет.

Вопрос: Я знаю, что от тотального одиночества многие психически больные люди ходят в секты. Можно ли как-то исправить эту ситуацию?

Митрополит Иларион: Прежде всего, хотел бы сказать, что в секты уходят не просто от одиночества. В секты уходят, потому что у человека может быть некая предрасположенность к тому, чтобы попасть в секту, а сектанты всегда выискивают тех людей, которые подходят к их идеологии, к их образу жизни по своему психическому типу.Сект нужно очень тщательно остерегаться.

В самом же одиночестве нет ничего плохого, ибо одиночество – это такое состояние, которое может приносить духовную пользу человеку. Человек, живя в одиночестве, может больше времени посвящать молитве, чтению Евангелия. И есть даже люди, которые избрали одиночество в качестве своего образа жизни – это монахи. Они воспринимают одиночество не как какое-то бедствие, не как порок, а, наоборот, как то духовное состояние, которое может приносить ежедневную и непрестанную пользу.

У людей жизнь складывается по-разному: кто-то живет в большой семье, а кто-то может оказаться в одиночестве. Если такое произошло, никогда не нужно унывать и ни в коем случае нельзя искать утешение в сектах, потому что секты очень опасны. Они опасны тем, что дают иллюзию решения проблем, но в итоге этих проблем становится еще больше, ибо секта может привести человека в состояние полного психического расстройства.

Служба коммуникации ОВЦС