Print This Post

17 мая 2017 года, в преддверии принесения в Россию из Бари части честных мощей святителя Николая Чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента итальянской газеты La Repubblica. Рассказав о значении этого события, владыка Иларион по просьбе журналиста коснулся таких тем, как православно-католические отношения, геноцид христиан в различных регионах мира, опасность агрессивного секуляризма, а также дискриминационные законопроекты против Украинской Православной Церкви, которые готовится принять Верховная Рада Украины.

 

– Первый вопрос – о принесении мощей святителя Николая Чудотворца в Москву. Итальянцы понимают, что это особый святой для России, для верующих этой страны. Какова значимость этого события для россиян? Каково значение особых связей, которые существуют между Россией и Бари, где покоятся мощи святого Николая?

– Значимость этого события трудно переоценить. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай – самый почитаемый святой в Русской Православной Церкви, достаточно вспомнить, как много храмов у нас посвящено святителю Николаю. И, наверное, нет храма в Русской Церкви, где не было бы иконы святителя Николая. Он пользуется таким почитанием, потому что совершенно особым образом откликается на молитвы людей.

То, что произошло 930 лет назад, когда честные мощи святителя и чудотворца Николая были, по сути дела, похищены из Мир Ликийских и привезены в город Бари, в Русской Православной Церкви с самого начала  было воспринято как перенесение мощей и отмечалось как великий церковный праздник. И уже в конце XI века, то есть через несколько лет после этого события, в нашем церковном календаре появилось празднование перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Этот праздник полюбился русскому народу не в последнюю очередь потому, что в отличие от зимнего праздника святителя Николая, приходящегося на декабрь, он выпадает на теплое время года. Таким образом, хотя память большинства святых празднуется раз в год, праздник в честь святителя Николая отмечается в Русской Церкви дважды.

– Как будет проходить Ваша поездка, связанная с сопровождением мощей святителя Николая? Как она организована?

– 20 мая из Москвы отправится чартерный самолет, который доставит в Бари церковную делегацию и специально изготовленный в мастерских Московского Патриархата ковчег. Вечером того же дня мы должны встретиться с католическим архиепископом Бари-Битонто Франческо Какуччи, который пригласил меня его посетить. Часть мощей святого (а именно его ребро, которое было специально для этой цели извлечено из саркофага) будет вложена в ковчег. Утром 21 мая мы совершим Божественную литургию на мощах святителя, а после богослужения доставим ковчег в аэропорт, откуда самолетом святыня будет доставлена в Москву. По прибытии в российскую столицу ковчег привезут в Храм Христа Спасителя, где его будет встречать Святейший Патриарх Кирилл с сонмом московского духовенства.

Святыня будет поставлена в Храме Христа Спасителя, и до 12 июля люди смогут подходить к ней ежедневно в течение целого дня.

– Как бы Вы оценили тот факт, что мощи святителя Николая принесли в ту страну, где он наиболее почитаем? Как бы Вы оценили это событие?

– Я это расцениваю как особую милость святителя Николая, которую он проявляет по отношению к нашему русскому народу. Кроме того, хотел бы подчеркнуть, что это один из результатов встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Если бы не было этой встречи, то не было бы и принесения мощей святителя Николая.

– Вспоминая об этом выдающемся событии, можно ли говорить о том, что встреча заложила какие-то фундаментальные основы для нового диалога двух Церквей? Если это так, какие основополагающие элементы в развитии данных отношений Вы бы выделили?

– Взаимодействие между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью касается, прежде всего, практической сферы. Мы, например, не обсуждаем богословские вопросы, потому что для их обсуждения существует межправославная комиссия, находящаяся в диалоге с Римско-Католической Церковью. А мы в нашем диалоге обсуждаем практические вопросы, и именно таким темам была посвящена встреча Папы и Патриарха, как и подписанная ими Совместная декларация.

Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь живут в одном и том же мире и встречаются с одними и теми же вызовами. И мы полагаем крайне важным, чтобы наши Церкви, как сказано в Совместной декларации, действовали не как соперники, а как братья. Встреча между Папой и Патриархом открыла новые возможности для такого рода взаимодействия.

– Владыка, можно ли сейчас уловить некий  знак того, что в тематике работы уже есть обсуждение подготовки новой встречи двух глав Церквей?

– Пока что этот вопрос не обсуждается. Сейчас мы должны отработать все то, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск решили на своей первой встрече.

– Таким образом, говорить о том, что, начав свой путь из Бари в Москву, мощи святителя Николая могли бы открыть дорогу к новой встрече, было бы преувеличением?

