На пленарном заседании Совета Федерации прозвучало выступление митрополита Волоколамского Илариона
31 мая 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил на пленарном заседании Совета Федерации в формате «Время эксперта».
В рамках этого формата на заседаниях звучат речи ученых, политиков, режиссеров, художников и других известных деятелей, посвященные актуальным для общества и государства проблемам.
Перед выступлением председателя ОВЦС состоялась его встреча с главой Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухиным. В ходе беседы обсуждались различные вопросы.
Представила митрополита Илариона присутствующим на пленарном заседании председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.
В 2017 году исполняется 100 лет трагическим событиям, связанным с двумя русскими революциями – февральской и октябрьской 1917 года. В своем выступлении председатель ОВЦС дал оценку их последствий, напомнил о масштабных гонениях на Церковь в XX веке в России.
«Революционные события привели к власти безбожных правителей, стремившихся не просто ограничить влияние Церкви на общество, но физически истребить ее», — подчеркнул архипастырь, напомнив, что во всей двухтысячелетней истории христианства не было таких масштабных гонений на Церковь, как в XX веке в Советском Союзе. «Объявив войну религии и Церкви, власти советского государства покусились на самое святое, чем на протяжении веков жил наш народ, – продолжил владыка Иларион. – И в конечном итоге война против Бога обернулась войной власти против собственного народа, выразившейся в многомиллионных репрессиях, которым были подвергнуты самые разные слои населения».
Времена насильственно и искусственно насаждаемого атеизма сегодня ушли в прошлое, констатировал далее председатель ОВЦС, отметив: «В 90-е годы отношение к религиозным организациям изменилось на законодательном уровне, были устранены искусственные препятствия для возрождения церковной жизни. К вере обратились миллионы людей, были восстановлены и заново отстроены тысячи храмов и сотни монастырей, получило развитие богословское и религиозное образование, духовное просвещение, миссионерская деятельность и социальное служение Церкви, появилась возможность пастырского окормления военнослужащих и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы».
«Преодолев трагические испытания XX века, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие, укрепляемые молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской. Живая связь с прошлым позволяет нам строить день нынешний и с надеждой смотреть в будущее, – уверен архипастырь. – Мы призваны усвоить трудные уроки минувшего века. И главный урок, который должен быть вынесен нами, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога».
Другой урок, по мнению владыки, заключается в понимании того, что без мирного сосуществования и созидательного взаимодействия разных этносов, культур и религий на огромной территории России невозможно построить сплоченное общество. «Национальная политика России исторически формировалась на основе уважения к различным культурам и традициям. Самобытность национальных культур и укладов, многоликость и многоязычие российской нации является уникальным достоянием, которое мы обязаны беречь», – сказал иерарх, отметив, что, исходя из такого понимания, Русская Православная Церковь уделяет особое внимание развитию диалога с другими религиозными общинами.
По свидетельству митрополита Волоколамского Илариона, основными вызовами для традиционных религий России сегодня являются нравственный релятивизм и терроризм под исламскими лозунгами. «Особая ответственность в деле противостояния терроризму лежит на религиозных лидерах, которые должны примером собственной жизни утверждать ценности сострадания, доброжелательности и миролюбия, обличая тем самым ложность и греховность человеконенавистнической идеологии экстремистов, какими бы лозунгами они ни прикрывались. Хотел бы отдать должное ведущим российским мусульманским лидерам, которые единодушно и бескомпромиссно осуждают террористов, твердо заявляя, что их идеология не имеет отношения к исламу», – продолжил владыка.
Говоря об экстремизме, председатель Отдела внешних церковных связей особо остановился на теме гонений на христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки. «Московский Патриархат на протяжении многих лет видит одним из основных направлений внешней церковной деятельности заступничество за страждущих братьев и сестер», – констатировал он, подчеркнув, что на глазах всего цивилизованного сообщества происходит систематическое истребление христиан, давно уже приобретшее масштаб геноцида. Однако на Западе эта проблема долгое время замалчивалась, и лишь в самое последнее время о гонениях на христиан заговорили, в том числе на высшем политическом уровне.