– Я бы не увязывал прибытие мощей с новой встречей – принесение этой святыни напрямую связано с той встречей, которая уже состоялась.

Самое трудное было, конечно, подготовить первую встречу, любую следующую подготовить будет гораздо проще.

– Владыка, Вы говорите, что обе Церкви сталкиваются с вызовами, которые сегодняшний мир ставит перед всей планетой. Каковы эти вызовы?

– Главный вызов для всех, в том числе для всего христианского мира, – это вызов терроризма под исламскими лозунгами. Перед ним сегодня стоят христиане Ближнего Востока, целого ряда африканских стран, ряда стран Азии. По сути дела, там происходит геноцид христиан. Именно эта тема была главной на встрече Папы и Патриарха. И мы должны объединить усилия для того, чтобы защитить христиан в тех местах, где они проживали без малого в течение двух тысячелетий.

Второй вызов – это, конечно, воинствующий секуляризм, который набирает обороты в Европе и  пытается вытеснить религию на задворки общественной жизни. Об этом тоже говорилось в Совместной декларации Папы и Патриарха. Такая секулярная идеология подрывает не только религию, но и основы человеческой жизни. В частности, она подрывает семью. Сохранение института семьи и защита человеческой жизни от зачатия до естественной смерти – это  направления, по которым католики и православные должны активно взаимодействовать.

– В наше время, когда общество в различных странах сталкивается с основополагающими проблемами в сфере защиты жизни, здоровья граждан, их независимости, представители различных общественных сил реагируют по-разному. Иногда это приводит к критическим отношениям между обществом и Церковью. Как бы Вы оценили сегодня градус этих отношений в России?

– Мы тоже сталкиваемся с критикой наших действий, наших позиций. Но  нужно помнить, что когда Иисус Христос пришел на землю и проповедовал те истины, по которым сегодня стараются жить миллионы людей, Он тоже подвергался и критике, и нападкам, и клевете. Как говорит апостол Петр в своем послании, если кто из вас страдает как христианин, «то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4. 16). То есть если нас осуждают и критикуют за то, что мы проповедуем христианские истины, то этого бояться не нужно. А если нас критикуют за дело, тогда надо прислушаться к этим словам.

– «Экуменизм» святых привел к тому, что стало возможным прибытие мощей святителя Николая в Москву. Каковы результаты сотрудничества Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви в области культуры, других сферах деятельности?

– У нас очень много совместных культурных проектов. Это и выставки, и концерты, и обмены делегациями. У нас есть даже двусторонняя комиссия по обмену в сфере культуры. Мне кажется, что это очень плодотворное направление нашего сотрудничества, потому что и Русская Православная Церковь, и Западная Церковь – каждая из этих традиций – создала свою культуру. И через знакомство с культурным наследием наших Церквей мы лучше узнаём друг друга.

– Не могли бы Вы рассказать об обращении Патриарха Кирилла к главам «Нормандской четверки»?

– 17 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН, генеральному секретарю Всемирного совета церквей и проинформировал их о своей крайней обеспокоенности в связи с двумя законопроектами, которые предложено вынести на обсуждение Верховной Рады Украины. Один из этих законопроектов предполагает, что в «Закон о свободе совести и о религиозных организациях» будут внесены изменения, которые позволят, по сути дела, любой группе самозванцев захватывать православные храмы.

Такие захваты уже происходят. Известно более 40 случаев, когда раскольники врывались в православные храмы, выгоняли оттуда наших верующих и объявляли себя хозяевами этих храмов. Однако если после того церковная община подавала в суд, она всегда выигрывала дело. Принятие предлагаемого проекта будет означать, что закон окажется на стороне захватчиков: получится, что вы сможете захватить храм, просто заявив о том, что являетесь его хозяином, ведь на Украине нет списков верующих той или иной конфессии, не существует регистрации в качестве члена определенной общины. И вот община живет своей жизнью, а потом появляются какие-то люди и говорят: «Община – это мы, мы хозяева вашего храма».

Второй законопроект, который предлагается принять, называется «О религиозных организациях, административный центр которых находится в стране, признанной Верховной Радой страной-агрессором». Под такое определение сейчас подпадает  только одна религиозная организация – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Согласно проекту закона, эта Церковь должна будет согласовывать назначения на все руководящие посты с украинским государством. Более того, государство сможет просто упразднить такую организацию. Подобного рода законодательных инициатив не было в Европе со времен фашистской Германии.

Мы надеемся на поддержку наших католических братьев и на поддержку Папы Франциска.