«Терроризм является общим вызовом для всех стран мира, включая Россию. И борьба с терроризмом не сводится лишь к ликвидации тех, кто уже совершил преступления. Нашей стране нужна эффективная система профилактики терроризма, в создании которой должны принять участие и государство, и все здоровые силы общества, включая представителей традиционных религий», – выразил уверенность митрополит Волоколамский Иларион.
Важным фактором противодействия террористической идеологии может и должно стать религиозное образование. «Мы ратуем за расширение преподавания религии в школах не потому, что хотим всех обратить в Православие, – засвидетельствовал иерарх. – Каждый – и взрослый, и ребенок – имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И на заданный одним нашим уважаемым телеведущим риторический вопрос, будут ли его судить за атеизм, может быть только один ответ: не будут. Но позаботиться о том, чтобы наши граждане знали, чему учат традиционные религии, в чем отличие реального ислама от терроризма под исламскими лозунгами, мы обязаны. И для этого крайне необходимо расширять преподавание религии в начальной, средней и высшей школе. Причем детям нужны знания не только в области своей собственной религиозной традиции, но и в области религиозных традиций своих соседей. Безграмотность в религиозных вопросах способна превратить наших молодых людей в легкую добычу экстремистских и террористических организаций».
Необходимо последовательно прививать детям и молодежи знания о традиционных религиях, не ограничиваясь отдельными модулями в начальной школе или религиоведческими факультативами в университете, отметил митрополит Иларион, подчеркнув: «Светский характер государства, на который постоянно ссылаются апологеты секулярного мировоззрения, не следует трактовать как запрет на преподавание религии в школе».
Продолжая тему, архипастырь сказал: «Мы привыкли, что знания о религии преподаются религиоведами, социологами, политологами, для которых религия является лишь объектом стороннего изучения. Но наряду с религиоведением, изучающим религию как бы извне, отстраненно, существует сформировавшийся тысячелетиями теологический подход, который в наше время оказывается востребованным именно потому, что опирается на мировоззренческое ядро и ценности конкретной религиозной традиции». Теология – это одна из гуманитарных наук, изучающая формы религиозной жизни, историю вероучения, моральные ценности, а также религиозное культурное наследие, включая искусство, музыку, литературу, напомнил владыка, отметив, что Церковь последовательно отстаивает научный статус теологии.
На данном этапе, когда в российской системе высшего образования формируется каркас теологии как отрасли научного знания, стоит задача развивать конкретные направления теологии – православной, исламской, иудейской, используя возникающее при этом общее научно-гуманитарное пространство для развития межконфессионального диалога и сотрудничества, отметил митрополит Волоколамский Иларион.
По его мнению, религиозное образование, кроме того, может стать надежным заслоном от идеологии нравственной вседозволенности, которая активно проникает с Запада. «Когда у людей не остается ничего святого, когда однополые сожительства законодательно приравниваются к брачному союзу между мужчиной и женщиной, когда гомосексуальным парам дозволяют усыновлять детей, у которых вместо папы и мамы появляются родитель номер один и родитель номер два, когда легализуется эвтаназия как удобный способ избавиться от лишних людей, будь то больных или престарелых, в этом невозможно не увидеть глубокую нравственную болезнь западного общества, – подчеркнул архипастырь. – Мы в России по собственному опыту знаем, чем оборачивается отказ от абсолютных нравственных ценностей, насильственная атеизация населения. Сегодня такая же атеизация, только под другими лозунгами, происходит на Западе».
Кроме того, отметил владыка Иларион, религиозное образование также способствует укреплению института семьи, а ведь одним из следствий ослабления этого института является спад рождаемости. «Многие семьи не стремятся к рождению детей, полагая, что появление ребенка может повредить карьере, увеличит расходы или просто нарушит привычный уклад жизни, – отметил выступающий. – Другие же пары, сталкиваясь с житейскими трудностями или сложными обстоятельствами, совершают сознательное убийство зачатых, но еще не рожденных младенцев».
Церковь выступает за святость человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти, напомнил иерарх. «Однако мы подчеркиваем, что для профилактики абортов и дальнейшего снижения их количества необходимо использовать не только запретительные меры: необходимо оказывать всестороннюю поддержку беременным женщинам, молодым семьям. Церковь на протяжении многих лет активно занимается этой проблематикой, вовлекая в свою орбиту неравнодушных людей, общественные организации. Следует всячески поощрять развитие совместных церковно-государственных проектов по созданию кризисных центров для беременных и малоимущих женщин с детьми», – сказал митрополит Волоколамский Иларион.
Он напомнил о материальных трудностях, с которым сталкиваются молодые пары, которые стремятся создать полноценную семью и родить детей, и высказал ряд предложений по решению данных проблем.
«Мы должны общими усилиями сделать поддержку материнства и детства приоритетом социальной политики государства, – уверен иерарх. – Такое целеполагание предполагает социально ориентированную экономику. Доминантой же современной экономической модели является извлечение максимальной прибыли и защита собственных финансовых интересов даже в ущерб другим. Церковь настаивает на необходимости не только строить экономику на нравственных началах, но и посредством ее деятельно служить человеку, следуя словам апостола Павла: Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35). Те, кто получает прибыль, должны осознавать, что на них лежит огромная ответственность быть внимательными к нуждам других людей, способствовать устранению экономической несправедливости в обществе и таким образом исполнять волю Божию».
Одной из серьезнейших проблем современного российского общества является стремление жадных до сверхприбыли людей получить наживу за счет малообеспеченных граждан, выразил мнение митрополит Иларион, упомянув, в частности, деятельность микрофинансовых организаций, выдающих кредиты «до получки» под неподъемные проценты. На это обратил особое внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в январе в Государственной Думе. «Необходимо решить вопрос содействия людям, которые живут от зарплаты до зарплаты и нуждаются в денежном вспомоществовании на короткий срок. Полагаю, что стоит подумать о возрождении института касс взаимопомощи, которые были широко распространены в прошлом, – сказал митрополит Волоколамский Иларион. – Представляется важным также принятие дополнительных мер по предоставлению населению доступных потребительских кредитов, выплата по которым не загоняла бы людей в финансовое рабство, ведь большинство граждан обращаются в банки и кредитные организации не от хорошей жизни, а потому что испытывают острую нужду в трудных жизненных обстоятельствах».
Экономика, игнорирующая моральные императивы и направленная исключительно на личное обогащение отдельных граждан или групп населения, не имеет будущего, констатировал архипастырь. Подчеркнув, что Церковь не вмешивается в дела государства, не предлагает свою собственную программу социальных преобразований, владыка Иларион сказал: «В то же время испокон веков Церковь заботилась о земном благополучии своих чад, печаловалась за них перед сильными мира сего. И сегодня Церковь, никому не навязывая свои правила и устои, остается голосом народной совести, печалуется за людей перед исполнительной и законодательной властью».
Отметив огромную ответственность, которая лежит на тех, кто принимает законы страны, председатель ОВЦС констатировал, что законотворчество должно быть подчинено обозначенным далеко идущим целям, а не сиюминутной конъюнктуре. «В этой работе законодательной власти России может помочь Церковь. Не случайно, выступая в Государственной Думе, Святейший Патриарх Кирилл предложил ряд конкретных законодательных инициатив, касающихся, в частности, поэтапного решения проблемы абортов в стране, целого комплекса мер по поддержке материнства и детства, включая освобождение многодетных семей от налога на недвижимость», – сказал митрополит Волоколамский Иларион, выразив надежду на то, что данные законодательные инициативы будут рассмотрены Государственной Думой и утверждены Советом Федерации.
В завершение своего выступления он напомнил слова Святейшего Патриарха на тему церковно-государственных отношений: «Наше стремление — не клерикализация общества… Всеми своими усилиями Церковь радеет только об одном – о положительном преобразовании всех сторон жизни индивида и общества. На этом пути невозможно игнорировать важность конструктивного сотрудничества с государством… Это дорога, ведущая к его нравственному оздоровлению, к укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а в конечном счете — к стабильности в обществе и государстве».
Служба коммуникации ОВЦС